![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
158 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Среда, 27 августа 2008 года | |||
![]() |
Открытость, доступность, качество К этому должны стремиться все образовательные учреждения города Накануне традиционной августовской конференции учителей, которая состоится в городе завтра, 28 августа, эксклюзивное интервью нашей газете дал начальник управления образования Михаил Энгельман. — Михаил Александрович, по каким принципам формируется современное образование? — Хотелось бы выделить две составляющих. Это заказ государства — то, что нужно современному государству от каждого проживающего в нем человека. И частный, внутренний, заказ — ответ самого человека (ученика, его родителей как потенциальных заказчиков на образовательные услуги для своих детей) на вопрос: «Чему и зачем он намерен учиться?». Чстный заказ на образование долгое время фактически не учитывался при организации процесса обучения в отличие от первой составляющей, которая разрабатывалась на уровне официальных научно-исследовательских программ. А между тем образование и воспитание детей — проблема, прямо затрагивающая не только педагогов, школьников, студентов, но и родителей. Поэтому осознанный заказ школьника на собственный процесс образования становится чрезвычайно важным. — Сегодня у детей и родителей есть возможность выбирать и школы, и учебные программы. — Действительно, в нашем городе наблюдается многообразие типов и видов образовательных учреждений, а также учебных программ. Следует отметить, что полностью перешли на программы нового поколения 100% учреждений дошкольного образования. В начальном звене обучение строится по учебно-методическим комплексам «Начальная школа ХХI века» — 20% (руководитель проекта Н. Ф. Виноградова), «Школа 2000-2100» — 21,0%, система Л. В. Занкова — 32,5%, «Школы России» — 39,7%. С 2 класса во всех учреждениях введено изучение иностранного языка. Информатика в 3-4 классах в качестве модуля учебного предмета технология велась в школах № 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 26, 28, 32, 35 (43% учреждений). В целях реализации сквозного курса в 46% образовательных учреждений (против 37,8% в 2007 году) изучение информатики велось со 2 класса за счет часов школьного компонента. Коме того, в 30 общеобразовательных учреждениях (81,1% против 37,8% в 2007 году) реализовывался курс «краеведение». В рамках проводимого эксперимента по гражданскому воспитанию в МОУ «СОШ № 11» открыты кадетские классы с соответствующим набором программ. В всех общеобразовательных учреждениях велась предпрофильная подготовка обучающихся в 9 классах, включающая профориентационную, консультационную работу с учащимися, элективные курсы. В16-ти общеобразовательных учреждениях внедряется всероссийская образовательная программа «Мой выбор». В учреждениях общего образования сегодня реализуется более 280 разнообразных программ. В школах учащимся предлагался также широкий спектр программ дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.). Ее более богатый выбор для реализации потребностей творческого развития — в учреждениях дополнительного образования детей. В целом в этих учреждениях в 2007-2008 учебном году реализовывалось 350 образовательных программ. — Большое количество инноваций, которые внедряются сегодня педагогами, наверняка помогают нашим детским садам и школам побеждать в различных конкурсах. — Начиная с 2006 года пять общеобразовательных учреждений стали победителями конкурса учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получили поддержку из федерального бюджета в размере 1 миллиона рублей, это лицей № 6, гимназия № 19, школы № 7, 18, 26. В аналогичном конкурсе победителями стали также школы № 4, 7, 10, получившие из области по 500 тысяч рублей. Финансирование за победы в конкурсе получили также 12 дошкольных образовательных учреждений: № 17, 25, 96, 3, 44, 53, 84, 1, 22, 33, 49, 58. УДОД «ДДТ «Остров» признан победителем областного конкурса в 2007 году. Тким образом, в округе есть потенциал инновационного развития, а предлагаемый школами набор профильных и элективных курсов, программ дополнительного образования в значительной мере решает задачу многовариантности образования. В то же время необходимо отметить и наличие значительных резервов в данном направлении. — О чем говорят данные ЕГЭ? — Анализ результатов ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений 2007-2008 учебного года позволяет констатировать, что средние показатели по округу превышают общероссийские показатели по всем предметам и среднеобластные показатели по всем предметам, кроме литературы, информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Вего в 2008 году в единых государственных экзаменах принимали участие 789 учащихся 11 классов школ округа, что составляет 80,0% от общего числа выпускников. Не участвовали в ЕГЭ выпускники вечерних классов, учащиеся, обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, обучавшиеся в форме экстерната, и те, кто проходил аттестацию досрочно. Оязательным является ЕГЭ по математике. Не выполнили государственный образовательный стандарт по данному предмету 8,87% выпускников. Для сравнения: по России этот показатель составляет 23,50%, по Челябинской области — 9,08 %. В 2007 году таких учащихся в округе было 11,0%. Лчшие результаты по математике показали выпускники гимназии № 19, лицея № 6, школ № 7, 10, 9, 21, 26, 18, 16, 4. Без двоек сдали экзамен по математике выпускники школ № 10, 16, 18, 26, 4, 21, 53, 73, гимназии № 19, лицея № 6. П-прежнему в качестве экзамена по выбору наибольшее количество учащихся отдает предпочтение ЕГЭ по русскому языку. Не выполнили государственный образовательный стандарт по данному предмету 0,82% учащихся, по Челябинской области таких выпускников 1,04%, по России — 11,2%. Нибольший средний тестовый балл получили учащиеся школ № 7, 1, 10, 26, 16, 29, 21, 18, лицея № 6, гимназии № 19. Рзультаты сдачи русского языка по выбору в форме ЕГЭ позволяют сделать вывод: в 2008 году, также как и в 2007-м, выпускники более подготовлены по данному предмету, сделали