![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
65 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Пятница, 11 апреля 2008 года | |||
![]() |
Как нам жить в одном мире? Педагоги размышляли над проблемами межличностных отношений В школе № 20 состоялась международная конференция «Актуальные проблемы формирования межличностных отношений в образовательной среде», в которой участвовали научные деятели, педагоги, студенты из Миасса, других городов России и ближнего зарубежья. Организаторами конференции выступили управление образования города, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ) и другие. Тн встрече задала ведущая роллинг-класса «Формирование межличностных отношений», доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЧГПУ Валентина Долгова. Она подчеркнула, что главным в нашей жизни являются не цели, содержание, критерии, закономерности, результаты, а прежде всего человеческие отношения. Кндидат психологических наук Галина Епанчинцева (г. Оренбург) размышляла о роли школьных психологов. Уже около 10 лет они работают в наших школах, а есть ли эффект от этого нововведения? По мнению специалиста, диалоги между учителем, родителем и школьным психологом до сих пор происходят на разных языках. Кроме того, диагностика школьного психолога основывается на социальном заказе педагога, который, как правило, склонен оценивать деятельность учеников скорее как неуспешную. Эо же утверждала и доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ЧГПУ Ольга Шумакова. Она привела в пример исследования санкт-петербургских ученых, которые проанализировали формы воздействия учителя на ученика. И выяснилось, что на первом месте по частоте использования стоит повышенная интонация. Далее в порядке убывания — окрик, насмешка, нотация, замечание, оскорбление, упрек, совет, ирония и т. д., и лишь на 11 месте — одобрение. Нчальник управления образования Михаил Энгельман привел результаты соцопроса в миасских школах за последние 6 лет: некомпетентными в сфере разрешения конфликтов признают себя 80% учителей. В то же время 28% педагогов вовсе не считают, что им необходимо повышать свой уровень в этой области. Между тем анализ частоты возникновения конфликтов в системе «педагог — ученик» и «ученик — ученик» свидетельствует, что до 61% педагогов в миасских школах вступают в конфликтные отношения с учащимися примерно раз в неделю. У 35% школьников наблюдается высокий уровень тревожности, проявляющийся в постоянном беспричинном чувстве страха и беспокойства, ожидании неприятностей, эти дети отличаются ранимостью, чувствительностью нервной системы, мнительностью. Нмало проблем существует и во взаимоотношениях родителей и детей. Вполне удовлетворены своими взаимоотношениями с детьми 73,3% родителей. Не совсем удовлетворены 21,3%. В то же время анализ по возрастным группам детей показал, что из тех родителей, кто вполне удовлетворен, это примерно на две трети родители детей начальных классов; около 42% — родители детей, обучающихся в 5-9 классах, и только каждый четвертый — родитель старшеклассника. Пимерно такое же распределение родителей, ответивших на вопрос, насколько они удовлетворены в настоящее время взаимоотношениями с педагогами своих детей. Наибольшее число довольных этими отношениями составляют те, чьи дети учатся в начальной школе, а наибольшая группа скорее неудовлетворенных или предъявляющих повышенные требования к образовательному учреждению — родители учащихся старшей школы. Оевидно, что по мере взросления ученика происходит постепенное ослабление гармоничных взаимодействий на уровне «родитель — ученик» и «педагог — ученик», появляется недопонимание, которое часто переходит в разряд конфликта. …На различных секциях присутствующие на конференции обсуждали роли каждого из участников образовательного процесса — директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, школьного психолога, представителей учреждений профессионального образования — в правильном формировании межличностных отношений. П словам и педагогов-практиков, и ученых-психологов, если мы научимся общаться, понимать друг друга без взаимных упреков и конфликтов, то сможем даже повысить качество российского образования, а ученики будут выходить из стен учебных заведений гармоничными и развитыми личностями. По итогам работы конференции планируется выпустить сборник методических статей. |
назад |