Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 19 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 31 января 2004 года

УЖ ТАК ПОВЕЛА СЕБЯ РИФМА…

   В конце прошлого года газета поведала читателям: поэт Николай Година удостоен Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за последнюю книгу стихов «Музыка легкого поведения». Шутник, право, этот автор! Даже грустя, готов посмеяться и над собой, и (легонько!) над нами.

   «Поэзия — что легкий жанр: сел, прироялился к столешнице и лихо выпускаешь пар под знаком нового столетия»... Вот видите, первая моя фраза этой заметки сама собой получилась в духе музыки стихов Николая Годины, собранных в его последней книжке. Она называется иронично: «Музыка легкого поведения» — почему? Отчего? Ведь по правде-то поэзия не предмет легкого чтения, если это не Барков и т. д. Поэт усмехается, но и грустит:

   

   Мзыка легкого поведения

   Нчью шляется по дворам,

   Нвыносимо, как понедельное

   Обывание у пилорам.

   

   Было дело, с двухрядкой по улицам

   Пли при погоде любой,

   Чобы отроковицам и умницам

   Силось что-нибудь про любовь.

   

   Постенько? Незамысловато? А как быть с ностальгией по отрочеству, по юности, как быть с той же самоиронией, которая так густо была прописана в строках прошлой книжки Годины и так сдержанно и даже нежно проглядывает в этом, по существу, грустном стихотворении?

   «Новые старые стихи» — таков подзаголовок «Музыки». И вправду, тут новые стихотворения, занявшие первую часть томика, переходят в нечто уже знакомое читателям — но и то, и это пронизано общей для всех книг Годины музыкой слова, тем же отношением к жизни, к себе, к стране и людям, и оно нашептало, напело каждую строку, каждую страницу. Вы, читатель, случайно не садовод? Скорее всего, да — так читайте, это почти про вас:

   

   Пставлю памятник жене

   Пи жизни в центре огорода

   З то, что в пустоплясы не

   Дла мне выйти из народа.

   

   Нтыкав носом в чернозем,

   Лбовь к земле воспламенила.

   Срипя, вот в рюкзаках несем

   Чо Бог дал и к чертям не сгнило.

   

   Верашний век пошел на слом,

   Седи кустов на травке мятой

   Зместо девушки с веслом

   Всстанет женщина с лопатой.

   

   Эо ведь надо же, с поддельной серьезностью воображать — уже не жену, а себя! — статуей в центре кишащего машинами города: «Сталлоне», списанный с Давида, а тот, вы знаете, с богов...»:

   

   Сою на площади скульптурой,

   Нтром ржавея, жду друзей.

   Пакат с напудренною дурой:

   «Мы впереди планеты всей»...

   

   Пэт как будто без улыбки смотрит вглубь:

   

   He только платья — наспех кожу

   Мняют люди на ходу.

   Вя демократия похожа

   Н цирк в тринадцатом году.

   Жучая ирония? Да нет, кое-что уцелело от этого огня:

   

   Сою за сроком срок без счета,

   Пчальный, как пустой сосуд.

   А вон друзья идут и что-то

   Вселое с собой несут.

   

   Уение увидеть и окружающее, и себя в, так сказать, смеховом ключе — это у Николая природное, безыскусственное. Вот он изображает себя в дороге, в суете, обвешанным узлами: «... стою на росстани, бедняга, обвешанный узлами весь»...

   Исразу, кроме «росстани», новые «обыгрыши» известных мест из известных творений «низкого» и высокого стилей:

   

   Бомжи тусуются у храма

   Пд сенью скорбного креста.

   Рди меня обратно, мама,

   Н мамы нет, я сирота.

   

   Пмните, как одессит, покинувший Одессу-маму, просит: «Ах, мамочка, роди меня обратно»? И вслед — отголосок Пастернака:

   

   Уяли праздники и будни,

   Ижизнь мне больше не сестра.

   А будущее светлым будет

   Хтя б до вечера с утра.

   

   Н стану больше цитировать Годину, xoтя хочется делать это неоднократно. Как-то однажды он сказал мимоходом: «Больше не пишу стихов — перехожу на прозу». Нет, пишет, и здорово пишет! Тонко чувствует язык, крепко владеет стихом, легко играет словом, мастерски лепит образ, попросту и душевно говорит со мной, с вами... И все-таки не удержусь, напоследок приведу еще одно стихотворение, посвященное известному южноуральскому архивисту, историку, краеведу Владимиру Боже:

   

   Кк с Богом, побеседовал с Боже.

   Гдина незаметно на душе

   Утановилась по календарю.

   Пвеселел и даже вот острю.

   

   Мхну, пожалуй, я в свое село:

   Зленой травки захотел зело,

   Содить к дружкам, схороненным в лесу,

   Хрошей водкой выплакать слезу,

   

   Нмного поворчать по старшинству:

   Иь, разлеглись, а бабы жгут ботву,

   Вбивают грядки, пробуют редис...

   А жизнь прошла, хоть понову родись.

   

   Пошла? Что-то незаметно: вот она, в строчках, которые отражают живую, молодую жизнь, остро очерчивают все вокруг и по-свойски говорят с нами.

   


Соломон ЭПШТЕЙН.

   P. S. He могу не упомянуть выделенные в особый раздел («Страсти по В. Л.») пять стихотворений, написанных при жизни Виктора Астафьева и после его смерти. Вот последнее:

   Сов нет.

   Тлько слезы.

   Ивсе...



назад


Яндекс.Метрика