свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
![]() | ||
![]() | ||
№ 52 | ![]() |
Вторник, 22 мая 2007 г. |
![]() |
Всё, что близко и дорого Ндо же было такому случиться: день рождения Николая Григорьевича Милованова совпал с Днём пионерии. И в течение нескольких лет: с того дня, как ему повязали на шею красный галстук, до тех пор, как перешёл в следующую идеологическую категорию — стал комсомольцем, для него 19 мая было двойным праздником. И день этот майский запомнился ему преимущественно тёплым и солнечным. В детстве он мечтал стать лётчиком, а выбрал себе совсем другую профессию. Менее романтическую, но не менее интересную — металлург. И значительно в этом преуспел. Ео родные пенаты — станция Юрюзань Белорецкого района Башкирии. Кстати, именно там московские кинематографисты снимали очень популярный в то время сериал «Вечный зов». Заповедные леса и ромашковые поляны соседней республики удачно имитировали бескрайние сибирские просторы, где разворачивались драматические события первой половины XX века, ломались человеческие судьбы, сталкивались характеры. Очень уж там был колоритный антураж, вспоминает Николай Григорьевич: заброшенная узкоколейка, изрядно обветшавшие дома, которые не жаль было по ходу сюжета предать огню. Псле окончания семилетки подросток, подобно другим своим сверстникам, подался в город. Приехал в Златоуст, где жил его старший брат, и поступил в техникум имени Аносова. В Миасс, на Уральский автомобильный завод попал по распределению. До сих пор Николай Григорьевич считает, что именно заложенной в техникуме базе — специальное техническое образование в те времена давали основательное, он обязан последующему карьерному и профессиональному росту. Чо характерно, вслед за братьями в Миасс перебралась вся родительская семья. Отец, бывший железнодорожник, устроился в цех шасси. На автозавод пришла работать и младшая сестра. Жили на Мелентьевке, где купили домик. Оттуда до завода можно пешком дойти. Првый свой рабочий день Николай запомнил на всю жизнь. Встретил новичка сам главный металлург — Александр Николаевич Танакин, после беседы направил его работать в третий литейный цех, который тогда возглавлял Аркадий Исаакович Зарецкий. Середина шестидесятых годов — пик очередного этапа реконструкции. Были сняты с производства двухосные автомобили, которые завод выпускал более двух десятков лет. Как только прекратился выпуск автомобилей «Урал–355М», встал вопрос о замене верой и правдой отслужившего предприятию главного конвейера. Кардинальные изменения коснулись литейного производства. Можно сказать, вся вторая половина шестидесятых годов прошла под знаком преобразования заводских литейных цехов. А выпускник техникума начал свою трудовую биографию с простого рабочего — стал трудиться в очистном отделении обрубщиком. Хлеб доставался нелегко. За смену приходилось подать на очистку не одну тонну тормозных барабанов двигателя автомобиля «Урал». Конечно, и механизмы были, но рабочие предпочитали ручной труд — так было быстрее. Нколай легко сдал вступительные экзамены в Миасский филиал ЧПИ на специальность «Литейное производство». Поскольку учиться приходилось по вечерам, потребовалось работать в одну смену, и подающего надежды молодого специалиста перевели в техбюро отдела главного металлурга, где он занимался испытаниями новой модельной оснастки. С большой благодарностью вспоминает Николай Григорьевич тех, кто на первых порах опекал его, оказывал помощь. Это Леонид Васильевич Курочкин и Василий Павлович Пупов. Преподавали на кафедре старшие коллеги — Николай Васильевич Богачёв, Вацлав Ромуальдович Балинский. Знания студентам давали капитальные. Дипломный проект Николай Милованов под научным руководством Феликса Ивановича Ковалёва подготовил на тему «Реконструкция третьего литейного цеха». Следующая ступень — инженер–технолог сначала формовочного, затем плавильного отделения. Плавка металла стала главным делом жизни Николая Григорьевича Милованова. Ини разу его не посетило сомнение — правильно ли он определился с выбором. Даже в очень трудные для предприятия времена — вторую половину девяностых годов, когда вместо реально заработанных рублей заводчане получали «юрики», на которые выдавали самые ходовые продукты питания. Он знал: тяжёлые периоды приходят и уходят, а завод, преодолев трудности, непременно реализует свой богатый промышленный потенциал. Так и вышло. В1972 году бывший в то время главным металлургом завода Феликс Иванович Ковалёв пригласил тогда уже дипломированного инженера в центральную литейную лабораторию. Одно время Николай Милованов работал начальником лаборатории спецвидов литья, а затем начальником лаборатории металлургических процессов, где занимался плавкой чёрных металлов. Потом его назначили начальником бюро прогрессивных технологий и материалов (первоначальное название — центральная литейная лаборатория). Сего участием в производство было внедрено немало ключевых для завода проектов. В частности, был усовершенствован процесс работы вагранок, в результате чего уровень огнеупоров в составе литья удалось снизить до самого низкого уровня в отрасли. Наши литейщики даже заслужили похвалу от министерства. Ещё один блок, который, по словам Николая Григорьевича, имел «колоссальное для завода значение» — замена ковкого чугуна на высокопрочный, что принесло немалые преимущества предприятию. Прежде всего повысилась прочность картера раздаточной коробки. Это была первая деталь, изготовленная из высокопрочного чугуна. Сразу же сократилось количество рекламаций от потребителей. Процесс этот был не из лёгких. Нашим специалистам пришлось не только гору специальной литературы прочитать, но и поездить по командировкам в разные регионы страны — к собратьям по отрасли. Благо тогда ещё и в помине не было таких понятий как «конкуренция», «коммерческая тайна», «производственный секрет», «промышленный шпионаж». И автомобилестроители щедро, без всякой корысти делились друг с другом наработками. Н счету Николая Милованова немало рационализаторских предложений, внедрение которых принесло заводу значительный экономический эффект. Это тоже плюс в его деятельности на благо завода. И завод не забывал морально поощрять его старания. Есть у Николая Григорьевича значки победителя социалистического соревнования 1973 года, ударника девятой и одиннадцатой пятилеток, ветерана Уральского автозавода. А ещё ему присвоено звание Почётного металлурга. Это не считая множества почётных грамот. Тперь Николай Григорьевич руль отдал более молодым и амбициозным, стал ведущим инженером–технологом. Работает с поставщиками огнеупоров. Будет трудиться, пока сил и здоровья хватит. Он с полным на то основанием считает, что жизнь его удалась. На работе порядок, в семье тоже. Со своей будущей женой, Ларисой, Николай Григорьевич, представьте себе, подружился не где–нибудь, а на легкоатлетической эстафете на приз газеты «Уральский автомобиль». Они выступали за одну команду, поскольку оба работали в отделе главного металлурга. А ещё увлекались лыжами. Всемье выросли двое сыновей. Старший, Александр, работает на ЖБИ, младший, Михаил — в «Кедре». Пристрастия отца к литейному делу они не унаследовали, отдав предпочтение энергетике. Зато оба получили от родителей очень важное качество — любовь к труду, что даже подчас в неординарных ситуациях, которые случаются в жизни, держит человека на плаву. Сейчас у Миловановых подрастают трое внуков: Насте — шестнадцать лет, Саше — четырнадцать, Вале — десять. С шестидесятилетним юбилеем Николая Григорьевича поздравляла вся многочисленная родня, а также друзья, сослуживцы. Ивсё же интересно: что юбиляра огорчает и радует в этой жизни? Мыслит он глобально. Не по душе ему, что утрачиваются национальные традиции, размывается менталитет, происходит нравственная деградация народа. Зато на первый план выходит власть золотого тельца. — Раньше люди жили беднее, но были духовно богаче, — размышляет он. — А нынче не стало ничего святого, всё попрано. Нколай Григорьевич очень надеется, что третье поколение Миловановых удастся уберечь от соблазнов и пороков современного мира. Рдует же его, что завод находится на подъёме, наращивает выпуск автомобилей. «Уралы» пользуются спросом. Зарплата у заводчан растёт. Такой позитив оптимизма существенно добавляет.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |