![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
23 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Пятница, 8 февраля 2008 года | |||
![]() |
Заразиться от детей молодостью
Сравнение ученика с сосудом и факелом (помните: не наполнить, а зажечь?!) не вчера появилось на свет, но только в последние годы учителя стали задумываться о смысле этой фразы. Инеслучайно педагогический форум, прошедший в лицее № 6 и посвященный повышению качества обучения и воспитания, начальник управления образования Михаил Энгельман начал со слов: «Главное — научить ребенка учиться!» Иучение темы повышения качества обучения и воспитания особенно активизировалось в городе в последние два года: школа № 7 делилась опытом работы с одаренными детьми, школа № 10 рассказывала об индивидуальном подходе к ученику при подготовке к ЕГЭ, школа № 20 показывала приемы личностно-ориентированного обучения. Кстати, нынешней весной запланировано проведение международной конференции на ту же тему совместно с ЧелГУ. Н о чем бы ни говорили и ни спорили педагоги, все-таки основная задача образовательного учреждения, по словам Михаила Энгельмана, формулируется простыми и понятными словами: вызвать у ребенка интерес к самому процессу познания. Причем повышение качества обучения не следует понимать как увеличение количества отличников и ударников. Все дети разные, и все они способные, только каждый в какой-то определенной области: один — талантливый математик, другой — не менее талантливый спортсмен, художник, психолог, химик. Создать ребенку ситуацию успеха, помочь раскрыться его дарованиям, подарить радость познания мира в себе и себя в мире — вот что должно составлять главную заботу современной школы. И помочь в этом могут нестандартные подходы к обучению, что с блеском и продемонстрировали в этот день лицейские педагоги. А ты считаешь себя успешным? Пречень открытых уроков в программе семинара поражал своим количеством и разнообразием. Здесь были и математика с интригующей темой урока «Достоверные, невозможные и случайные события», и деловая игра для десятиклассников «Издержки производства», и «Экспериментальная проверка уравнения состояния идеального газа», и проектная деятельность второклашек «Круговорот воды», и спектакль «Дары волхвов» как результат развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности по английскому языку, и еще много-много чего интересного. Ме же захотелось побывать на классном часе у выпускников, который проводила психолог Майя Смирнягина. Название было коротким, но многообещающим — «Успешный человек». — Ваши ассоциации к слову «успех»? — спрашивает Майя Максовна. — Деньги, удача, карьера, друзья, хорошая жизнь, достижения во всех сферах, — раздаются со всех сторон ответы. — А успешный человек? — Счастливый, сделавший карьеру, богатый, разумный, деловой… — Подумайте сами и обсудите в группах, какие пять качеств должен иметь успешный ученик, — предлагает педагог. Прислушиваясь к жарким спорам, помогает вопросами: «Ты считаешь себя успешным? Чего тебе для этого не хватает, как думаешь?» И вот уже на доске варианты ответов ребячьих групп, причем везде упоминаются наличие собственных убеждений, организованность и интеллектуальная развитость. …Следующее задание: найти пять качеств успешного человека. Тут дискуссия становится еще более жаркой. — Может, независимость?.. — От чего независимость? — Без чувства юмора ему не обойтись! — Дух соперничества тоже должен быть обязательно! — А чувство товарищества? Друзья должны быть у всех. Иначе что за радость: сидишь один, пьешь дорогущее шампанское, и не с кем успех разделить. — А если патриотизм? Ведь спонсорами становятся успешные люди и помогают они своему городу, своей школе. — Что поставим на первое место? Настойчивость? Кто против? Нет таких! Тогда пишу! …Через несколько минут на доске записываются качества успешных людей, среди которых и креативность, и обаяние, и коммуникабельность, и настойчивость, и лидерские качества… А Майя Максовна предлагает послушать, что думают на этот счет психологи: успешный человек, по их мнению, активен, креативен, ответственен, уверен и коммуникабелен. Не такими уж далекими от истины оказались детские ответы… Куклы-воспитатели Ивестно, насколько трудно завлечь в школу родителей и уж тем более заставить их участвовать в классном мероприятии. Но для лицейских учителей, похоже, такой проблемы не существует, иначе педагог начальных классов Светлана Гайдемская и психолог Ирина Маслихова не решились бы, наверное, показать гостям совместную деятельность родителей и первоклассников по теме «Моя любимая сказка». Это был даже не урок и не классный час, а удивительное сказочное действо, которое творилось прямо на наших глазах в буквальном смысле руками малышей. Пчему руками? Потому что мы увидели пять маленьких кукольных спектаклей по русским сказкам, разыгранных ребятишками по всем правилам театра: были декорации, куклы, актеры за сценой и выразительно прочитанный (а не бездумно зазубренный наизусть!) текст. Удовольствие получили все: и сами ребята, и гости, и родители. Ктати, у родителей роль была небольшая, но крайне важная: пребывая в составе детской команды, они в любой момент могли прийти на помощь первоклашкам, подсказать ответ, прочитать текст задания, порассуждать вместе с ними. Но, надо сказать, правильный ответ и они не всегда находили. А вот вы попробуйте-ка сказать: в какой сказке все остались голодными из-за любви к музыке? Не знаете? Да в «Колобке» же! Псле завершения урока-сказки Светлана Гайдемская объяснила смысл использования кукольного тетра на уроке: — Развитие ребенка идет сразу в нескольких направлениях: ребята совмещают моторику (надо, чтобы куклы были «живые», двигались!) с отработкой навыка чтения. Кроме того, учатся работать в команде. В классе 17 мальчишек и 8 девочек. Чтобы не было конфликтов, привлекаем детей к коллективной работе. — Когда возникают проблемы психологического плана, в поведении допустим, мы тоже используем возможности кукольного театра, — добавляет психолог. — Придумываются забавные сюжеты, одни ребята выступают, другие высказывают свое мнение, и таким образом достигаются воспитательные цели. Они могут дать нам больше… Сминар прошел, по мнению директоров и присутствующих депутатов городского Собрания, на едином дыхании. Вт отзывы руководителей образовательных учреждений: «Понравились взаимоотношения учителей и учеников»; «Сразу видно, что создана великолепная среда для развития и воспитания. Ученик и учитель — единое целое»; «Здесь работают настоящие профессионалы. Рядом с ними обычный ребенок становится одаренным и талантливым»; «Семинар дали на пять с большим плюсом!»; «Как прекрасно и ненавязчиво обыграна связь образовательного учреждения с родителями!»; «Была на классном часе об успешном человеке. Очень понравились дети, которые смело говорят, отстаивают свою точку зрения, спорят». Звершился педагогический форум театрализованным представлением «Школьные будни», где один из педагогов, выступая с ироничной интермедией, произнес удивительные слова об учениках: «Мы здесь, чтобы заразиться от них молодостью. Они могут нам дать больше, чем мы им!» А молодой ученый из ЧелГУ М. Казанцев, который в течение десяти лет каждые выходные приезжает в Миасс и читает лицеистам лекции по физике, отозвался о школе так: «Я знаю многие образовательные учреждения Челябинска, преподаю в престижном лицее № 31 и в других школах и скажу, что миасский лицей особый, потому что с уроков я ухожу выжатый, как лимон! Интерес к знаниям у учеников огромный. Этого я больше не встречал ни в одной школе!» Рди таких слов, признаются учителя лицея, можно проводить и не такие семинары. И продолжать учить, и творить вместе с детьми, и забывать про дом и сон, и до хрипоты спорить с коллегами, отстаивая свою педагогическую находку, и смертельно обижаться на непонимание, и захлебываться от счастья, сознавая, что ты работаешь в самом лучшем учительском коллективе!..
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |