![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
234 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Пятница, 10 декабря 2004 года | |||
![]() |
Образование со знаком качества
— Марат Михайлович, почему именно лицей? — Меня назначили директором шестой школы 1 февраля 1992 года. К тому времени я успешно защитил научную работу по инновационным направлениям школ в Казанском научно-исследовательском институте. За плечами были работа во французской гимназии, продолжительная стажировка в Лондонском лицее. Теперь вы понимаете, что тема исследования была выбрана неслучайно, поскольку я располагал достаточным количеством материала и отлично представлял, что такое образовательное учреждение типа лицей. Все это и позволило мне сформировать концепцию будущей школы. — Давайте вернемся на 12 лет назад. Как же все начиналось? — Уже на следующий день после своего назначения я ужаснулся: за несколько лет нестабильного руководства школа пришла в плачевное состояние, и мне в ней, мягко говоря, было неуютно. Начинать нужно было с обыкновенного ремонта. Параллельно заработал и коллектив — мы составили специальную программу, первые пункты которой касались наведения элементарного порядка. Прежде всего, нужно было вспомнить о своем предназначении: учить и воспитывать детей! Причем обеспечить качественное обучение, выйти на новый уровень этого процесса. Вот то, к чему мы стали стремиться. Пставив перед коллективом нелегкую задачу и заручившись его поддержкой, поначалу приходилось рассказывать о будущем устройстве школы. Но уже через два года, обобщив результаты работы на нашей экспериментальной площадке, мы отчетливо поняли, что цель достижима. Учителя начали готовиться к управлению инновационным процессом, 90% педагогов давали открытые уроки, наш коллектив стал автором четырех трудов: по обобщению опыта, педагогическому мониторингу, педагогическому мастерству и, наконец, системе воспитательной работы. 7 лет напряженной слаженной работы помогли утвердиться во мнении: у нас получилось! В 2003 году школе был официально присвоен статус лицея. — Как все то, о чем вы коротко рассказали, отразилось на качестве обучения? — Оно поднялось на совершенно новый уровень: в иные годы из всех призовых мест на городских олимпиадах примерно половина была за нашими учащимися. Мы всегда строго относились к сдаче экзаменов, поэтому когда ввели ЕГЭ, были уверены за детей, и не ошиблись. В 2002 году по результатам сдачи ЕГЭ школа вошла в десятку лучших в Челябинской области, в 2003-м заняла 27 место в рейтинге 100 лучших школ, в этом году — 26 место. Как видим, у нас прочная позиция, но в нынешнем учебном году мы намерены войти в рейтинговую десятку и никогда из нее не выходить. Сейчас мы, подобно грейдеру, выравниваем проторенную дорогу, работая над качеством образования. Считаю, что профессиональное поле учителя должно быть высокого уровня, поэтому с 8-го класса, когда ребята переходят на профильное обучение и готовятся к поступлению в вузы, с ними работают только учителя высшей категории. До 7 класса — с 1-й категорией, вторую нам не позволяет признавать новый статус. Наши ребята успешно учатся, и процент их поступления в вузы на бюджетной основе достаточно высок. — Насколько мне известно, примерно половина ваших учеников учится на 4 и 5. Вы проводите определенный отбор? — Нет, мы обучаем всех, кто к нам приходит. Как педагог я абсолютно уверен, что из любого ученика со средними способностями можно вырастить талантливого. У нас сложились свои методы работы, особая творческая среда... Мы учим обычных детей работать так, чтобы появлялись хорошие результаты. И этому способствует тройственный союз: ученик, учитель, родители. Мы очень хорошо друг друга понимаем, вместе продвигаясь по трем направлениям: воспитать, обучить, подготовить к поступлению. Вобщем, конвейер запущен, система действует, работает целая фабрика. И мы не стоим на месте, находим новые пути развития, ведь, если вспомнить слова Ушинского, учитель, перестающий совершенствоваться, умирает. — Марат Михайлович, если не секрет, о чем вы мечтаете? — Я хочу, чтобы школа была академической во всем: в интерьере, преподавании — этаким храмом науки, маленьким институтом по подготовке к поступлению в вуз. Если же говорить о мечте, то очень хочется построить при школе спортивный комплекс, поскольку тот спортивный зал, который у нас есть, выработал свой потенциал еще в 80-е годы. Для строительства потребуется 3,5 млн. рублей. И я надеюсь, что они у нас будут благодаря выпускникам, достигшим определенных высот. Среди них немало таких, кто обязательно поможет. Нвое дело всегда продвигается с трудом, но главное — прецедент создан: своей работой мы доказали, что городу нужен лицей в качестве альтернативного учебного заведения. Чтобы твердо встать на ноги, предстоит еще многое сделать, и мы уверены в своих силах.
Беседовала Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |