Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 119 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 3 июля 2008 года

Больше, чем врач

   Сегодня доктору Наталье Васильевне Короткевич исполняется 80 лет

   Теперь уже и не сосчитать, скольким роженицам заслуженный врач РСФСР акушер-гинеколог Наталья Короткевич помогла родить здоровых, крепких малышей — количество их наверняка исчисляется несколькими сотнями. А сегодня она сама, своими руками создававшая службу родовспоможения в Миассе, празднует день рождения.

   Династию начала бабушка

   Хрошего человека возраст не портит. И в 80 лет Наталья Васильевна по-прежнему хороша собой, приветлива, гостеприимна, обаятельна. Это, без преувеличения, Человек-Улыбка, Человек-Доброта.

   Лчистые умные глаза, красивые, сильные руки, нежный выразительный голос… Она могла бы быть прекрасным, обожаемым детьми педагогом, если бы выбрала дедушкину профессию. Однако судьбе было угодно направить Наталью по пути бабушки, акушерки Анны Петровны Кленковой, ставшей родоначальницей целой медицинской династии.

   Сн ее, талантливый хирург Василий Кленков, выпускник Казанского медицинского института, в 1927 году повстречал на окружной конференции молодого врача Глафиру Меньшикову, через три дня назвал ее законной женой и навсегда обосновался в Миассе. Начав с должности врача-хирурга, быстро дорос до заведующего хирургическим отделением, позже возглавил всю больницу, которую всячески старался расширить и обустроить. Когда же его призвали на фронт, эстафету славных дел подхватила и продолжила жена, Глафира Александровна.

   «Иди, дочь, в медицину!»

   П возвращении с фронта Василий Петрович вернулся к своим прежним обязанностям, но при этом напряженно думал о том, как помочь 17-летней дочери определиться с выбором профессии. В конце концов мудрый отец поступил очень просто: взял Наталью с собой на операцию.

   — Вызвали его ночью к тяжелой больной с сильнейшим кровотечением, — вспоминает Наталья Васильевна. — Я, конечно, и раньше бегала к отцу на работу, видела, как он ведет прием, вправляет вывихи, но на операции не была ни разу. Отец оперировал вместе с акушеркой, кровь лилась рекой. В обморок я не упала, стояла спокойно, смотрела заинтересованно. Более того, по возвращении домой сразу принялась стирать окровавленную одежду отца. Тот посмотрел и сказал: «Ну, дочь, иди-ка ты в медицину!» Это был своего рода тест на мою профпригодность.

   Оучившись два года в Челябинске, Наталья перевелась в Московский Первый медицинский институт, который стал для нее настоящей школой жизни и науки. Она не ходила, а буквально летала по аудиториям, где лекции читали авторы тех учебников, по которым учились студенты. Когда же пришло время выбирать специализацию, без колебаний выбрала хирургию — уроки отца не прошли даром.

   Всилий Петрович Кленков был твердо уверен: чтобы стать хорошим врачом, нужно познать и попробовать все, и поэтому в летние каникулы дочь работала в больнице — сначала санитаркой, позже медсестрой. Вернувшись в родной город дипломированным специалистом, Наталья целый год работала бок о бок с отцом, который учил ее всему: как стерилизовать инструменты, как обращаться к больным и даже как выписывать больничные листы. Помогала и мама, главный врач инфекционного отделения.

   Млодой хирург работала на полторы ставки, принимала по сто с лишним человек в день, но усталости не чувствовала — слишком любила медицину!

   Из хирургии в акушерство

   Чрез год ее пригласили работать на автозавод. Уже тогда Наталья стала понимать, что общая хирургия слишком тяжела для женщины и пора что-то в жизни менять. Отец предлагал пойти в онкологию, но тут в городе возникла острая необходимость в акушерах-гинекологах. И Наталья Васильевна, пройдя специализацию, решительно взялась за женскую хирургию. При этом старалась отойти от практики классических хирургов, которые преследовали одну цель: извлечь ребенка и спасти женщину. Ей всегда хотелось пойти дальше и сделать так, чтобы не лишить пациентку радости материнства, подарить ей возможность рожать в будущем.

   В1961 году Наталье Короткевич предложили заведовать роддомом в центральной части города. Одновременно она стала главным акушером-гинекологом Миасса.

   — Работа главного акушера-гинеколога требовала бесконечной самоотверженности, — рассказывает Наталья Васильевна. — День, ночь, праздник, выходной — а мне звонят: «Срочно одевайтесь, высылаем машину!» Одеваюсь и бегу по дороге навстречу «Скорой». А как же иначе? Бывает, что счет в борьбе за здоровье пациентки идет на минуты! Вся моя жизнь превратилась в постоянное ожидание вызова, но какой бы тяжелой и напряженной она ни была, я бы ни за что не променяла ее ни на какую другую.

   Уилиями Натальи Васильевны удалось расширить службу родовспоможения, увеличить количество коек в родильном и гинекологическом отделениях и открыть там операционные. Она же организовала работу отделения патологии беременных и даже «пробила» строительство нового роддома на автозаводе.

   Уважайте больных

   Псле ухода на пенсию в течение долгих 15 лет доктор Короткевич вела прием в женской консультации, а потом решила: «Хватит!» Книги, вязание, цветущий сад, любимый телеканал «Культура» — вот что составляет сегодня содержание ее жизни, но при этом она никогда не перестает живо интересоваться делами города и особенно медициной, которой посвятила всю свою жизнь. А в 2002 году вышла в свет книга по истории здравоохранения Миасса, которую написали ветераны-медики под руководством Натальи Васильевны.

   Могое в современной медицине доктору Короткевич нравится, особенно грамотные, знающие, квалифицированные врачи, в совершенстве владеющие приемами работы с новейшим оборудованием. По ее мнению, молодым медикам недостает лишь внимания, доброжелательности, терпения по отношению к своим пациентам.

   — Нам в институте внушали: «Врач, после разговора с которым больному не становится легче, не врач!» Старые доктора владели искусством общения с пациентами. Да, у них не было сложной аппаратуры, обходились деревянной трубочкой для слушания, но всегда находили время для разговора с больным. Помню, как отец оперировал человека под местной анестезией. Сделал вкол скальпелем и вопрос задает: «Что, Иван Петрович, как нынче покосы?» Тот ответит, отец снова расспрашивает про жену, про детей, а сам в это время работает. Такие душевные разговоры важны для больного как проявление уважения к нему. Понимаю, сегодняшняя жизнь, стремительная, вечно куда-то спешащая, не дает врачу возможности подолгу общаться с больными, но и не отменяет необходимости быть с ними сердечными, тактичными, вежливыми. Если медики не перестроятся, то жизнь будет мстить за жестокосердие. Понимаете, нельзя наладить контакт с больным без доброты и сострадания, а если его не наладишь, то и диагноз правильно не установишь. Врач — это не просто человек с медицинским образованием, а Доктор, нас раньше так и называли. Замечу, кстати: медики, в свою очередь, тоже ждут от пациентов участия и уважения. Только при таких условиях между врачом и больным возникнет взаимопонимание, которое поможет быстрее справиться с недугом.

   Заслуженный врач РФ Любовь ШЕРСТОБИТОВА:

   — Нынешнее лето для Натальи Васильевны — знаковое. У нее двойной юбилей: 80 лет со дня рождения и 55 с того момента, как она стала Заслуженным врачом РСФСР. Кстати, первым миасским медиком, получившим это звание, был ее отец, Василий Петрович Кленков.

   Нше уважение к Наталье Васильевне безгранично. Именно благодаря ей в центре города появился роддом. Первоначально здесь собирались строить кожно-венерологический диспансер, но главный акушер-гинеколог, воспользовавшись присутствием депутата Верховного Совета М. Соломенцева и поддержкой первого секретаря горкома КПСС Н. Богачева, сумела убедить руководство города, что надо переделать проект и построить роддом.

   Гворят, что незаменимых людей нет. Это неправда. Незаменимые есть, и одна из них — Наталья Васильевна Короткевич.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика