![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
212 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 13 ноября 2008 года | |||
![]() |
Миасский Макаренко Василий Маркович Савенко вписал яркую страницу в историю города Макаренко, Шаталов, Амонашвили, Караковский… Россия всегда славилась талантливыми педагогами-мужчинами. К этой когорте славных имен можно причислить и многих миасских учителей, один из которых — отличник народного просвещения Василий Маркович Савенко. Вечер его памяти состоялся на днях в музее народного образования. След на земле Пчтить память удивительного человека, оставившего яркий след в истории города, собрались в музее народного образования его коллеги, друзья, родственники, бывшие ученики. Видеокадры, запечатлевшие последние годы жизни Василия Марковича, его деятельность в рамках музея, встречи с молодежью и школьниками, создали ощущение, что Учитель незримо присутствует рядом с нами. Это впечатление еще больше усилилось после того, как участники вечера поделились своими воспоминаниями о необыкновенном педагоге. Всилий Маркович, уроженец Черниговской области, посвятил свою жизнь становлению и развитию миасского образования, пройдя путь от учителя физики до завуча, директора нескольких учебных заведений и заведующего гороно. Свой след на земле он оставил в виде конкретных дел и поступков, о которых помнят все, кому посчастливилось учиться у него или работать рядом. Взглавив школу № 17, В. М. Савенко построил производственные мастерские, школьный гараж, где проводились уроки автодела, географическую площадку, разбил пришкольный участок, но самое главное — поднял уровень обучения на качественно новый уровень. Учиться в школе стало престижно, ее ученики побеждали на городских и областных олимпиадах, легко поступали в вузы. Зимой по заведенной директором традиции приезжали в родную школу, рассказывали о своей учебе, агитировали старшеклассников поступать и потом поддерживали и опекали тех, кто становился студентом. Перестраивайтесь! Оработе в школе-интернате, директором которого Савенко назначили в 1963 году, сам он вспоминал так: «Когда я впервые приехал в интернат и прошел по спальням, то пришел в ужас: кровати поломаны, дети спят на полу, белье грязное, унитазы побиты. Детей много, около 600 человек. Воровство и бродяжничество процветало. Очередной ужас ожидал меня на первой линейке. Дети выглядели как отступающие французы 1812 года — обносившиеся, у кого рукава по локоть, у кого по колено… И вот этому контингенту я должен был стать отцом, кормить, одевать, учить, воспитывать. С чего начинать?» Ндолго думая, Василий Маркович собрал самых отпетых хулиганов, посадил их в машину и повез в Златоуст, в образцовый интернат. На обратном пути мальчишки, не выдержав долгого молчания, спросили: «Зачем вы нас туда возили?» «Вот тут-то, — рассказывал позже Савенко, — я и провел с ними хорошую доверительную беседу. Ребята стали моими первыми помощниками, прекратили ломать мебель, бить стекла, лампочки, рвать одежду». Всилий Маркович умел справиться с любой, самой трудной ситуацией. Причем решая одну, неожиданно находил другую, требующую его вмешательства. Попросил он как-то старших воспитанников интерната почистить свинарник, пообещал за работу по полкило конфет каждому. Дети работать не пришли. Собрал их снова и на этот раз сказал так: «Я тут человек новый, не знал, что вы конфет не любите. Поступим по-другому: сделайте то, о чем я вас просил, и завтра учителя не будут спрашивать вас ни по одному предмету!» Ребята хором: «Сделаем!» И, действительно, «вылизали» свинарник дочиста. А умный директор понял, что детям гораздо больше нравится заниматься грязной работой, чем учить уроки, и велел учителям: «Перестраивайтесь!» И педколлектив перестроился, изменив в первую очередь порядок самоподготовки, после чего дело пошло на лад. Главное, чтобы народ шевелился Рботая в школе № 30, Василий Маркович разработал и внедрил программы по