Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 199 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 23 октября 2008 года

Умелец из Коробковки

   Любовь к Родине начинается с интереса к ней, считает Юрий Захаров

   Светильник из медвежьего черепа и сказочная избушка на курьих ножках запомнились еще с праздника «Живи, село миасское». Заметив мой интерес, новотагильцы назвали имя автора оригинальных поделок — Юрий Антонович Захаров, а после пригласили: «Вы к нам на праздник приезжайте, целый музей увидите!»

   Сказка для сынишек

   Д праздника, который для Новотагилки был в этом году тройным (50 лет библиотеке, 70 лет клубу и 190 — селу), недотерпела и отправилась в гости к деревенскому умельцу загодя.

   Дм Захаровых, стоящий на высоком берегу реки, украшенный ярко-голубой резной «чешуей», трудно не заметить — до того хорош! По словам Юрия Антоновича, отделывали избу вместе с отцом, бывшим лесником, от которого и передалась ему любовь к природе, к дереву. С малых лет ходил с отцом по уральским лесам, все окрестные горы облазил, все тропки изучил, мог тайгу читать как открытую книгу. И от него же перенял умелые руки да глаз острый, наблюдательный, умеющий видеть необычное в обычных деревяшках.

   — В начале 70-х годов уехали с женой на Север, — рассказывает Захаров. — А Якутия — это охота и рыбалка. Надо мной товарищи всегда подшучивали: мы, мол, меньше рыбы везем, чем ты корней. А я что? Хожу по лесу, смотрю… Этот корешок на змейку похож, а тот на птичку. Вот и собирал все, что попадалось под руку!

   Вем северным находкам нашлось место в доме Захаровых. Из лиственничного нароста смастерил хозяин папиросницу в виде ежика, из корешка — карандашницу «Осьминог», рога сохатого приспособил под вешалку, из черепа медведя, подаренного знакомым якутом, сделал светильник.

   Иизбушка Бабы Яги, кстати, родом оттуда же, с Севера. «Хотелось подарить сыновьям сказку, — признается Юрий Антонович. — Сколотил избушку, рядом ступу поставил с помелом. Правда, ступа при переезде домой потерялась, но светильник действует до сих пор!»

   Астры в чугунке

   Врнувшись в Новотагилку, Захаров рукодельничать не бросил. Пойдут с женой по грибы, глядь — под ногами гнездо брошенное. Другой бы плюнул и дальше пошел, а Юрий Антонович грибы по карманам рассовал, гнездо подобрал, домой принес. Приспособил в него корешок небольшой да затейливый, на птичку похожий, прикрутил к деревцу. Что дальше? Точно пока не знает: может, на подставку установит, а может, и к стенке прикрепит — одинаково хорошо будет.

   Сйчас «в работе» у Захарова столик для младшей внучки Настеньки: столешницу отдали соседи, ножки сам выпилил из сосны, а теперь готовится к декорированию подарка.

   — Задумал я столик этот осенним сделать. Собрал красивые листья, положил в книгу сушить. Как высушатся, покрою столешницу лаком, наклею листья, а сверху опять залакирую. И получится, что листья те будто бы под стеклом…

   Иеще одна любопытная поделка «из незаконченных» висит на стене в доме Захаровых. Это огромные часы из колпака для автомобильного колеса. Часовой механизм — от китайских ходиков, цифры, цветные, яркие, на магнитиках, из внучкиной игры, — все вместе смотрится необычно и оригинально.

   Лбопытно, что дедушкина художественная натура, похоже, нашла продолжение в старшей внучке: мало того, что Анюта уже не хуже деда умеет доводить до ума найденные корешки, так она вместе с подружкой взялась разрисовывать стенку на веранде. «А что, — говорит довольный дед, — красиво!» Для старшенькой, кстати, он подарок особый готовит: по ее просьбе выдолбил из капа подвесную шкатулку для колечек и бус. Осталось только залакировать — и все готово.

   …Что-что, а красоту в этой семье ценить умеют и любые начинания хозяина с удовольствием поддерживают. Жаль, не застала я то время, когда недавно построенная Захаровым в саду беседка, оплетенная со всех сторон наподобие корзинки, была снизу доверху увита цветами и зеленью. Зато немало повеселили меня последние осенние цветы, а точнее, те «вазы», в которых они гордо и пышно цвели: чайники, кастрюли, чугунки. Это было неожиданно и забавно и, думаю, поднимало настроение любому заглянувшему сюда на огонек!

   И память, и история наша

   Смомента возвращения на Родину появилось у Юрия Захарова еще одно увлечение — старинные вещи собирать. Трудно вспомнить, что положило начало его коллекции, но сегодня в ней более двух десятков экспонатов. Одних только прялок три штуки — материнская, тещина и та, что от тетки досталась. А еще одну, электрическую, сделал он сам для супруги Валентины Андреевны и на деревянном ящичке, внутри которого механизм спрятан, выжег изображение пряхи (уж не портрет ли любимой жены?).

   Солько же у Захаровых чугунных утюгов (ох и тяжелые!): три из них грелись углями, а четвертый, самый маленький, — на очаге.

   Н верстаке в гараже — огромный ведерный самовар. Пока тусклый и неприглядный, но раз уж модное нынче средство «Силит Бэнкс» не справилось с поставленной перед ним задачей, то решил хозяин дедовским способом его начищать — золой. «Начищу так, что гореть на солнце станет!» — заверяет Юрий Антонович.

   Саринное сито принес для коллекции сосед, стремена нашлись при перекопке огорода, часы с боем, тяпку, чтобы капусту рубить, отдала сестра. Глиняная ладка (специальная посудина для теста), деревянная лопата, чтобы хлеба из печи доставать, весы «с тарелками» и рубель — от тещи с тестем. Есть в собрании Захарова и две пары старинных ножниц — обычные и для стрижки овец, коромысло, две ступки и... два камешка, круглых, как яйцо. «Кочегаром работаю в клубе, — поясняет Захаров. — Нашел эти камешки среди угля и забрал домой. Меня спрашивают: зачем они тебе? Да, говорю, так просто, красивые. А вдруг им по миллиону лет? Интересно же…»

   Вмолодости Юрий Антонович неплохо рисовал, на Севере познакомился с художником, который посоветовал поступить в заочный университет культуры. Два года прозанимался и бросил, теперь жалеет: «Ума-то не было!..»

   Пивлек мое внимание еще один экспонат домашней коллекции Захаровых — голова щуки с разинутой пастью. «Собственный трофей?» — «Не-е-ет, — смеется Юрий Антонович. — Сыну на свадьбу покупал, метра полтора длиной была, тащил домой, так прямо по земле волочилась. Уху сварили, а голову я в соленой воде вымочил, высушил и на подставке установил».

   — Юрий Антонович, зачем вам все это?

   — Детям, внукам, чтобы поглядели, как их бабки жили, — отвечает с достоинством, не торопясь. — Я и сам все старинное люблю. Это и память, и история наша. Вот и девчонкам моим интересно будет узнать, как раньше воду носили, тесто ставили, белье гладили, чай кипятили, мясо рубили для пельменей. Любовь-то к Родине с простого интереса к ней начинается…

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика