![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
78 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Среда, 28 апреля 2004 года | |||
![]() |
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКУ ВЫСТАВЛЯЮТ СТУДЕНТЫ Два года назад в Миассе была создана межведомственная комиссия по вопросам профориентационной работы и психологической поддержки населения, возглавляемая заместителем главы города по социальным вопросам В. Н. Карповой. В начале апреля по заказу комиссии городская социологическая служба провела опрос на тему: «Выпускники профессиональных учебных заведений Миасса о своем образовании и будущей работе». В нем приняли участие более 400 учащихся училищ, техникумов, студентов вузов. Об итогах опроса рассказывает социолог городской администрации Людмила КОРШУНОВА. — В последние годы тема образования привлекает большое внимание общественности. И не только педагогов, но и руководства страны, которое все больше осознает, что именно образование призвано стать важнейшим средством, которое позволит России преодолеть затянувшийся кризис и войти в число современных индустриальных стран. Поэтому сегодня как никогда встает вопрос качества получаемого образования. Есть и еще одна, не менее значимая проблема, с которой столкнулось российское общество: рассогласование рынка образовательных услуг, с одной стороны, и рынка труда, с другой. Так, сегодня в России предложение менеджеров разного уровня превосходит спрос в 2,5 раза, юристов — в 2 раза, экономистов — наполовину, и тем не менее массовая подготовка специалистов по этим профессиям продолжается. Пхожая ситуация и у нас. По данным городского центра занятости, только в 2003 году и только в Миассе дипломы экономиста-бухгалтера получили 230 человек, юриста — 135. Понятно, к чему это приводит. Так, сегодня 8% миасцев, стоящих на учете в центре занятости, — вчерашние выпускники городских профессиональных учебных заведений. Нш опрос был призван выявить мнение самих выпускников о своей готовности к выходу на рынок труда. Нам было интересно, как студенты оценивают полученные в профессиональном учебном заведении знания, умения, навыки и как чувствуют они себя за полтора-два месяца до выхода из стен альма-матер в трудовую жизнь. Анализируя результаты опроса, мы сделали несколько важных выводов. Во первых, учащиеся, получающие начальное профессиональное образование, лучше подготовлены к выходу на рынок труда и имеют явные преимущества по сравнению с учащимися техникумов и вузов. Например, на вопрос, считаешь ли ты себя хорошо подготовленным к работе по получаемой тобой специальности, две трети выпускников городских училищ ответили утвердительно. А среди выпускников вузов и техникумов таких ребят всего 40%. Учащиеся училищ меньше ощущают недостаток знаний (за исключением умения работать на компьютере), 22% параллельно получают еще одну профессию. Все выпускники городских училищ прошли производственную практику, и 8 из каждых 10-ти считают, что во время ее прохождения они получили хорошие трудовые навыки. Тогда как в техникумах их единомышленников — 65%, а в вузах — 45%. Ребята, выпускаемые из стен училищ, имеют больше реальных предложений будущего места работы, тогда как в техникумах и вузах таких 24 и 20% соответственно. Н вопрос, хорошо ли ты представляешь конкретный перечень обязанностей по получаемой тобой специальности, «да» ответили две трети выпускников училищ, 35% выпускников техникумов и лишь 15% — вузов. И не удивительно, что именно выпускники училищ имеют большую уверенность на рынке труда. Это проявилось в ответах на вопрос, что ты считаешь лучшим: свободный поиск работы или гарантированное место работы на предприятии по направлению? За свободный поиск высказались 66% выпускников училищ, 58% — техникумов, 33% — вузов. Кнечно, преимущества начального профессионального образования бесспорны. К тому же последние годы характеризуются стабильным спросом на рабочие профессии. На 1 апреля в городском центре занятости на одну вакансию, требующую высшего и среднего образования, претендует 3,7 человека, а на место рабочего — всего 1,6. К сожалению, эта тенденция находится в противоречии с профессионально-образовательными намерениями выпускников школ. В прошлом году городская социологическая служба специально проводила исследование образовательных планов миасских старшеклассников. Так вот, из тех, кто хотел продолжить образование, 67% планировали поступать в вузы, 26% — в техникумы и только 7% — в училища. В-вторых, хочу отметить, что, по самооценкам студентов, хуже подготовлены к выходу на рынок труда выпускники миасских филиалов вузов: каждый 4-й ощущает недостаток знаний по своей будущей профессии; у 27% во время учебы не было производственной практики; только половина из тех, у кого она была, получили там практические навыки. Лишь 30%, случись опять выбирать, куда пойти учиться, выбрали бы то же учебное заведение и ту же специальность. Наверное, поэтому 78% вузовцев за 1-2 месяца до получения диплома думают о приобретении еще одной специальности. Чо касается среднего профессионального образования, то мы получили свидетельства о том, что большинство ребят, которые оканчивают техникумы, рассматривают свою учебу как средство образовательной компенсации: 82% выпускников планируют поступать в вузы. А вообще следует отметить, что, судя по оценкам студентов, учебные заведения Миасса учат неплохо — у каждого третьего выпускника уже сейчас есть реальные предложения места будущей работы, 40% уверены, что работу найдут, а 6% ребят уже работают. Лишь каждый 20-й ощущает невостребованность своих знаний и способностей на рынке труда, каждый 10-й — неуверенность в получении подходящей работы. Возможно, это нерадивые студенты, бывшие двоечники… Тем более, что не менее трети ребят, выбирая учебное заведение и профессию, ориентировались на такие смешные основания, как близость к дому, солидарность с друзьями и просто случайность. А ведь они выбирали дело жизни, и от того, правилен ли их выбор, зависит, будут ли они счастливы. Рнок труда потому так и называется, что там идет жесткий отбор самых способных, самых умных, самых профессиональных, и с каждым годом эта конкуренция, скорее всего, будет обостряться. Вот почему так важна ответственность самих ребят при выборе профессии и при обучении.
Записала Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |