![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
22 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 7 февраля 2008 года | |||
![]() |
Прадедушка-джип
А началось все с того, что однажды в конце марта случилось узнать: в Аргаяше у овдовевшей старушки в наследство от мужа остался американский «виллис». Отдать его вместе с документами старушка согласна была почти даром. Всего за тыщу рублей. Курочки, говорит, из-за него плохо несутся, тесно им под крышей в сарайке, рухлядь солнце застит. Пделиться интересной новостью зашел к соседу. Михалыч воспринял это с энтузиазмом, и мы решили, не откладывая, съездить в Аргаяш. Пообедав, махнули на моей «Яве» в тот же день. Ехать решили в объезд, по асфальту через Челябинск. Сосед убедил: так, говорит, быстрее будет. Добрались мы в райцентр далеко за полночь. Замерзли как цуцики. Зуб на зуб не попадал. От весенних ручьев ноги до колен были мокрые, а сверху штаны обросли ледяным панцирем. Вехали в улицу, а в Аргаяше темно, как в лесу. Лишь на столбе лампочка маячком мигала. Это чтоб угорелые, вроде нас, мимо «Скорой» не пролетали. Поинтересовались мы друг у друга на предмет обморожения. Помотали головами в касках, но все же зашли в приемную поточнее узнать адрес старушки. Нам спросить надо, а зубы клацают, жестами объясниться тоже не получается. Беда да и только. Не помню почему, но перед дорогой бумажку с адресом и небольшим письмецом от родственницы той бабки Михалыч взял у меня и, чтоб не потерять, в карман к себе положил, а сейчас вот достать ее не может. Пальцы от холода в кулак свело, а кулак в карман лезть ну никак не хочет. Медсестра молоденькая на нас жалостливо так смотрит. Растерялась. Искать адрес в кармане чужих штанов ей как-то неловко. Шофера позвали помощь оказать. Мужик записку тоже найти не может. Один карман вывернул — пусто, второй наизнанку — тоже нет. Тут Михалыч вдруг вспомнил, что в дорогу предусмотрительно двое штанов надел. Пришлось одни прямо здесь снимать. Видок, конечно, был и смех и грех. Повыворачивали карманы у вторых. От холода записочка с адресом так скукожилась, что прочесть ее еле смогли. В общем в «Скорой» нам помощь оказали, адрес растолковали, Михалычу штаны обратно надели и даже застегнули, где полагается. Бабкин дом мы с трудом, но отыскали. Незваными гостями на кухню ввалились. Спасибо хозяйке: сначала по стопочке налила после чаю с сухой малиной — душу греть. Тело под овчиной только к утру дрожать перестало. А Михалыч всю ночь так и проспал с зажатыми кулаками, будто руль уже обхватил. — Ну что, путешественники, отогрелись? — чуть свет начала будить нас хозяйка. — Поди, невтерпеж на шарабан поглядеть. Подымайтесь, подымайтесь, позавтракаем, после покажу. Да не продала я машину. В сарайке стоит. Чевничали долго, бабка для нас яичницу сготовила, самовар вскипятила. После надумала печку истопить, посуду помыть. Целую неделю ее, что ли копила. Мы с Михалычем переглядываемся и ничего в толк взять не можем, а она: «Сейчас, милок, сейчас. Пусть, — говорит, — солнышко двор обогреет». Нам страсть как не терпится на раритет взглянуть, а наследница как будто специально время тянет. До пенсии она в торговле работала, да и после на базаре часто бывала. Клиента сразу видит. Дгадались мы позже, что бабка придумала ночным покупателям своеобразную торговую накрутку и так предпродажной психологической подготовкой воздействовала на нас. Только к полудню накинула она шубейку, и вслед за ней мы пошли в сарай. Лязгнул замок, распахнулись двери. Что-то пыльное, уделанное курами, выглядело весьма невзрачно. Петух в растерянности стоял на капоте. Хотел было прокукарекать, но яркий солнечный свет сбил его с толку. — Вот, глядите: ам-мериканский «виллис». С сорок третьего года на дорогах войны, — и, чтобы придать значимость автомобилю, брякнула что на ум взбрело: — Сам Буденный на нем в Берлин въехал! Вот тут он самолично расписался, — и, согнав петуха, ткнула пальцем в капот. «Виллис» стоял на спущенных колесах. Удивляла военная простота машины: без верха и дверей, пара затертых сидений, удобное расположение рычагов управления, на панели раздельно спидометр и счетчик расстояния с отсчетом в милях. — Пять тыщ и бумаги пополам, — подбоченясь по-базарному, зарядила владелица авто. М с соседом в сей момент, наверное, стали походить на того растерянного петуха. Цна новых «жигулей» за экспонат ошеломила. Для сравнения скажу: в те годы бутылку водки на троих мужики брали за два восемьдесят семь. Бабке кто-то до нас, знать, подсказал, что джип есть ценный антиквариат и тыщ пять за него можно смело получить. Мхалыч первый овладел ситуацией, закрыл рот и открыл капот, раза два обошел вокруг машины, зачем-то попинал колесо. Потом начал разглядывать движок, крутить руль и даже кривым стартером пытался завести джип. Месяца через два он пригнал «виллис» своим ходом. Бабка точно оценила его покупательские способности, но все же сдалась под умением Михалыча вести торг и согласилась скинуть полторы тыщи рублей: покупатель оказался тоже с жизненным опытом. Янисколько не жалею, что антикварный автомобиль прошел мимо моих рук. Нет у меня той мастеровой хватки, с которой известный в городе умелец Юрий Михайлович Юдин взялся за реставрацию автоветерана. Он в полном соответствии с конструкционными особенностями самостоятельно восстановил свой раритетный автомобиль. Года через полтора его «виллис» было не узнать: зашпаклеваны неровности, покрашен, блестели хромом ручки, мягки и удобны были новые сидения, а движок работал как часы. Соседа, владельца раритета, зарегистрировали в ассоциации старинных автомобилей области. Его пригласили принять участие в автопробеге по городам Советского Союза, который организовал журнал «Техника молодежи». Со своим джипом Юрий Юдин снимался в фильме «Служили два товарища». К столетию российского автомобилестроения с членами областного клуба антикварных автомобилей он проехал на «виллисе» по городам области. Это, как говорят, лицевая сторона медали. А еще Михалыч на джипе ездил на покос, возил сено и дрова, пробивался на Юрак за клюквой. Кто бывал там, знает, что дороги в ту сторону под стать военным. Стех пор прошло немало лет. — Как твой «виллис»? — порой задаю при встрече вопрос. — Полный порядок. На ходу, — почти всегда слышу в ответ. Пчему почти? Да потому что автомобиль у Михалыча до сих пор не музейный экспонат, а надежный помощник и уход старичку с профилактикой положен как заслуженному ветерану. Итерес к подобной технике, к предшественникам современных автомобилей, с каждым годом возрастает. Увидев на дороге раритеты — «победу», послевоенный «москвич» или даже «Волгу» с оленем, что случается уже чрезвычайно редко, можно считать это событием. В моем фотоархиве таких событий не так уж много. Лтом прошлого года в Пекине стартовало ралли старинных автомобилей «Пекин — Париж — 2007», посвященное 100-летию первого в мире транснационального автопробега. В 1907 году на этот маршрут вышли пять экипажей, к финишу из них добрались четыре. Победителем той супергонки стал итальянский экипаж принца Боргезе на автомобиле Itala-40. Он преодолел 16000 километров за 60 дней. Юилейное ралли прошлого года обошло Миасс стороной, но десять лет назад маршрут предыдущего автопробега «Париж — Пекин» пролегал через наш город. В то лето Михалыч по секрету сообщил, что участники Международного клуба антикварных автомобилей недалеко от города организуют стоянку для суточного отдыха. Кстати миасские автолюбители тогда очень помогли водителю из Польши в серьезном ремонте автобуса. До Миасса он ехал не одну сотню километров на буксире. Втречали колонну автоветеранов на трассе Челябинск — Уфа. Перевалив через Уральский хребет и очутившись в Азии, колонна свернула на проселочную дорогу. Иностранцы остановились у подножья Круглой горы. Такое мимо нас еще не проезжало. Два немецких «Хорьха» 30-х годов, две спортивные классические английские машины МG-4, послевоенные «мерседесы» моделей 230 и 170, «ландровер», «ягуар», автобусы 50-60-х годов — «Бредфорд» и «Зауэр», и их ровесники грузовики «Магирус» и «Ман». Всеобщее внимание привлекали прекрасно отреставрированные «бьюик» 1928 года с колесными ободами из дерева, голландская малолитражка ДАФ-600 и не менее знаменитый переднеприводный «ситроен». Предвижная выставка воплощенной в металле передовой мысли конструкторов первой половины ХХ века поражала. «Виллис» Михалыча на поляне был в единственном экземпляре. В колонне автоветеранов он сопровождал участников транснационального пробега до Свердловска. Краткая справка Венный автомобиль Willis-MB. Гды производства: 1942-1945. Поизведено всего машин: 50501. Дина — 3335 мм, ширина — 1585 мм, высота — 1830 мм с поднятым верхом. Мсса — 1020 кг. Мксимальная скорость на шоссе — 104 км/час. Кличество мест: 4 человека. Касная армия получала такие машины по ленд-лизингу от американцев. Легкий вездеход для армии был создан в 1940 году за очень короткое время одновременно тремя фирмами: Willis, Ford и Bantam, а его производство началось в 1941 году. «Виллису» под силу были любые непроходимые дороги. За уничтожение этой машины Гитлер давал своим командирам и офицерам два дня отпуска. Сейчас таких машин в России осталось несколько десятков. Подолжение следует.
Страницу подготовил Виктор СУРОДИН
|
назад |