![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
74 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 24 апреля 2008 года | |||
![]() |
К нарушителям — с проверкой В мае 2007 года ФНС утвердила концепцию планирования выездных налоговых проверок. Это новая составляющая организации аналитической и контрольной работы налоговых органов. Согласно концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков по 11 критериям риска. Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы. С их помощью руководитель предприятия сможет проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля. Цлью выработки стратегии планирования выездных налоговых проверок являются, прежде всего, концентрация контрольных мероприятий на зонах риска, обеспечение качества контрольных мероприятий, побуждение налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов. Когда ждать проверку? Пинципиально важный момент заключается в том, что сам по себе факт соответствия налогоплательщика критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства и что при проведении проверки ему будут предъявлены претензии. Решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности предприятия, принимается на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и первичных документов. Китерии — это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспекции вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания и с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. А когда спать спокойно? Нлогоплательщики, которые не подпадают под данные критерии, относятся к зоне налоговой стабильности. Выездные налоговые проверки в их отношении нецелесообразны. В отношении таких налогоплательщиков будет проводиться мониторинг отчетности и информации из внешних источников. Однако если у налогового органа появится информация о том, что эта организация участвует в схемах ухода от налогообложения, не отражает свои хозяйственные операции в учете, сдает многочисленные уточненные декларации к уменьшению налогов, то контрольные мероприятия будут проведены в полном объеме. Рассмотрим отдельные критерии концепции. Бизнес с убытком Оним из критериев налогового риска является ведение финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более лет. При открытии возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций определено получение прибыли — не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Сегодня нет объективных причин для работы организаций себе в убыток. Уыточность финансовой деятельности в нескольких налоговых периодах — наиболее вероятный факт искажения показателей деятельности. Чаще всего убыток возникает из-за неполного отражения в отчетности результатов коммерческой деятельности. Смо по себе возникновение убытка в финансовой отчетности не говорит о том, что налогоплательщик — нарушитель законодательства. Финансовый убыток на протяжении нескольких лет может быть связан с развитием производства, но в этом случае должны расти показатели капитальных вложений, вложений в долгосрочные активы и расходы будущих периодов. Рост вычетов по НДС Оним из факторов риска является отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Риск выездной проверки возникает, если доля вычетов по НДС в сумме начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев. Выплата заработной платы ниже среднего уровня по отрасли Рск выездной проверки возрастает при выплате среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности по городу. Признаки применения схем ухода от налогообложения выявляются на основании информации из разных источников, в том числе и жалоб горожан о низкой заработной плате. К сожалению, в городе продолжают иметь место выплаты зарплаты в конвертах, а также использование схем ухода от налогообложения с использованием аренды персонала (аутстаффинга). При применении подобных схем риск выездной проверки возрастает многократно. Миграция предприятий Вкачестве одного из критериев указана «миграция между налоговыми органами». По Налоговому кодексу налогоплательщик имеет право сняться с учета в одной налоговой инспекции и встать в другой, например, в связи с изменением места нахождения. Однако многократные смены адресов могут служить сигналом того, что налогоплательщик, к примеру, стремится избежать проведения выездной налоговой проверки или взыскания налогов. Работа с этим показателем строится при помощи федеральных ресурсов, которые позволяют отследить перемещения. Анализу причин перемещения налоговая инспекция в настоящее время уделяет повышенное внимание. Результаты внедрения концепции Кнцепция определяет основные приоритеты, принципы и направления единого подхода к планированию выездных налоговых проверок. Педполагаемая система планирования позволит: — налогоплательщикам — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом; — налоговым органам — выявить наиболее вероятные зоны риска, своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.
Т. ХОЛМОГОРЦЕВА, начальник ИФНС России по г. Миассу, советник гражданской государственной службы Российской Федерации 1 класса.
|
назад |