![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
178 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Среда, 24 сентября 2008 года | |||
![]() |
Знания в обмен на болезни? Только 7 процентов учащихся покидают школы здоровыми Абсолютно здоровых школьников практически не осталось. О том, что необходимо предпринять, чтобы приобретение знаний перестало сопровождаться потерей здоровья, размышляли депутаты и врачи. Дже тот, кто рождается здоровым, неизбежно в процессе обучения становится больным. Исключений из этого правила ничтожно мало. К такому неутешительному выводу пришли собравшиеся на Дне депутата после того, как услышали приведенные главным педиатром города Галиной Яниной цифры. Кмоменту окончания школы минимум в два раза вырастает количество заболеваний опорно-двигательного аппарата, в три раза — заболеваний органов зрения, в разы — психологические отклонения. Это не только неврозы, которые проявляются в школе или дома, но и подростковая агрессивность, выплескивающаяся на улицу. Почти каждый второй (48%) зарабатывает в школе патологию опорно-двигательной системы, 39% — ухудшение зрения, больше четверти — невралгические заболевания, болезни эндокринной (прежде всего щитовидной железы) и пищеварительной систем. В физическом развитии отстает каждый десятый ребенок. Больше всего, по мнению врачей, в этом виновны увеличившаяся нагрузка на школьников, малоподвижный образ жизни детей, продолжающееся ухудшение экологии. Свою лепту вносят и переполненность классов (в каждом шестом из них занимаются более тридцати учеников), несоответствие школьной мебели медицинским стандартам (почти в половине образовательных учреждений), полное отсутствие спецгрупп по физкультуре. В дополнение к этому в трети школ отмечено несоблюдение температурного режима. Как показывают ежегодные исследования, серьезные отклонения в здоровье у детей отмечаются уже после первого года обучения. Пмимо давно набившего оскомину вопроса обновления мебели, актуальной стала тема перехода на так называемый щадящий режим питания для детей с болезнями пищеварительной системы. Как показывает практика, существующего сегодня 53-процентного охвата учащихся льготным питанием уже недостаточно. В придачу ко всему вышеперечисленному в школах не хватает врачей и медработников: на каждое учебное заведение, где занимаются 1200 и более человек, положен один врач, где меньше — медицинский работник. По статистике, врачи есть только в 43% школ, хотя на самом деле это только треть от необходимого, поскольку многие работают совместителями. С медицинскими работниками ситуация обстоит лучше: они есть в 96% школ. Но фактически 100-процентный показатель достигается опять же за счет совместителей. В машгородке, например, только в трех учебных заведениях есть врачи, в остальных — совместители. Каждый медработник вынужден «закрывать» две-три школы. При этом медицинских кабинетов нет ни в школе № 8 (старая часть), ни в сельских школах. Только в двух образовательных учреждениях города есть стоматологические кабинеты. В трети средних учебных заведений нет холодильников для хранения вакцин, во многих не хватает самого необходимого инструментария, положенного по медицинским правилам. Пхоже, мы идем как минимум на равных в соревновании с нашей ущербной экологией и неважной наследственностью в том, кто больше отберет здоровья. И дело даже в не том, какие призывники попадут в российскую армию (о чем выражали озабоченность некоторые депутаты), а в том, насколько здоровыми будут рождаться дети через поколение-два. Сегодня здоровыми признаются около десяти процентов новорожденных. А сколько таковых медицина насчитает послезавтра? Пнятно, что решить эту проблему можно путем обновления мебели, введения щадящего питания, организации учебного процесса в соответствии с санитарными нормами, уделения большего внимания физкультуре и коррекционным процедурам. Цифры, названные Галиной Яниной, прозвучали как раз вовремя: не за горами рассмотрение бюджета на следующий год. Теперь депутатам и работникам администрации осталось самое сложное — правильно расставить приоритеты и сообразить, где найти необходимую сумму со многими нулями.
Константин НЕДОПЕКИН
|
назад |