Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 17 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 31 января 2008 года

Приказано отработать

   Васти нашли способ решить главную проблему национального проекта «Здоровье» — нехватку кадров: всех выпускников российских медвузов обязали отработать дальнейшее образование. Уже с марта вакансии в лечебных учреждениях начнут заполняться вчерашними студентами медвузов.

   Уних не будет другого выбора: продолжить обучение после интернатуры без трудового стажа с этого года нельзя. И хотя во всем мире считается, что сразу после медицинского института врач, несмотря на диплом, еще не готов к самостоятельной работе, именно к этому фактически принуждают российских выпускников.

   Поблему нехватки врачей в Минздравсоцразвития решили просто и эффектно. Перед самым началом 2007-2008 учебного года были внесены изменения в действовавший с 1999 года приказ «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В перечне этих специальностей к двум существовавшим графам «Основная специальность» и «Специальность, требующая дополнительной подготовки» добавили еще одну — «Специальность, полученная в вузе». А в примечание, где говорилось о возможности получения дополнительной подготовки, добавили положение об обязательном трудовом стаже — не менее трех лет по основной специальности.

   Эи изменения, во-первых, приравняли молодых интернов к врачам-специалистам. А во-вторых, не оставили выбора тем из них, кто намерен работать в медицине и получать углубленную подготовку, а без этого при сегодняшнем уровне специализации врачей не обойтись. Теперь, как в старые советские времена, выпускник вуза должен пройти интернатуру, потом сразу же отработать три года по распределению. И лишь после этого молодой специалист может продолжить образование в медицинской ординатуре. То есть весь выпуск интернов из медицинских вузов 2008 года направится прямым ходом в поликлиники. Причем не только терапевтами, но и, например, стоматологами или хирургами. Распределение пройдет уже через месяц.

   Оициальной целью изменений стало «совершенствование организации послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения».

   Онако нигде в мире вчерашний выпускник не допускается в первичное звено: он должен несколько лет стажироваться, изучать смежные дисциплины, осваивать экстренную помощь и лишь затем стать «ответственным диспетчером» при встрече пациента с системой здравоохранения.

   Вмедицине, чтобы действительно стать врачом, надо учиться после института, дающего багаж теоретических знаний, еще минимум три года. Это позволяет получить практические навыки общения с больным и его родственниками, научиться трактовке лабораторных данных, инструментальных обследований, логике дифференциального диагноза. Только в ординатуре за три года в стационаре ему показывают разные случаи, проясняют диагнозы, демонстрируют «маски заболеваний», поскольку один и тот же симптом может иметь происхождение от сотни заболеваний и так далее. Без этого студент вынужден учиться на больных. В институте учат причинам и механизмам развития болезней, объясняют принципы классификации лекарств и механизмы действий. Но теоретические знания бессмысленны без их практического применения.

   Сециалисты ведущих центров на условиях анонимности говорят, что этот провал окажется фатальным, поскольку и сейчас молодежь на кафедры не стремится. Следовательно, предложенная Минздравсоцразвития схема, с одной стороны, снизит качество первичной медицинской помощи, с другой — уничтожит научные и педагогические кадры. Как это уже стало нормой: студенты медвуза, не желающие закрывать собой прорехи в кадровых расписаниях поликлиник, найдут пристанище в фармацевтических фирмах или вообще уйдут из медицины.

   Коме того, определенно сократятся «педагогические нагрузки» на медицинских кафедрах и в НИИ и начнется сокращение ставок: учить будет некого. Нагрузка и ставки исчисляются от количества студентов, интернов и ординаторов. Последние — довольно существенная составляющая педагогической ставки.

   «Зато демонстрируется эффективность национального проекта «Здоровье». Годом раньше бывший министр Зурабов уже докладывал, что студенты после институтской скамьи стали врачами общей практики, — иронизирует заведующий кафедрой гематологии и гериатрии ММА им. И. М. Сеченова Павел Воробьев. — Это здорово для всех, кроме больных: их будут лечить недоучки».

   Мжно предположить, что сделано это с благой целью: заставить молодых врачей отработать полученное образование (а оно до сих пор на 100% бесплатное). Тем не менее и российская, и западная практика говорят о том, что студенты, прошедшие лишь одногодовую интернатуру, еще только становятся врачами и они не могут и не должны оказывать самостоятельную помощь в поликлиниках.

   


NEWSru.com



назад


Яндекс.Метрика