свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
![]() | ||
![]() | ||
№ 74 | ![]() |
Вторник, 15 июля 2003 г. |
![]() |
ЗА ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ! Ометив свой юбилей, метрологическая служба АЗ «Урал» продолжает борьбу с психологией тех, чья хата с краю Мтрологической службе предприятия исполнилось двадцать пять лет. Всего лишь?! На самом деле четверть века минуло лишь с той поры, как направления, объединенные под общим метрологическим крылом, были централизованы. В разрозненном же виде на Уральском автозаводе они существовали практически с момента его основания… Сести воедино Зрождение централизованной метрологической службы предприятия пришлось на тот момент, когда главным инженером завода был Виктор Васильевич Трубеев. В ту пору частыми гостями Уральского автомобильного были комиссии по проверке качества выпускаемой продукции, которые, как водится, высказывали ряд замечаний, в том числе и по метрологическому направлению. Любому руководителю претензии в его адрес — как бельмо на глазу. Видимо, по этой самой причине Виктор Трубеев отдал поручение начальнику конструкторско-технологического отдела стандартизации Аркадию Николаевичу Беляеву — создать метрологическую службу. По большому счету, ее, разбросанную по всему заводу, просто нужно было собрать воедино. И процесс пошел, несмотря на то, что руководители ряда цехов и отделов были категорически против. Н должность главного метролога Уральского автозавода по праву могли претендовать как минимум трое высококвалифицированных и уважаемых на предприятии специалистов. Но, неожиданно для многих и для него самого, возглавить новую службу было предложено Валентину Гусеву, который на протяжении некоторого времени занимался координацией работы разрозненных подразделений. Отрезок в четверть века они прошагали вместе, плечом к плечу: метрологическая служба и Валентин Гусев. Кедо Гусева Влентин Гусев — руководитель совершенно нетипичной для нашего государства формации. Он деловит, демократичен, подтянут. Последнее из перечисленных качеств никому не дается «просто так». Валентина Ивановича можно по праву считать одним из самых спортивных руководителей автомобильного завода «Урал». Если надо, он «закроет» любой вид комплексной рабочей спартакиады, да и коллектив службы подобран подстать начальнику. Недаром по своей производственной группе они являются неоднократными победителями. Ктати, о коллективе и его отличительных особенностях. К 1998 году, низшей точке падения объемов производства на Уральском автозаводе, многие подразделения предприятия начали испытывать кадровый «голод» — дефицит высококвалифицированных специалистов. Что касается метрологической службы, то ее сотрудники прошли через экономический кризис достойно, с минимальными потерями. Конечно, были и те, кто ушел. Но покинули метрологическую службу не уникальные специалисты, а так называемые «временщики». Молодежь же, как правило, приходя в подразделение, задерживается здесь надолго, поэтому проблем с преемственностью поколений у метрологов нет. П производственной необходимости метрологическая служба разбросана по всему предприятию: от цеха шасси до главного корпуса. С информационным вакуумом, который может возникнуть в любом коллективе, Валентин Гусев борется самым действенным способом — хождением в люди. Его встречи с работниками службы не подпадают даже под определение «традиционные». Они постоянны. Аналогичная тенденция наблюдается и при приеме новых сотрудников. С каждым из них руководитель в обязательном порядке встретится и побеседует. Зчем ему это? Валентин Гусев считает, что люди должны чувствовать по отношению к себе заботу со стороны руководства. Хотя и этот подход не исключает определенной жесткости. Директор метрологической службы придерживается правила: виноват — ругаю, отличился — поощряю. Основополагающим принципом руководства Валентин Гусев считает справедливость, которая, по его мнению, возвышает людей. Нчало начал Счем же ему пришлось столкнуться, едва служба начала функционировать? Если несколько утрировать, с определенным разгильдяйством. На заводе в избытке имелись оборудование и приборы, которые нуждались в периодической поверке. Ведь в автомобилестроении любое отклонение браку подобно. Но о какой системности работы можно было говорить, когда не существовало даже элементарного графика поверок? Кроме того, пришлось вводить пономерной учет средств измерений. Не от хорошей жизни, а из-за того, что некоторые приборы проходили поверку по несколько раз в год, а иные — никогда. Психология была: дескать, зачем мне надо себе дополнительную работу искать, вести учет, следить за графиком? С таким подходом и пришлось бороться метрологам предприятия на самой заре своей службы. Нетрудно себе представить, насколько сложно шел этот процесс. Но сегодня каждый прибор занесен в график, поэтому теперь автозаводских метрологов на мякине не проведешь. Гд за годом метрологическая служба доказывала свою востребованность и значимость. Недаром она считается одной из сильнейших в отечественном автопроме: как по подбору специалистов, так и по уникальности оборудования, которое имеется в ее распоряжении. Неслучайно представители многих российских предприятий приезжали и приезжают к миасским метрологам до сих пор — обменяться опытом, хотя, в подавляющем большинстве случаев, хотят перенять его. Здача наша такая… «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Эти слова, ставшие сегодня неформальным девизом автозаводских метрологов, произнес когда-то знаменитый русский ученый Дмитрий Менделеев. Девиз, как известно, нужно претворять в жизнь, иначе он превратится в пустую формальность. Помня об этом, главный метролог автомобильного завода «Урал», директор метрологической службы Валентин