![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
18 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Вторник, 10 февраля 2009 года | |||
![]() |
Техникум-уникум
В рамках программы «Рабочие нового поколения» выпускники Миасского электромеханического техникума приобретают не только техническую специальность, но и рабочие профессии. Например, студент, обучающийся по специальности «технология машиностроения», одновременно осваивает профессии слесаря механосборочных работ и токаря. Стоит попробовать Злотые руки ценились всегда. Плотники, способные возвести избу-красавицу, или автомеханики, знающие устройство автомобиля до последнего винтика, даже в самое тяжелое время могли заработать себе не только на хлеб, но и на хороший кусок масла для аппетитного бутерброда. Взможно, во многих людях с рождения заложена мастеровая жилка. Только бы не ошибиться юноше, только бы вовремя оценить свои способности. Ведь если человек на своем месте, то у него и проявляется та самая «живинка в деле», о которой писал Павел Бажов. Иенно для раннего определения будущих даровитых техников-профессионалов в Миасском электромеханическом техникуме организовали особые подготовительные курсы для девятиклассников. В чем особенность? Во-первых, они разные по продолжительности. Хочешь — учись два месяца, хочешь — четыре, шесть, восемь месяцев. Программы этих курсов разработаны с учетом всех методических требований. Во-вторых, помимо математики и других необходимых предметов, будущим абитуриентам преподается введение в специальность. То есть еще до поступления в техникум девятиклассник получает азы той профессии, которую в будущем планирует получить. — Слушателям курсов впоследствии легче сдавать экзамены, — утверждает директор техникума Иван Карпов (на снимке). — Их уже знают преподаватели, да и сами молодые люди лучше адаптированы, знакомы с нашей обстановкой. Может случиться и так, что обучающийся на курсах поймет, что душа его на самом деле лежит к другой специальности. Ну что ж, путь к мастерству бывает и тернистым, верную дорогу можно увидеть не сразу. Под оранжевым солнцем Н первом этаже техникума, возле вестибюля, расположен стенд с приказами и объявлениями. В его верхнем углу красуется загадочный знак: сверху — оранжевый круг, напоминающий восходящее солнце, а чуть ниже — синие квадратики. Это не творчество студентов, склонных к художественному авангардизму, а официальная эмблема проекта «Рабочие нового поколения». Одним из инициаторов этого новшества является всем известный Олег Дерипаска. Проект объединяет специалистов по мониторингу рынка труда, работодателей и учреждения профессионального образования. Цель — максимально быстро и эффективно подстраивать подготовку рабочих под изменчивые требования рынка. Поэтому в МЭМТе готовы к тому, чтобы открыть обучение по новым специальностям, близким к профилю учебного заведения и востребованным на предприятиях Южного Урала. Именно по этой причине со следующего года здесь будут набирать группы студентов для обучения по новым специальностям — «контроль качества» и «финансы». Производственная практика тоже максимально ориентирована на запросы предприятий и учреждений и организуется так, чтобы обучающиеся узнали как можно больше. — Работодатели у нас в Миассе — люди общительные, — сообщила заведующая практикой МЭМТа Лилия Рудакова. — Легко можно договориться о визите студентов на автозавод, машзавод и даже на ГРЦ… Каждый год в ноябре или декабре в учебном заведении проводится ярмарка вакансий, на которую приглашаются специалисты центра занятости населения, представители городских предприятий. Ярмарка начинается с общей встречи в актовом зале, где рассказывается об условиях работы. После этого у студентов есть возможность задать свои вопросы, узнать более конкретную информацию о вакансиях. Мероприятия по трудоустройству выпускников организует в техникуме специальная служба. Она так и называется — «Служба содействия трудоустройству выпускников». Оценивать итоги ее работы явно рано, так как с момента создания прошло около года. Но показатели пока хорошие. По словам руководителей учебного заведения, из выпускников прошлого учебного года все или учатся в вузах, или работают на предприятиях. В качестве безработного не числится ни один. Вжный момент — наш контингент Схранение контингента стало для профессионального образования непростой задачей. Многие колледжи и лицеи сталкиваются с недобором групп и в этой ситуации иногда зачисляют в студенты явно необучаемых молодых людей. Не секрет, что молодые люди иногда думают: «если умом Бог не обидел, лучше учиться на менеджера или юриста, а если не повезло, зачем мозги напрягать, лучше сразу в грузчики и сторожа». Вероятно, отсюда и парадокс. Квалифицированные рабочие кадры на предприятиях стареют, а заменить их бывает некому. Да и родителей до сих пор отпугивает давно канувшая в Лету аббревиатура ПТУ. Страшный карикатурный образ пэтэу, шараг возник не на пустом месте, а на фоне недавней нищеты. Все это многим из нас знакомо: и запах дешевых сигарет в вестибюле, и убогие стены аудиторий, и доска с трещинами, и вечно исчезающий мел, и шелуха на полу… Наконец, нервные преподаватели, которые (была бы их воля) давно бы отправили своих питомцев подальше с уроков, за которые им платят копейки. Но времена меняются. Теперь во главу угла в учреждениях профессионального образования ставится и качество обучения, и порядок в учебном заведении, и материальная база, и внимание к досугу студентов. Только так можно выжить в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. И в этом сотрудники МЭМТа видят причину того, что контингент обучающихся здесь сохранен. Электромеханический техникум начинается (нет, не с вешалки, это же не театр) с электронного турникета. Возле него — суровый вахтер. Запишет, к кому идешь, как твоя фамилия. Выдаст пропуск. Коридоры далеко не пустые, особенно на переменах, но везде порядок, чистота. Стены оформлены картинами из лакированной фанеры. А вот и класс информатики. На столах новейшие компьютеры. За мониторами сидят студенты. — Обеспечивают ли школы преемственность? Насколько хорошо бывшие школьники, поступившие в техникум, знают компьютер? — спросил я преподавателя информационных технологий Валентину Политко. — Я бы не сказала, что хорошо, — ответила Валентина Владимировна. — Например, первокурсники слабо знают программу Word, путаются, действуют методом тыка. Объясняем. Подсказываем. Чуть дальше по этому же коридору еще один компьютерный класс. А рядом лаборатории, набитые приборами, деталями, схемами. В одной из аудиторий юноша склонился над большим чертежом. Знакомимся. Денис Горбунов живет в Миассе. В этом году выпускается, получает специальность «спецмашины и устройства». Куда он пойдет работать, молодой человек еще не определился. Время подумать есть. Заместитель директора по АХЧ Светлана Князева ведет меня в кабинет, являющийся местной гордостью, — в стрелковый тир. Его основатель Олег Гаврилов оказался на месте и сообщил, что стрелять сюда ходят не только студенты, но и школьники машгородка. При попадании пневматической пули в некоторые мишени раздаются петушиные крики. Вот откуда-то из-под потолка вылетает ракета, мигая желтым пламенем из сопла, а рядом с подоконником проезжает танк. Все чудеса техники сделаны студентами по дипломным проектам. По словам С. Князевой, техникум может осуществлять стрелковую подготовку всех желающих как в учебных, так и в коммерческих целях. Вроде наличие или отсутствие тира в свете рассматриваемого вопроса выглядит мелочью. Но на самом деле мелочей здесь не бывает. Ведь подмечено: усиливается конкурс в те вузы, где появляется хорошая кавээновская команда. А сколько студентов устремились поступать в тот свердловский вуз, где учился Вячеслав Бутусов, едва группа «Наутилус помпилиус» оказалась в центре всеобщего внимания. Кстати, команда КВН в электромеханическом техникуме есть. Из первых уст Вд из некоторых окон техникума совершенно новогодний: стройные ели, усыпанные шишками, каждая из которых как игрушка. Директор замечает, что вид из окна помогает ненадолго отрешиться от суеты рабочего дня. После такого лирического отступления самое время задать один из главных вопросов. — Иван Васильевич, а контингент преподавателей как сохранить? Получают мало, да еще и кризис отодвинул повышение зарплаты… — Мы с первого декабря перешли на новую систему оплаты труда. Нашего фонда для этого должно хватить. Эта система предполагает изменения зарплаты педагогов в лучшую сторону за счет стимулирующей надбавки. Конечно, подходим дифференцированно, специально созданная комиссия рассматривает работу каждого сотрудника в отдельности. И все же стараемся педагогов не обижать. — Видимо, у вас особое финансирование? — Федеральное. То, что сами зарабатываем, — это крохи. А сдавать помещения в аренду себе дороже. И в плане отчетности, и в плане порядка, который может нарушить арендатор. Да и нечего сдавать, все помещения заняты. — Как вы оцениваете профессиональную квалификацию преподавателей МЭМТа? — Уровень высокий. Около сорока процентов преподавателей имеют высшую категорию. Наши педагоги проходят курсы повышения квалификации и аттестационные курсы не только в Челябинске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге… — В национальном проекте «Образование» техникум активно участвует? — А как же! В рамках нацпроекта мы, например, недавно получили компьютерный класс, рабочее место методиста. Директор также сообщил, что учебное заведение готовится к лицензированию и аккредитации. Комиссия из Рособрнадзора в апреле должна будет проверить результаты самообследования техникума. Отношение руководителя и коллектива к грядущей проверке деловое и спокойное. А перед входом в здание техникума стоит памятник — бетонная капсула спускаемого аппарата. При взляде на него может показаться, что даже инопланетяне заинтересовались, кого же готовят в этих стенах. Впрочем, как знать? Может, когда-нибудь кто-то из выпускников МЭМТа сядет управлять сложной машиной, бороздящей Вселенную, и услышит слабый, далекий голос братьев по разуму?
Марк КОРЮКОВ.
|
назад |