![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
170 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Понедельник, 13 сентября 2004 года | |||
![]() |
ИВАН БИРЮКОВ: ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН ПРОФСОЮЗЫ ОТСТОЯЛИ
Пожалуй, никакой другой закон, принятый Госдумой в последнее время, не вызвал такого широкого и горячего обсуждения в обществе, как закон о льготных выплатах, или, как его «окрестили» журналисты и политики, — «по монетизации льгот». Активное участие в работе над проектом приняли профсоюзы и их представители в Госдуме, объединенные в группу «Солидарность». Это вполне естественно: кому еще отстаивать права работающих людей, как не профсоюзам? Зкон принят и с начала будущего года вступает в действие. Чего же удалось добиться профсоюзам в процессе его корректировки? И оставляют ли они объявленное за собой право на организацию осенних забастовок? На эти вопросы мы попросили ответить председателя профсоюзного комитета ГРЦ «КБ имени академика В. П. Макеева», являющегося также председателем ассоциации профсоюзов города, депутата городского Совета Ивана Александровича Бирюкова. Нчну с того, что первоначальный правительственный вариант закона был подготовлен кулуарно, без учета мнения общественности. Правительство требовало ускоренного его рассмотрения. Однако вмешательство профсоюзов, политических партий, общественности, проведение многочисленных акций протеста (в том числе и в Миассе, где в начале июня прошел митинг протеста, организованный ассоциацией профсоюзов), привели к тому, что целый ряд положений закона был пересмотрен. Всего специально созданная Госдумой рабочая комиссия рассмотрела около 4,5 тысяч поправок, и более тысячи из них были приняты. Смым значимым результатом доработки закона можно считать появление в нем статьи № 153. Она зафиксировала невозможность снижения уровня социальной защищенности граждан в связи с принятием нового закона. Это означает, что все обязательства, которые были у государства перед теми или иными категориями льготников по состоянию на 1 января 2005 года, должны быть неукоснительно выполнены. К примеру, если участник войны или инвалид стоял в очереди на получение бесплатного автомобиля, он получит этот автомобиль. Ворой, чрезвычайно важный для нас пункт закона говорит о невозможности снижения зарплаты, включая доплаты и надбавки к ней, а также пособия, выплачиваемые в денежной форме. Это, скажем, напрямую затронет сельских учителей, имеющих 25-процентную доплату. Она сохранится в полном объеме. Тетья часть этой же 153-й статьи касается тех льгот, которые остаются на уровне субъектов федерации. Они либо сохраняются в прежнем натуральном виде, либо заменяются денежными выплатами, но при соблюдении следующих условий: во-первых, не может быть уменьшен объем финансирования льгот; во-вторых, не может быть сокращено число льготников; в-третьих, положение льготников не должно быть ухудшено. Итак с каждой льготой: она либо сохраняется в натуральном виде, либо за нее должно быть установлено адекватное денежное вознаграждение. Оень важным для профсоюзов был вопрос, связанный с гарантиями по оплате труда. В полном объеме удалось отстоять минимальный размер оплаты труда. В первоначальном варианте проекта закона, предложенном правительством, МРОТ как единую федеральную гарантию предлагалось ликвидировать. Пявился в законе и так называемый социальный пакет. В окончательном варианте он именуется как «социальные услуги». Речь идет о том, что кроме льгот по ЖКХ, которые сохраняются в натуральном виде, точно так же, в натуральном виде, для всех федеральных категорий сохраняются такие льготы, как лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, включая бесплатный проезд к месту лечения и обратно, и проезд в пригородном железнодорожном транспорте. В2005 году эти социальные услуги получат все федеральные льготники без исключения. С 2006 года для них устанавливается право выбора: если человек не хочет пользоваться льготой в натуральном виде, а хочет получить за нее денежную компенсацию, ему необходимо будет в срок до 1 октября 2005 года подать заявление в