Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 234 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 10 декабря 2004 года

Лицей — слово значимое

   Восемнадцать лет назад, в один прекрасный августовский день, мне крупно повезло. Заведующий городским отделом народного образования, к которому я пришла с направлением на работу по окончании университета, провел пальцем по списку школ, нуждающихся в словесниках, и предложил: «Хотите в шестую, вы ведь в машгородке будете жить?» И я согласилась, тем более что в город приехала впервые лишь накануне и о здешних школах ровным счетом ничего не знала. Так школа, а теперь лицей № 6 оказался прочно связанным с судьбой моей семьи.

   Д сих пор с удивлением и благодарностью вспоминаю, как сердечно встретили меня, неумеху, в коллективе. Предмет-то свой я вроде бы знала, и даже неплохо, если можно судить по оценкам в дипломе одного из самых престижных университетов страны, а вот как передать эти знания детям — представляла очень приблизительно. Ну не считалась в те времена методика преподавания в школе серьезной дисциплиной! Не могу припомнить ни одного упрека или выражения недовольства в свой адрес со стороны старших, опытнейших и всеми уважаемых коллег. Зато навсегда в памяти останутся уроки деликатности и такта, которыми меня ненавязчиво учили основам профессии. Простой, в общем-то, прием, которым пользовалась Алла Степановна Шахова, взявшая надо мной шефство, — сначала найди повод похвалить, а уж после давай советы, — позволял мне ощутить уверенность в своих силах и желание работать. Мне кажется, что именно в уважении к человеку — ученику или молодому учителю — заключается особый, присущий этому учебному заведению дух. И неслучайно, наверное, школа № 6, единственная в городе, стала лицеем. Двести лет назад, в Царском селе, под самым носом у самодержца, культивировалось в лицее свободомыслие. В школе № 6, первой и когда-то единственной в полусекретном машгородке, педагоги передавали друг другу самиздатовские книжки, читали, делились впечатлениями. Для этого в те времена нужно было очень доверять друг другу...

   Ме не довелось лично знать Руфину Валентиновну Салову — директора, чье имя в школе произносили с не меньшим уважением, чем ветераны ГРЦ говорят о Викторе Петровиче Макееве. О Руфине Валентиновне в коллективе ходили легенды. Говорили, например, что она могла просто не пустить проверяющих из гороно на урок к Галине Иосифовне Бронштейн, поскольку знала, что ее уроки ни в какие каноны и стандарты не вписываются. Увы, не всякий инспектор был способен оценить мини-спектакль одного актера или страстную спонтанную дискуссию, в которые, вопреки планам и конспектам, превращались занятия у Галины Иосифовны. Это были уроки любви к литературе, уроки нравственности. Она учила ребят думать самостоятельно и свободно выражать свои мысли, а еще, на собственном примере, быть человеком порядочным, добрым, благожелательным к окружающим.

   Лгендой школы стали уроки химии соросовского учителя Надежды Павловны Власенко. Рассказывают, что ее воспитанники вынуждали учителя проводить факультативы прямо на лестнице, если вдруг недоставало кабинета для занятий.

   Н были обычными уроками истории и обществознания занятия Лидии Васильевны Рыбкиной — она учила ребят не просто заучивать даты и формулировки, а по-настоящему глубоко и вдумчиво анализировать происходящие вокруг процессы, вникать в их суть и подоплеку. А для этого нужно было и самой уметь разбираться, что происходит в нашем безумном мире. Уверена, что полученные от Лидии Васильевны знания многим помогли найти свою дорогу в жизни. Сколько в истории этой школы имен замечательных, глубоко интеллигентных педагогов, которые очень хочется назвать: Людмила Анатольевна Пяткина, Алиса Зиновьевна Болышева, Наталья Николаевна Цветкова, Елена Германовна Перегудова. Этот список, увы, не может быть полным в силу требований газетного жанра.

   Вшколе, то есть в лицее, и сегодня есть кому продолжить эстафету. Знаю точно, хотя и не работаю здесь уже 15 лет. Педагога из меня так и не получилось. До сих пор не понимаю, откуда у бывших моих коллег столько душевных и физических сил, чтобы справляться с этими адскими нагрузками?! Но со школой связь не прервалась. Пять лет назад ее окончил мой сын, в этом году — дочь (и с легкостью поступила в университет без помощи репетиторов на бюджетное отделение, как и немало выпускников нынешнего года). Никогда не считала себя идеальной матерью, и в том, что мои дети пока не причиняли мне серьезных огорчений, думаю, большая заслуга наших учителей. Уверена, мою точку зрения разделят и с благодарностью поддержат многие очень занятые родители.

   Ямогла бы рассказывать о нашей школе в день ее 45-летия еще и еще, но, пожалуй, следует дать и другим возможность высказаться. Тем более что есть кому рассказать о лицее № 6: не менее десятка его выпускников работают в различных средствах массовой информации города. Что ж, и царскосельский лицей в свое время дал стране немало авторов, владеющих пером. Сама атмосфера, похоже, здесь способствует творчеству. А это, по-моему, очень хорошо в деле воспитания наших детей.

   


Е. ИЛЮШИНА.



назад


Яндекс.Метрика