![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
219 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 20 ноября 2004 года | |||
![]() |
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ
Оправляя своего ученика Дмитрия Михальченко на очередную олимпиаду по астрономии, Н. Ю. Ратанина почти не сомневалась в его успешном выступлении. А когда узнала, что именно Дима превзошел всех своих умных соперников и стал абсолютным победителем XIX международной олимпиады, обрадованно воскликнула: «Иначе и быть не могло!» Звездный мальчик из 11 «Б» Уеник школы № 9 Дмитрий Михальченко (на снимке слева) увлекается астрономией с 5 класса, да так успешно, что уже собрал целую коллекцию побед на олимпиадах различного уровня. В течение трех последних лет юный ученый никому не уступает титул абсолютного чемпиона Челябинской области по астрономии, в 9-м классе он стал победителем Всероссийской олимпиады, через год — дипломантом олимпиады стран СНГ и занял третье место на Всероссийской олимпиаде, а в этом году получил звание абсолютного победителя на чемпионате мира по астрономии. П словам Н. Ю. Ратаниной, несомненная одаренность Димы бросалась в глаза еще в 5-6 классе: он неординарно мыслил, и порой Наталье Юрьевне сложно было понять ход его рассуждений, неизменно ведущих к правильному ответу, — у него поразительная интуиция, помогающая найти верное решение. Во время недавних сборов в Санкт-Петербургском госуниверситете Дима блистательно подготовился к международной олимпиаде под руководством преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета Б. Б. Эскина. Борис Борисович работал с 12-ю перспективными школьниками со всей России, загружая их различными заданиями и контрольными работами. Поразительно, но после такой сумасшедшей нагрузки юные астрономы не валились с ног, а продолжали решать все новые и новые задачи. Говорят, взрослые не могли их уложить спать до 3-х часов ночи… В результате для участия в международной олимпиаде были отобраны 6 школьников, один из них — наш Дима Михальченко — и стал абсолютным победителем. Ткая череда успехов не кружит голову юному дарованию. По словам самого же Димы, он очень любит играть в футбол, увлекается программированием компьютерных игр, с удовольствием читает Михаила Булгакова. За время многочисленных поездок на олимпиады разного уровня Дима, конечно же, обзавелся новыми знакомствами. К примеру, уже давно поддерживает переписку с такими же талантливыми сверстниками из городов России, Эстонии. И, общаясь по «электронке», ребята говорят вовсе не об астрономии, а о своих обычных делах. Вэтому году у Дмитрия Михальченко запланировано участие в городской, областной и Всероссийской олимпиадах, а еще предстоит окончить школу и поступить в МГУ или МФТИ, чтобы всерьез заняться астрономической наукой. Как зажигаются звезды Н Ю. Ратанина окончила Челябинский педагогический институт в 1993 году, после чего начала преподавать физику и астрономию в школе № 9. Наверное, так было угодно звездам, поскольку именно ей через некоторое время предложили возглавить олимпиадное движение по астрономии. Тогда в школе № 9 желающих заниматься астрономией после уроков было хоть отбавляй — наблюдать за звездным небом и изучать интересные астрономические явления одинаково хотелось и первоклашкам, и 11-классникам. Несравнимо меньше оказалось тех, кто хотел заниматься астрономией, преследуя конкретную цель — достойное участие в олимпиадах. Таких детей было очень мало, но все они смогли добиться успехов. Вобщем, желающих было много, а вот соответствующих условий для занятий не было. Два телескопа, имевшихся тогда в школе, находились в нерабочем состоянии. И здесь помогли родители — отремонтировали приборы. Тогда-то и начались увлекательные наблюдения за звездным небом. Почти каждый день ребята вместе со своим педагогом занимали излюбленную позицию на футбольном поле школьного стадиона, часами смотрели в небо с этой импровизированной площадки. Рельефы Луны, расположение спутников Юпитера, кольцо Сатурна, фазы Венеры, звездные скопления, туманности, кометы — все это дети видели своими глазами сквозь стекло телескопа, а не на картинках в учебнике. Наталья Юрьевна с улыбкой вспоминает, как однажды с ребятами наблюдали лунное затмение. Это многочасовое явление, и в результате долгих ожиданий его кульминации ребята уснули. Когда же тень земли наконец закрыла собой луну и стало отчетливо видно, что тень эта шарообразной формы, все «наблюдатели» уже спали — пришлось будить! Н Ю. Ратанина помнит всех учеников, которые принесли астрономическому кружку самые первые успехи: Олег Ваулин, Петр Соболев, Илья Дербенцев, Виталий Дьяков, Андрей Антипин своими победами задали тон всем, кто занимался в кружке, да и самой Наталье Юрьевне. Самым успешным из тех, кто уже выпустился из школы, она считает Юрия Соломаху, абсолютного победителя Всероссийской олимпиады, золотого медалиста-2004, а ныне студента МФТИ. Ну а все сегодняшние крупные успехи, конечно, связывает с именем Дмитрия Михальченко. Своими успехами радуют и призеры городских олимпиад: Вероника Василькова, Олег Якимов, Динара Усманова, Михаил Пашков (лицей № 6), Максим Кузнецов (школа № 18); ученица школы № 9 Маша Торопова дважды становилась чемпионкой области. Кк правило, все, кто приходит в кружок, уже имеют прочные базовые знания по астрономии, а под руководством Натальи Юрьевны начинают изучать науку более углубленно: читают очень много специальной учебной литературы, как в бумажном, так и в электронном виде, работают с компьютерными программами, черпают информацию из Интернета. Ндавно в работе кружка появилось новое направление — научная работа со школьниками. Ребята серьезно готовятся к ежегодным городским и областным научно-практическим конференциям с докладами по астрономии и астрофизике и занимают первые места. И это направление не носит сугубо теоретический характер: один из победителей, Максим Коротков из школы № 9, сделал своими руками школьную астрономическую обсерваторию, в том числе ряд телескопов и фотометров. Еще один перспективный ученик Н. Ю. Ратаниной, победитель олимпиад различного уровня из лицея № 6 Дмитрий Мазилкин, увлекается астрофотографией. Унавая все больше о работе кружка и о тех, кто в нем занимается, я все больше убеждаюсь, что в миасских школах № 9 и 6 просто повальное увлечение звездной наукой. И действительно, на смену юным астрономам-одиночкам приходят целые коллективы — к примеру, сейчас, по словам Натальи Юрьевны, большие надежды подает 5 «А» класс лицея № 6. УН. Ю. Ратаниной астрономия была любимым предметом в институте. Она и сейчас постоянно занимается самообразованием: участвует в сборах в астрокорпусе Челябинского педагогического университета, где разбираются очень любопытные задачи, старается изучить как можно больше современной специальной литературы. Этот увлеченный педагог, выведший Миасс в тройку лидеров по уровню астрономической школы после Москвы и Санкт-Петербурга, больше всего мечтает о новых достижениях своих учеников, а еще хочет посетить Пулковскую обсерваторию — вместе с ребятами, конечно…
Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |