Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 198 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 22 октября 2004 года

ОДЕРЖИМОСТЬ ХУДОЖНИКА

   Старожилы, знаю, помнят художника Виктора Александровича Зотеева. Он жил в Миассе с 1952 года, работал учителем, вел изостудию, писал картины, устраивал выставки. Поражали его неугомонная потребность творить, преданность искусству, одержимость до жертвенности, огромная работоспособность. Его творческий метод — реализм, через познание мира, природы-натуры. Он совершил с этюдником много походов: по Южному Уралу, Кольскому полуострову, приполярному и полярному Уралу, Алтаю, Якутии, порой с геологами, нанимаясь рабочим. И хотя материальные затруднения были всегда (Зотеевы жили скромно), но походы, иногда с женой, являлись неотъемлемой частью активного образа жизни.

   С1967 года семья Зотеевых обосновалась в Барнауле. Образ жизни не изменился, хотя и здесь более десятка лет художник сидел на голодном пайке. Нередко проявлял независимость, боролся за правду. Руководителям худфонда это не нравилось, и они не подпускали его к творческим заказам. Походы не прекращались: он исходил Алтай, дважды съездил на этюды на Колыму. И работал, работал, писал картины. Только в 1980 году его приняли в Союз художников. Пришли признание, явно запоздалое, и материальный достаток, но не успокоение, а возможность творить без оглядки на кусок хлеба. Потребовались три десятка лет напряженного труда, чтобы его по достоинству оценили и стали с ним считаться...

   Вэтом году Виктору Александровичу исполнилось 80 лет. В выставочном зале Барнаула открылась его персональная выставка «По просторам Родины». Художника поздравляли руководители края, города, Союза художников, университета, ученики, поклонники. Выставка получилась очень большой: 203 картины, в том числе 17 — из музея Алтайского края; десяток портретов миасского периода, а в основном — пейзажи, как правило, удаленных уголков России. К счастью, это не только «географические» зарисовки натуры, но и эпические произведения, немало лирики, задушевных состояний природы.

   Н многих полотнах природа воспринимается как экзотика — настолько изображенный мир необычный, невиданный. Но это не преувеличение, не вымысел художника, это наше незнание собственной Родины. Чтобы побывать в неведомом, требуется много сил и бесстрашия.

   Вкаталоге выставки — запись искусствоведа: «В. А. Зотеев — художник-экстремал». Думается, это поверхностное суждение. Да, Зотеев нередко оказывался в экстремальных условиях. Да, в нем жив характер его предков, охотников и старателей: настойчивость, риск, жажда странствий — хлебом не корми! Но его «экстремизм» — не ради острых ощущений, он подчинен более высокой цели — познанию мира, созданию образа природы Родины. Художник жаждет творчества ради просвещения людей, самовыражения и, догадываюсь, ради собственной славы — грех небольшой, когда слава заслуженная.

   Ме по душе его одержимость, порой безоглядная, ибо это свойство совершенно необходимо подлинному художнику. Нужен, безусловно, и талант. И талант у него есть, это видно по лучшим его картинам, даже по этюдам, по его огромной творческой плодовитости: без таланта ведь не шибко разбежишься!

   О не ошибся в выборе жены. Лидия Александровна — сама художник и искусствовед — умелый, надежный помощник в его творчестве. Вот уже полвека они вместе как единое целое. Живут искусством, выставками, встречами, перепиской с друзьями. Друзей у них много — и старых, и молодых.

   Зтеевы помнят и любят Миасс, тепло вспоминают прежних товарищей. У Виктора Александровича отличная память, он хороший рассказчик, может говорить часами, умело и увлекательно. Помнит незначительные, казалось бы, подробности: «Леня Оленев свозил на этюды... С Толей Феофановым впервые встретились на этюдах, он философствовал... Сергей Рябов в 1959 году одолжил мне 70 рублей, и это помогло съездить на Алтай...» Полвека прошло. Помнит!

   Хдожник переслал в Миасс каталог выставки друзьям, товарищам, в краеведческий музей, в библиотеки — центральную и УралАЗа. Мне на сей раз он подарил 29 этюдов миасского периода. Постараюсь устроить выставку.

   «Лицом к лицу

   Лца не увидать.

   Большое видится на расстояньи».

   Ме нравится этот постулат поэта, он зовет к размышлению:

   «С того и мучаюсь, что не пойму —

   Кда несет нас рок событий».

   Празмышляем и мы, пусть и без мучений, — о Зотееве. Как художник он — большое явление. А человек — сложный, ох сложный! Все более убеждаюсь: простому человеку нечего делать в искусстве, разве что наблюдать, и радоваться, и учиться. Поучимся у него и на его примере.

   


А. УШКОВ. Машгородок.



назад


Яндекс.Метрика