Гусев так сформулировал основную задачу своего подразделения: «Мы соблюдаем единство измерений на заводе, поэтому обязаны обеспечить точность данных для оценки качества продукции на всех стадиях жизненного цикла». Что ж, вполне разумно, особенно, если обратить внимание на результаты. Так, решение этой задачи, по логике вещей, позволяет получить необходимые данные для улучшения деятельности предприятия во всех его сферах и обеспечить соответствие выпускаемой продукции установленным требованиям. Свои «молот» и «наковальня», между которыми оказываются автозаводские метрологи, также имеются. С одной стороны, это Закон «Об обеспечении единства измерений», с другой — необходимость минимизации затрат при обеспечении точности данных для анализа. Как известно, курс на оптимизацию всего и вся на автомобильном заводе «Урал» никто не отменял, и метрологи в этом процессе не относятся к категории «неприкасаемых». Збот и хлопот с каждым годом становится все больше и больше. У предприятий, выпускающих продукцию для Министерства обороны России, после выхода в свет упомянутого выше закона, средства измерения обязаны проходить обязательную государственную поверку, либо поверку собственными аккредитованными службами метрологии. На автомобильном заводе «Урал» пошли по второму пути. Метрологическая служба предприятия первой в Челябинской области получила необходимую аккредитацию и взяла дополнительную нагрузку на свои плечи. Коме того, в настоящий момент служба активно занимается метрологическим обеспечением по системе качества, выполняет большой объем методологической работы. В ближайшем будущем ей предстоит заняться еще одним направлением деятельности. Так, до конца нынешнего года, служба обязана внедрить автоматизированную систему учета поверочной деятельности. Сова — о психологии «Я весь коллектив нацеливаю на то, что мы работаем для производства, — утверждает Валентин Гусев. — Поэтому служба должна помогать им решать проблемы как можно быстрее». Однако без диаметрально противоположных точек зрения на один и тот же вопрос, все–таки, не обходится. Красноречивый пример из числа последних — необходимость аттестации всего испытательного оборудования, которое находится в заводских подразделениях. В каких-то производствах к этому отнеслись с прохладцей: дескать, не моя забота, мне главное — выпуск, план, штуки. Как и двадцать пять лет назад, с таким подходом автозаводским метрологам предстоит бороться. Ведь упомянутую проблему можно также, без тени сомнения, отнести к области психологии. Тем более, что метрологи отлично знают: при обоюдном желании взаимопонимания можно достигнуть. Так, начальник ЭИП Сергей Клепов проникся новой тенденцией и сделал шаг навстречу метрологам. Результат известен: сегодня в экспериментально-исследовательском производстве нет ни одной единицы неаттестованного испытательного оборудования. Как говорится в таких случаях, и волки сыты, и овцы целы. Чо у метролога в кармане? З текущий год коллектив метрологической службы сократился на 12 процентов. Зарплата сотрудников, по словам Валентина Гусева, возросла лишь на 4 процента. И это при том, что ее средний уровень и без того невысок — 3257 рублей по данным 2002 года. Единственным путем к самостоятельному повышению доходов директор метрологической службы считает выполнение сторонних заказов. Подобная практика существовала еще с социалистических времен, а в годы кризиса на автозаводе даже приветствовалась. Сегодня эта работа находится в некотором застое. С одной стороны, никто не отменял действия приказа, запрещающего заниматься выполнением сторонних заказов. С другой — количество обращающихся к автозаводским метрологам за помощью не так уж и велико: «ТРЕК», «Дюпон», «Миассмебель», «Плат»… Большинство потенциальных заказчиков отпугивает громоздкая система документооборота, существующая на Уральском автозаводе. Для того, чтобы выполнить пустяковую работу, нужно пройти через множество инстанций, согласовать на всевозможных уровнях и потратить драгоценное время, которое, порой, исчисляется месяцами. Вот вам, кстати, еще одна область, которой оптимизация оказалась бы весьма полезной... Плою не измеришь Внастоящий момент метрологическая служба АЗ «Урал» располагает обширной технической базой — одной из самых мощных в России. Например, сегодня для контроля эвольвенты и направления зуба предприятие имеет швейцарский оптико-механический прибор SP-60, немецкий PNC-40, импортные инструментальные микроскопы, приборы для контроля шероховатости «Хоммель» и т. д. Оним из знаковых событий в области технического перевооружения стало приобретение и запуск в эксплуатацию координатной измерительной машины «Цейсс». Ее использование позволяет, при значительной экономии времени, оценивать метрологическую пригодность контрольных калибров и выявлять у них несоответствия. В свое время завод был близок к приобретению подобной машины. Однако тогда на генерального директора завода повлиял один из уважаемых и опытных специалистов. «Деталь сложнее изготовить! А если понадобится, я ее полою измерю», — примерно так убеждал он высокопоставленного начальника. Вместо координатной машины тогда приобрели дорогостоящий станок для инструментального производства. Сегодня на практике доказано: время для «измерения полой» ушло навсегда. Внастоящий момент метрологическая служба предприятия готовится к защите инвестиционной программы на 2004 год. Она предусматривает приобретение эталонных средств для сохранения права поверки, повышение точности, производительности и автоматизации измерений. Так, после приобретения координатной машины метрологи теперь грезят об электронном планиметре. И мечта может стать реальностью, если будет получено «добро» от собственника.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |