![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
19 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 31 января 2004 года | |||
![]() |
УЖ ТАК ПОВЕЛА СЕБЯ РИФМА…
«Поэзия — что легкий жанр: сел, прироялился к столешнице и лихо выпускаешь пар под знаком нового столетия»... Вот видите, первая моя фраза этой заметки сама собой получилась в духе музыки стихов Николая Годины, собранных в его последней книжке. Она называется иронично: «Музыка легкого поведения» — почему? Отчего? Ведь по правде-то поэзия не предмет легкого чтения, если это не Барков и т. д. Поэт усмехается, но и грустит:
Мзыка легкого поведения Нчью шляется по дворам, Нвыносимо, как понедельное Обывание у пилорам.
Было дело, с двухрядкой по улицам Пли при погоде любой, Чобы отроковицам и умницам Силось что-нибудь про любовь.
Постенько? Незамысловато? А как быть с ностальгией по отрочеству, по юности, как быть с той же самоиронией, которая так густо была прописана в строках прошлой книжки Годины и так сдержанно и даже нежно проглядывает в этом, по существу, грустном стихотворении? «Новые старые стихи» — таков подзаголовок «Музыки». И вправду, тут новые стихотворения, занявшие первую часть томика, переходят в нечто уже знакомое читателям — но и то, и это пронизано общей для всех книг Годины музыкой слова, тем же отношением к жизни, к себе, к стране и людям, и оно нашептало, напело каждую строку, каждую страницу. Вы, читатель, случайно не садовод? Скорее всего, да — так читайте, это почти про вас:
Пставлю памятник жене Пи жизни в центре огорода З то, что в пустоплясы не Дла мне выйти из народа.
Нтыкав носом в чернозем, Лбовь к земле воспламенила. Срипя, вот в рюкзаках несем Чо Бог дал и к чертям не сгнило.
Верашний век пошел на слом, Седи кустов на травке мятой Зместо девушки с веслом Всстанет женщина с лопатой.
Эо ведь надо же, с поддельной серьезностью воображать — уже не жену, а себя! — статуей в центре кишащего машинами города: «Сталлоне», списанный с Давида, а тот, вы знаете, с богов...»:
Сою на площади скульптурой, Нтром ржавея, жду друзей. Пакат с напудренною дурой: «Мы впереди планеты всей»...
Пэт как будто без улыбки смотрит вглубь:
He только платья — наспех кожу Мняют люди на ходу. Вя демократия похожа Н цирк в тринадцатом году. Жучая ирония? Да нет, кое-что уцелело от этого огня:
Сою за сроком срок без счета, Пчальный, как пустой сосуд. А вон друзья идут и что-то Вселое с собой несут.
Уение увидеть и окружающее, и себя в, так сказать, смеховом ключе — это у Николая природное, безыскусственное. Вот он изображает себя в дороге, в суете, обвешанным узлами: «... стою на росстани, бедняга, обвешанный узлами весь»... Исразу, кроме «росстани», новые «обыгрыши» известных мест из известных творений «низкого» и высокого стилей:
Бомжи тусуются у храма Пд сенью скорбного креста. Рди меня обратно, мама, Н мамы нет, я сирота.
Пмните, как одессит, покинувший Одессу-маму, просит: «Ах, мамочка, роди меня обратно»? И вслед — отголосок Пастернака:
Уяли праздники и будни, Ижизнь мне больше не сестра. А будущее светлым будет Хтя б до вечера с утра.
Н стану больше цитировать Годину, xoтя хочется делать это неоднократно. Как-то однажды он сказал мимоходом: «Больше не пишу стихов — перехожу на прозу». Нет, пишет, и здорово пишет! Тонко чувствует язык, крепко владеет стихом, легко играет словом, мастерски лепит образ, попросту и душевно говорит со мной, с вами... И все-таки не удержусь, напоследок приведу еще одно стихотворение, посвященное известному южноуральскому архивисту, историку, краеведу Владимиру Боже:
Кк с Богом, побеседовал с Боже. Гдина незаметно на душе Утановилась по календарю. Пвеселел и даже вот острю.
Мхну, пожалуй, я в свое село: Зленой травки захотел зело, Содить к дружкам, схороненным в лесу, Хрошей водкой выплакать слезу,
Нмного поворчать по старшинству: Иь, разлеглись, а бабы жгут ботву, Вбивают грядки, пробуют редис... А жизнь прошла, хоть понову родись.
Пошла? Что-то незаметно: вот она, в строчках, которые отражают живую, молодую жизнь, остро очерчивают все вокруг и по-свойски говорят с нами.
Соломон ЭПШТЕЙН.
P. S. He могу не упомянуть выделенные в особый раздел («Страсти по В. Л.») пять стихотворений, написанных при жизни Виктора Астафьева и после его смерти. Вот последнее: Сов нет. Тлько слезы. Ивсе... |
назад |