![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
212 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 13 ноября 2008 года | |||
![]() |
Процветание или прозябание? Россия вступает в кризисный период. Казалось бы, не лучшее время для разработки муниципальной стратегии, ведь для кризиса характерны определенная непредсказуемость, снижение объемов производства, поступлений в бюджет и т. д. В таких условиях строить стратегические планы сложно. Но председатель союза предпринимателей Миасса Сергей Звездин считает, что взвешенная программа стратегического развития муниципального образования может стать и антикризисной программой. — Стратегии, как правило, разрабатываются на всех уровнях и, к сожалению, редко в полном объеме выполняются на практике. Почему? — Под муниципальной стратегией сегодня в России чаще всего подразумеваются видоизмененные планы социально-экономического развития, одновременно выполняющие роль долговременных прогнозов. Такой подход к стратегии позволяет ей выступать в качестве вспомогательного инструмента муниципального управления и дает некоторый ориентир для бизнеса (в случае добросовестной попытки ее выполнения). Отаких стратегиях известно, что они действительно крайне редко осуществляются в полном объеме, а прогнозы, разумеется, не сбываются. Вообще говоря, в мире невысока доля успешных стратегических программ. Причин этому много. Это шаблонный подход, сложности прогнозирования, плюс изменения социально-экономических условий, плюс смена действующих лиц. Выборный демократический цикл является, пожалуй, наибольшим препятствием. Смена власти приводит почти всегда к смене приоритетов. Получается замкнутый круг: зачем разрабатывать стратегию, если ее все равно нельзя выполнить? — А есть ли примеры успешной муниципальной стратегии? — К примеру, Барселона. Феномен Барселоны объясним на 90 процентов проведением Олимпийских игр. Это дало колоссальный приток ресурсов и рост внутренней мотивации. Последствия Олимпиады ощущаются в этом городе даже спустя более десяти лет. — Барселона не Россия, и у нас в Миассе олимпиады пока не предвидится. Какой опыт мы можем извлечь для своего муниципального образования? — Во-первых, стратегию необходимо формировать в виде максимального предметного образа, а не в виде количественных показателей. Примером такого образа может служить глубоко продуманное представление об облике города, которое резко отличается от тенденций, рисуемых шаблонным социально-экономическим прогнозом. Необходим дерзкий скачок в своих представлениях о будущем города! Именно предельная конкретность и смелость взгляда в будущее служат необходимым стимулом к изменениям. В-вторых, власть не может быть единственным центром разработки и выполнения стратегии. Стратегия должна быть буквально выстрадана городом. В этот процесс необходимо любыми доступными способами вовлечь не только компетентных профессионалов, но и общественные организации, предпринимателей, представителей технической интеллигенции, гуманитариев, просто неравнодушных людей. Широкое вовлечение населения и общественности города в этот процесс поможет выйти за существенные ограничения — ресурсные и интеллектуальные. Такой подход позволяет компенсировать, пожалуй, главный изъян всех стратегий — преемственность при смене власти. Септики укажут на пропасть отчуждения, разделяющую власть и народ, и будут правы. Но так ли непреодолима пропасть между людьми, желающими добра родному городу и способными ему помочь? Причем небескорыстно, а ставящим целью жить в современном и динамичном городе, открытом всем глобальным ветрам и защищенном от любых кризисов собственной внутренней силой. Втретьих, необходимо тщательное продумывание ресурсного обеспечения — материального, интеллектуального, информационного и т. д. Принципы — множественность источников и их независимость друг от друга. — Что может стать препятствием для успешной разработки стратегий развития муниципальных образований? — В России ресурсы резко концентрируются лишь в немногих центрах, которые способны к саморазвитию и глобализации. И в этом серьезная проблема для остальных территорий. Лучшие интеллектуальные ресурсы выкачиваются и становятся доступными, в том числе для мировых рынков. Регионы превращатся в поставщиков бесплатных трудовых ресурсов на рынки. Получается, что если идти ровным строем со всей страной, то можно прийти только в то место, которое укажут сверху. Особенность сегодняшней России — все усиливающийся дефицит интеллектуальных ресурсов и неравномерность их распределения в силу все большего отставания уровня образования от передовых стран. Пссивность приведет нас к унылому будущему, которое, возможно, будет достаточно сытым и вполне обеспеченным, тем не менее это будет прозябанием на задворках. И это в городе, щедро одаренном прекрасной природой и имеющем богатую историю. Уверждаю, что большинство ограничений, стоящих на пути успешного проектирования будущего Миасса, может быть преодолено. Основными средствами являются наращивание социальной базы модернизации и идеологическое воздействие. Педлагаю жителям города, небезразличным к его судьбе, включиться в дискуссию о стратегии развития округа.
Тамара КЛЕЩЕВА
|
назад |