![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
24 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Пятница, 10 февраля 2006 года | |||
![]() |
Что влияет на тарифы
ергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, кто формирует и устанавливает тарифы на коммунальные услуги и жилье в нашей области? — Тарифы на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения устанавливаются в соответствии с действующим законодательством комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области». Тарифы на содержание жилья и капитальный ремонт определяют главы муниципальных образований по согласованию с комитетом «Единый тарифный орган» в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии в сфере тарифной политики. Тариф на газоснабжение устанавливает федеральная служба по тарифам (ФСТ). Он состоит из трех частей: оптовая цена газа, стоимость услуг по транспортировке газа по газопроводам Челябинской области и снабженческо-сбытовая надбавка. Мы складываем все три составляющие и устанавливаем стоимость газа для населения. — А от чего зависит величина тарифа? — Я вам объясню на примере тарифа на теплоснабжение, так как это наиболее значимая услуга, которая занимает порядка 50-ти процентов в общем объеме платежей населения за услуги ЖКХ. В первую очередь величина тарифа зависит от вида топлива. В среднем тепло, вырабатываемое на газе, в три раза дешевле тепла, получаемого на угле или мазуте. Также определенное влияние на величину тарифа оказывает динамика роста цен на различные виды топлива. Например, в прошлом году стоимость печного топлива выросла на 80 процентов, газ при этом подорожал на 24 процента, а мазут на 20 процентов. В этом же году ситуация противоположная — печное топливо подорожало на 10 процентов, газ — на 11 процентов, мазут — на 50 процентов. Соответственно и темпы роста тарифов на тепло резко колеблются в зависимости от вида топлива. Дугим важным фактором установления размера тарифа является объем выработки тепловой энергии. Здесь зависимость обратно пропорциональная: чем больший вырабатывается объем, тем ниже величина тарифа. Условно постоянные расходы, включаемые в тариф, на большем объеме выработанной энергии, «размазываются», становятся менее заметными. Седующий фактор — сосредоточенность нагрузки. Чем выше нагрузка на сеть, тем меньше потери по сети. Удельная теплоотдача на один квадратный метр в многоэтажном доме в два-три раза ниже, чем в одно-, двух- и трехэтажных домах, где тепло еще уходит и через крышу. Поэтому, как правило, тарифы на тепло в сельской местности гораздо выше, чем в городе. Кроме того, на размер тарифа влияет вид установленного в котельной оборудования. Самое дешевое тепло получается там, где на одном и том же топливе вырабатывается тепловая и электрическая энергия (ГРЭС и ТЭЦ). Тогда затраты на топливо распределяются между теплом и электроэнергией. — При доставке тепловой энергии потребителю часть тепла теряется в сети. Кто возмещает эти потери, ложатся ли они дополнительной нагрузкой на тариф? — В тариф включаются лишь нормативные потери, которые рассчитываются исходя из объема трубы, ее диаметра, протяженности теплотрассы. Сверхнормативные потери (в том числе и утечки) возмещаются за счет теплоснабжающей организации. — Несмотря на то, что темпы роста тарифов в 2006 году в 1,5 раза ниже, чем в 2005 году, все равно любое повышение тарифов вызывает негативную реакцию населения. Какая работа проводится в области по сдерживанию роста тарифов, кто за нее отвечает? — На сегодня работа по сдерживанию тарифов ведется по нескольким направлениям. Во-первых, наиболее действенное направление — техническое решение, прежде всего, газификация. Как я уже говорил, перевод котельной на газ существенно, в разы, сокращает тариф на тепло. Второй путь — замена котлов в старых котельных в мелких населенных пунктах, которые строились с учетом на перспективу, а на сегодня загружены лишь на 20-25 процентов. Замена позволит сократить необходимый объем топлива, повысить КПД и, как следствие, снизить тарифы. Администрации муниципальных образований согласовывают с нами тарифы для своих территорий. Иногда главы за счет местного бюджета закупают топливо, что позволяет снизить тарифы для населения. Помимо этого, для уменьшения темпов роста тарифов в Челябинской области действует и программа по оснащению приборами учета энергоресурсов. Только в Челябинской