переходу на кабинетную систему, по оснащению школы техническими средствами обучения, по введению прямой и обратной связи в кабинетах начального звена. Вт как об этом вспоминает работник образования Виктор Бочаров: «Школа № 30 была пионером строительства учебных кабинетов. Василий Маркович воодушевленно убеждал коллектив, родительский комитет, шефов в том, как необходимо иметь в классе много досок. Демонстрировал опытный образец в кабинете физики: доски разъезжались, раздвигались, открывались… До восьми учеников могли одновременно работать, как у В. Ф. Шаталова, об опыте которого недавно узнала вся страна. Несколько лет строили досочные кассеты с подиумами. Родители не выходили из школы. Денег в то время с них не собирали. Они несли с производства дерево, ДВП, ДСП, линолеум, пластик, текстурную бумагу, клей ПВА, стальные уголки, ролики. Сроили, строили… Еще не во всех кабинетах построили — новая «эпопея»: строительство шкафчиков, полочек, ящичков, стендов для наглядных пособий. Еще не везде доделали эту работу, а В. М. Савенко заставил систематизировать средства обучения в каталогах, в папках, на карточках… Н закончили систематизацию, как Василий Маркович организовал кампанию по применению ТСО. Будучи замом по воспитательной работе, я как-то высказал мнение, что скоро все построим и будем наконец спокойно работать. На что директор, не задумываясь, ответил: «Я все равно что-нибудь новенькое придумаю!» И процитировал Макаренко: «Остановка — смерть коллектива!» Я продолжил: «А если выяснится, что этого делать было не надо?» И он снова без запинки ответил: «Не имеет значения. Главное, чтобы народ шевелился. Так жить интереснее». Держи свою линию! Всилий Маркович был тем «центром мироздания», вокруг которого все вертелось и ходило ходуном. Но, занятый новыми идеями и их воплощением, он всегда находил время для общения с педагогами, к каждому подбирал ключик, умел и подбодрить, и пожурить. Бывший преподаватель школы № 30 Эмма Степанова вспоминает: — С ним было надежно. Он ценил всех, кто работал рядом, и уже от одного этого у нас, педагогов, будто крылья за спиной вырастали. Помню, пришел ко мне в класс: «Надо дать открытый урок!» Не хочу, говорю, надоело. Он кивает: «Понимаю. Но кто тогда, если не ты?» И все! Я уже с крыльями! А Василий Маркович пройдет по всем классам, со всеми так поговорит, и вот уже все крылатые, все на подъеме… Умел он нам настроение поднять. Бывало, заходим утром в школу, а он тут как тут: «Девчонки, анекдот хотите?» — «Хотим!» Расскажет, мы от души хохочем и с улыбкой расходимся по классам. …Особенно внимательно относился директор к молодым учителям. Нынешний начальник управления образования Михаил Энгельман припомнил, как, будучи на педагогической практике у Савенко, получил от него наставление: «Держи всегда свою линию!» и всю жизнь придерживался этого завета. А нынешний директор школы № 30 Тандира Султанова рассказала, как на вопрос Савенко «Ну что, выучилась?» она, тогда еще молодой специалист, бодро подтвердила: «Выучилась!» Василий Маркович, по-доброму улыбаясь, покачал головой: «Нет, дорогая, ты только начинаешь учиться!» Удя на заслуженный отдых, Савенко не забывал родную школу, постоянно наведывался в нее, тактично помогая преемнику дельными советами. Кк рассказывают коллеги и друзья, миасский Макаренко постоянно поражал окружающих своей эрудицией. По воспоминаниям бывшего работника гороно Нели Балабановой, однажды, когда делегация школьных директоров ехала на поезде в Магнитогорск, Иван Артемьевич Олейник и Василий Маркович Савенко всю ночь, сменяя друг друга, читали наизусть стихи Есенина и Маяковского. П общему мнению участников вечера, подготовленного руководителем музея Ириной Поносовой и председателем общественного совета музея Маргаритой Гурьевой, Василий Маркович Савенко — один из тех, о ком писал Н. Некрасов: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…»
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |