Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 212 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 13 ноября 2008 года

Процветание или прозябание?

   Россия вступает в кризисный период. Казалось бы, не лучшее время для разработки муниципальной стратегии, ведь для кризиса характерны определенная непредсказуемость, снижение объемов производства, поступлений в бюджет и т. д. В таких условиях строить стратегические планы сложно. Но председатель союза предпринимателей Миасса Сергей Звездин считает, что взвешенная программа стратегического развития муниципального образования может стать и антикризисной программой.

   — Стратегии, как правило, разрабатываются на всех уровнях и, к сожалению, редко в полном объеме выполняются на практике. Почему?

   — Под муниципальной стратегией сегодня в России чаще всего подразумеваются видоизмененные планы социально-экономического развития, одновременно выполняющие роль долговременных прогнозов. Такой подход к стратегии позволяет ей выступать в качестве вспомогательного инструмента муниципального управления и дает некоторый ориентир для бизнеса (в случае добросовестной попытки ее выполнения).

   Отаких стратегиях известно, что они действительно крайне редко осуществляются в полном объеме, а прогнозы, разумеется, не сбываются. Вообще говоря, в мире невысока доля успешных стратегических программ. Причин этому много. Это шаблонный подход, сложности прогнозирования, плюс изменения социально-экономических условий, плюс смена действующих лиц. Выборный демократический цикл является, пожалуй, наибольшим препятствием. Смена власти приводит почти всегда к смене приоритетов. Получается замкнутый круг: зачем разрабатывать стратегию, если ее все равно нельзя выполнить?

   — А есть ли примеры успешной муниципальной стратегии?

   — К примеру, Барселона. Феномен Барселоны объясним на 90 процентов проведением Олимпийских игр. Это дало колоссальный приток ресурсов и рост внутренней мотивации. Последствия Олимпиады ощущаются в этом городе даже спустя более десяти лет.

   — Барселона не Россия, и у нас в Миассе олимпиады пока не предвидится. Какой опыт мы можем извлечь для своего муниципального образования?

   — Во-первых, стратегию необходимо формировать в виде максимального предметного образа, а не в виде количественных показателей. Примером такого образа может служить глубоко продуманное представление об облике города, которое резко отличается от тенденций, рисуемых шаблонным социально-экономическим прогнозом. Необходим дерзкий скачок в своих представлениях о будущем города! Именно предельная конкретность и смелость взгляда в будущее служат необходимым стимулом к изменениям.

   В-вторых, власть не может быть единственным центром разработки и выполнения стратегии. Стратегия должна быть буквально выстрадана городом. В этот процесс необходимо любыми доступными способами вовлечь не только компетентных профессионалов, но и общественные организации, предпринимателей, представителей технической интеллигенции, гуманитариев, просто неравнодушных людей. Широкое вовлечение населения и общественности города в этот процесс поможет выйти за существенные ограничения — ресурсные и интеллектуальные. Такой подход позволяет компенсировать, пожалуй, главный изъян всех стратегий — преемственность при смене власти.

   Септики укажут на пропасть отчуждения, разделяющую власть и народ, и будут правы. Но так ли непреодолима пропасть между людьми, желающими добра родному городу и способными ему помочь? Причем небескорыстно, а ставящим целью жить в современном и динамичном городе, открытом всем глобальным ветрам и защищенном от любых кризисов собственной внутренней силой.

   Втретьих, необходимо тщательное продумывание ресурсного обеспечения — материального, интеллектуального, информационного и т. д. Принципы — множественность источников и их независимость друг от друга.

   — Что может стать препятствием для успешной разработки стратегий развития муниципальных образований?

   — В России ресурсы резко концентрируются лишь в немногих центрах, которые способны к саморазвитию и глобализации. И в этом серьезная проблема для остальных территорий. Лучшие интеллектуальные ресурсы выкачиваются и становятся доступными, в том числе для мировых рынков. Регионы превращатся в поставщиков бесплатных трудовых ресурсов на рынки. Получается, что если идти ровным строем со всей страной, то можно прийти только в то место, которое укажут сверху. Особенность сегодняшней России — все усиливающийся дефицит интеллектуальных ресурсов и неравномерность их распределения в силу все большего отставания уровня образования от передовых стран.

   Пссивность приведет нас к унылому будущему, которое, возможно, будет достаточно сытым и вполне обеспеченным, тем не менее это будет прозябанием на задворках. И это в городе, щедро одаренном прекрасной природой и имеющем богатую историю.

   Уверждаю, что большинство ограничений, стоящих на пути успешного проектирования будущего Миасса, может быть преодолено. Основными средствами являются наращивание социальной базы модернизации и идеологическое воздействие.

   Педлагаю жителям города, небезразличным к его судьбе, включиться в дискуссию о стратегии развития округа.

   


Тамара КЛЕЩЕВА



назад


Яндекс.Метрика