осознанный выбор. — Высокие результаты — это заслуга учителей. Какие педагоги смогли воспитать блестящих учеников? — Назову педагогов, чьи выпускники на единых государственных экзаменах набрали более 90 баллов. Это учителя русского языка — Круглова Екатерина Олеговна (школа № 7), кстати, в этом году ученик школы Савичев Сергей получил 100 баллов по русскому языку, Кулешова Галина Ивановна и Федорова Сания Алексеевна (школа № 18), Мягкова Юлия Александровна, Павленко Инна Леонидовна (гимназия № 19), Казанцева Надежда Глебовна (школа № 4); учителя физики — Байбурин Дамир Фридович (школа № 11), Тетерина Елена Евгеньевна (гимназия № 19); учителя английского языка — Смертина Жанна Анатольевна (гимназия № 19), Павлова Елена Артуровна (лицей № 6), Смирнова Галина Андреевна (школа № 26), Ишунькина Надежда Геннадьевна (школа № 7), Ринк Елена Александровна (школа № 9), Кутасеева Любовь Леонидовна (школа № 9). Рзультаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов показывают, что при имеющихся у них достаточно высоких потенциальных возможностях к обучению мотивационный ресурс к окончанию школы снижается, поэтому результаты ЕГЭ по русскому языку и математике существенно ниже, чем результаты экзаменов в 9 классах по данным предметам. — В последнее время заметно активное освоение школами современных информационно-коммуникационных технологий. Расскажите об этом подробнее. — Анализ учебных планов показывает, что изучение информатики и в 9 классах осуществляется во всех школах. Неслучайно одним из индикативных показателей реализации процесса информатизации в рамках национального проекта «Образование» является процент выпускников основной школы, владеющих информационно-коммуникационными технологиями. Так, число миасских девятиклассников общеобразовательных учреждений, освоивших ИКТ, составляет сегодня 98,16%. Дугим индикативным показателем данного направления деятельности является обеспеченность средних общеобразовательных школ современной компьютерной техникой. Если учитель пользуется Интернетом и средствами мультимедиа, демонстрирует детям уникальные эксперименты, проводит лабораторные работы на современном уровне, это способствует не только повышению качества образования, но и меняет его собственное самоощущение, самооценку. Внастоящее время 100% школ располагают автоматизированными рабочими местами учителя (АРМ). В соответствии с плановым индикативным показателем до конца 2008 года все средние школы будут иметь не менее 5 АРМов учителя. 100% образовательных учреждений округа обеспечены сегодня цифровыми образовательными ресурсами. Следует постоянно обновлять и пополнять базу школ новыми обучающими программами и параллельно обеспечивать повышение квалификации педагогов для работы по данным программам. — Что предпринимается сегодня в сфере образования для того, чтобы утолить кадровый голод? — Решение вопросов кадровой политики в системе образования стоит очень остро. Наблюдается тенденция старения педагогических кадров, нежелание выпускников педагогических вузов идти в школу, несмотря на оказываемую им правительством Челябинской области материальную поддержку, а также на оказываемую педагогам поддержку в рамках национального проекта «Образование». Втекущем году 10 учителей общеобразовательных школ получили премии из федерального бюджета в размере 100 тысяч рублей, еще 4 — по 50 тысяч рублей из областного бюджета. Победителем областного конкурса «Учитель года — 2008» стала Каменкова Наталья Владимировна, (лицей № 6). Муниципалитет также выделяет денежные премии участникам и победителям конкурсов «Учитель года — 2008», «Самый классный классный», «Методическая разработка — 2008», учителям, подготовившим победителей муниципального этапа предметных олимпиад, победителей и призеров областного этапа олимпиад и др. Вцелях повышения престижа труда педагога в 2008 году в рамках реализации национального проекта «Образование» впервые проведен конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют», в 2008-2009 учебном году начнется систематическая работа школы молодых учителей. При всем этом за последний учебный год отток молодых специалистов из образовательных учреждений округа составил 21%. — Наверное, еще одна из самых злободневных проблем в образовании — это обеспеченность местами в детских садах. Каковы перспективы этого вопроса? — Дошкольные образовательные учреждения сегодня посещают 8122 ребенка. Охват детей дошкольным образованием составляет 76,2%, что превышает областной индикативный показатель на 0,1%. В течение 2007-2008 учебного года в детских садах было открыто дополнительно 435 мест, созданы условия для привлечения в дошкольные учреждения 635 детей. Ксожалению, имеющаяся в округе сеть дошкольных образовательных учреждений не в состоянии принять всех желающих, поэтому очередность в детские сады продолжает расти. По итогам комплектования МДОУ на 2008-2009 учебный год 1100 детей получили направления в детские сады (вместо 986 по плану) и 2594 ребенка остались без места, это в основном дети в возрасте от одного до 3 лет (53,6%), 16% — дети старше 3 лет. Администрация округа, МУ МГО «Образование» предпринимают усилия по вводу дополнительных мест. Резервы открытия дополнительных групп в детских садах за счет реконструкции и перепрофилирования помещений исчерпаны в южной и центральной частях города, в пос. Динамо и пос. Строителей. Остается возврат зданий бывших детских садов и строительство новых. Вокруге 14% детей 5-6 лет не посещают дошкольные образовательные учреждения. Поэтому необходимо усилить работу по привлечению детей 5-, 6-летнего возраста в детские сады через различные организационные формы. Такие, например, как группы кратковременного пребывания детей. Сегодня их 17 (в 2007 году таких групп в округе было 6). — Как вы лично можете оценить проделанную в прошлом учебном году работу? — Можно с уверенностью сказать, что система общего образования Миасса сделала существенный шаг вперед, о чем свидетельствуют полученные результаты обучения и воспитания. Но успех ждет того, кто не останавливается на достигнутом. Значит, будем двигаться дальше.
Елена Мельник
|
назад |