области работают программы по подготовке к зиме и реконструкции ЖКХ. Помимо этого для населения мы удешевляем тариф за счет перекрестного субсидирования. Перекрестное субсидирование позволяет сдерживать рост тарифов для населения за счет повышения тарифов для промышленных потребителей и замедлять рост тарифов на тепловую энергию путем перераспределения затрат с тепло- на электроэнергию. — Давайте вернемся к самому животрепещущему вопросу. На сколько вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2006 году? Сколько будут платить южноуральцы за тепло, воду, газ, электричество? — В 2006 году в Челябинской области тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличатся в среднем на 15,4 процента, что меньше ожидаемого роста заработной платы. В 2005 году рост платежей в среднем по области составил 22 процента. Тарифы на услуги водоснабжения поднимутся на 14 процентов, на услуги водоотведения — на 13,7 процента, на природный газ — на 18,8 процента. Прогнозный рост тарифов на электроэнергию составит 15,5 процента, на тепловую энергию — 17 процентов. — Расскажите поподробнее о размерах тарифов. — В 2006 году жители, проживающие в городских домах с газовыми плитами, будут платить 1 рубль 4 копейки за один киловатт (рост 15,5 процента), в домах с электроплитами и в сельской местности — 74 копейки (рост 12,2 процента). Таким образом, средний тариф для населения составит 86 копеек за один киловатт в час или 66 процентов от среднеотпускного, установленного ФСТ. Прогнозный рост тарифов для бюджетных и сельскохозяйственных потребителей составит девять процентов. Для промышленных предприятий тарифы вырастут на семь-восемь процентов. В 2006 году оптовая цена газа для реализации населению возрастет на 11,5 процента. Согласно решению федеральной службы по тарифам, коэффициент удельной сложности обслуживания системы газораспределения для населения на следующий год установлен в размере 1,35, в 2005 году этот коэффициент был равен 1,25, в 2004 году — 1,1. Тарифы на транспортировку газа по большинству газораспределительных организаций увеличатся на 22,7 процента. В среднем розничные цены на газ в 2006 году вырастут на 18,8 процента. Традиционно Челябинская область стремится к установлению максимально низкого тарифа на тепловую энергию, так как это социально значимая услуга (почти 50 процентов тепла потребляют жители области). С этой целью и было сохранено перекрестное субсидирование на уровне 2005 года. — А как мы выглядим по уровню тарифов на фоне других субъектов уральского региона? — Челябинская область, единственная среди девяти областей уральского региона, установила на 2006 год тариф для населения на энергоресурсы ниже среднеотпускного тарифа. Жители Свердловской области и Удмуртии за один киловатт . час в будущем году будут платить на 20 копеек больше, чем южноуральцы — 1 рубль 24 копейки. В Пермской области один киловатт . час обойдется в 1 рубль 25 копеек, в Курганской области — 1 рубль 45 копеек. За тепло южноуральцы также будут платить меньше всех среди областей уральского региона. Одна гигакалория будет стоить жителю Челябинской области 308 рублей, в Свердловской области — 309 рублей, в Оренбургской области — 316 рублей, в Удмуртии — 317 рублей, в Пермской области — 333 рубля, в Курганской — 383 рубля. — Сергей Юрьевич, к кому может обращаться житель Челябинской области, если у него возникают сомнения в правильности установления тарифа на ту или иную услугу? — Нужно обращаться в администрацию по месту жительства или непосредственно в «Единый тарифный орган». Желательно направлять в наш комитет письменный запрос, одновременно приложив к нему копии платежек. На ваше письмо дадут разъяснительный ответ специалисты ЕТО. От редакции Единственное, что может хоть как-то смягчить «тарифный» удар, — так это то, что летом мы не будем платить за тепло, и общая сумма коммунальных платежей станет меньше. Кроме того, как нам сообщили в пресс-службе администрации города, Миасс — один из немногих городов Челябинской области, который предусмотрел дотацию из бюджета в размере 16 миллионов рублей. Сейчас администрация рассматривает возможные варианты по статьям тарифов, которые не влияют на жизнеобеспечение города (в частности, предлагается убрать из тарифа статью «капитальный ремонт»). Все вопросы, связанные с тарифами ЖКХ, можно задать по телефону 56-66-28 с 8 до 17 часов в будние дни. |
назад |