отделение Пенсионного фонда и отказаться от социального пакета целиком или частично и получить вместо него прибавку к денежной компенсации. Кэтому следует добавить, что расширился перечень лекарств, получаемых по льготным рецептам, увеличится и количество предоставляемых лекарств. Получены также заверения Министерства здравоохранения и социального развития в том, что количество путевок в санатории для льготных категорий отдыхающих будет увеличено в 4 раза. Уучшен закон для чернобыльцев. Кроме предусмотренных ранее мер социальной поддержки, в чернобыльском законе восстановлено такое положение, как возмещение государством вреда, нанесенного лицам в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это означает, что инвалиды-чернобыльцы будут получать денежные выплаты по трем основаниям: возмещение вреда; общие выплаты как инвалидам в зависимости от степени утраты трудоспособности и дополнительно 1000 рублей как чернобыльцам. Таким образом, инвалид-чернобылец I группы (3 степени) вместе с доплатами на питание будет получать в сумме 7700 рублей в месяц. Для отдельных категорий чернобыльцев, которые не являются инвалидами, также установлены денежные выплаты. Причем право выбора денежных выплат или социального пакета наступает для них уже с 1 января 2005 года. Оределенные подвижки сделаны и по вопросам защиты прав инвалидов. Общее пожелание инвалидов состояло в отказе от подхода, когда люди, имеющие сейчас группы инвалидности, должны быть переосвидетельствованы. Нам удалось добиться записи о том, что лица, имеющие на 1 января 2005 года группу инвалидности, автоматически, без прохождения переосвидетельствования, переквалифицируются в инвалидов соответствующей степени утраты трудоспособности. Никакого переосвидетельствования не потребуется. Значительно расширены права инвалидов I группы на получение санаторно-курортного лечения: в частности, путевка будет предоставляться не только инвалиду, но и обязательно сопровождающему его лицу, а также бесплатный проезд к месту лечения и обратно для него и сопровождающего лица. Вотношении тружеников тыла и ветеранов труда будет действовать общая норма статьи 153: о невозможности отмены или снижения им каких-либо льгот. Хочу напомнить, что и сегодня льготы ветеранов труда и тружеников тыла финансируются субъектами федерации, поэтому никаких новых расходов здесь не потребуется. Всписке федеральных льготников восстановлена забытая в правительственном варианте такая категория, как несовершеннолетние узники фашизма. Взакон также заложен механизм обязательной индексации денежных выплат вместе с базовой частью трудовой пенсии. Речь идет о том, что в случае роста инфляции будет происходить обязательная, вместе с пенсией, индексация соответствующих размеров выплат. Вперечне видов обязательных государственных пособий сохранено пособие на ребенка. Выплачиваться оно теперь будет из средств субъектов Российской Федерации. Однако, в соответствии со статьей 153, размер этого пособия не может быть уменьшен по сравнению с ныне действующим. Сохранены все основные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сохранены льготы и для многих других категорий, пользовавшихся ими ранее. Вцелом, подводя итог проделанной работе, можно сказать, что профсоюзы и общественность добились существенного изменения законопроекта. По сути дела, начата большая и серьезная реформа социальной системы. И эта реформа предполагает не сокращение, а увеличение государственных расходов, направленных на помощь нуждающимся категориям населения. Так, предполагается, что в 2005 году на социальную поддержку федеральным льготникам будет израсходовано 180 млрд. рублей, в то время как в 2004 году на эти же цели в бюджете заложено только 40 млрд. рублей. Тперь предстоит большая работа на региональном уровне, направленная на реализацию принятого закона о льготах и на обеспечение социальной защиты соответствующих категорий граждан в полном объеме. И будьте уверены, профсоюзы, добившиеся внесения множества поправок в закон, оставляют за собой право внимательно отслеживать, как он будет выполняться.
Подготовила Нина НИЗАМУТДИНОВА.
|
назад |