Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 200 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 24 октября 2007 года

Слово о Макееве

   25 октября 2007 года исполняется 83 года со дня рождения Виктора Петровича Макеева. Этот день – особенный для коллектива Государственного ракетного центра, носящего имя своего первого руководителя. Главный конструктор ракет для подводных лодок, он для каждого, знавшего его, был и остается своим: учителем, ученым, творцом, новатором, организатором производства, общественным деятелем, товарищем, другом, соратником, личностью …Сегодня слово о В. П. Макееве звучит из уст современников.

   Генеральный конструктор и генеральный директор ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» Владимир Дегтярь:

   «Все, что сделано Виктором Петровичем Макеевым — это целая эпоха в развитии и становлении отечественного морского ракетостроения. Он является родоначальником создания морских стратегических ракетных комплексов. Естественно, чтобы поднять такое направление в стране и поставить его на службу обороны страны как одно из главных в стратегических ядерных силах, надо иметь талант ученого, изобретателя, конструктора, организатора и иметь фундаментальные знания. Всем этим Виктор Петрович обладал сполна и умело использовал в своей многогранной деятельности.

   Оной из важных черт характера Виктора Петровича Макеева, как Генерального конструктора одного из важных направлений в обороне страны, была черта работать на опережение, в чем он блестяще преуспел. Только один пример: в процессе создания ракет второго поколения, когда были внедрены основополагающие пионерские решения, появилась возможность создать межконтинентальную морскую баллистическую ракету. До этого это было только мечтой, тем более, что у американцев господствовало мнение, что для военно-морских сил невозможно создать такую ракету из-за проблем в точности и дальности стрельбы, да вроде и не нужно, поскольку подводные лодки могут подойти на любое расстояние, выйти на исходную позицию и осуществить пуск.

   Ее одна из ключевых черт Виктора Петровича Макеева, которая по большому счету всегда присутствовала в характере таких масштабных и сильных личностей, как он, но у Виктора Петровича она была развита до недосягаемой высоты, — это ответственное отношение к порученному делу. Своим примером ответственного отношения Виктор Петрович показывал, как и каким образом в исторический момент времени надо брать ответственность на себя».

   Главнокомандующий ВМФ (1985-1991) Владимир Чернавин:

   Вктор Петрович Макеев с полным основанием должен быть включен в число выдающихся отечественных деятелей, способствовавших возрождению страны в условиях послевоенной разрухи и ее становлению как второй мировой державы в области науки, техники, вооружений. Великолепные Учителя — В. Ф. Болховитинов, В. М. Мясищев и, особенно, С. П. Королев; достойное образование в Казанском и Московском авиационных институтах, а также на Высших инженерных курсах при МВТУ им. Н. Э. Баумана; опыт организационной и общественно-политической работы в комсомоле; опыт технической и организационной работы при создании первой отечественной баллистической ракеты Р-11 на стабильных компонентах топлива — вот те основы, которые позволили Сергею Павловичу Королеву выбрать тридцатилетнего В. П. Макеева своим преемником в области ракетостроения для Военно-Морского Флота. Он предложил и отстоял его назначение главным конструктором Уральского конструкторского бюро, которому было поручено завершить разработку и летные испытания, а также освоить серийное изготовление ракет Р-11 и Р-11ФМ».

   Начальник отдела ГРЦ, начальник департамента Роскосмоса Николай Шумков:

   «Существует понятие — «политика фирмы». Не буду называть, но были некоторые фирмы, которые при разборе неудачных ситуаций делали все для того, чтобы показать, что это не они, а кто-нибудь другой виноват в этих причинах. А причины всегда носили, естественно, комплексный характер, очень трудно было найти одного единственного «крайнего». Так вот, Виктор Петрович, когда я лично получал его напутствия, экстренно выезжая на такие комиссии, говорил: «Николай, когда приедешь, сделай все, чтобы найти истинную причину. Если виновата будет наша разработка, именно та часть, которую вело наше КБ, не бойся, бери вину на себя и не делай никаких попыток «замотать» эту причину». Быть может, я сказал тривиальную вещь, но это как-то раскрепощало людей: когда приезжаешь, уже не боишься, что тебя накажут или отчитают, и ты начинаешь действительно заниматься делом — искать истинную причину».

   Заместитель главного конструктора НПО автоматики, заместитель главного конструктора КБ «Южное» Иосиф Игдалов:

   «Мне очень повезло: я близко знал и работал с Виктором Петровичем в фазе его расцвета как личности, инженера, творца, организатора, человека, мужчины, т.е. в период, когда ему было 30–40 лет! В этом возрасте ему было все по плечу: от создания и вдохновения коллектива энтузиастов на освоение новейшего направления специальной техники со сменой среды обитания до создания нового города в тайге.

   Оличительными чертами его характера в те годы были: решительность в принятии ответственных глобальных решений, в том числе, с большой долей обоснованного технического риска, вызванного новизной вопросов и отсутствием приходящей с годами осторожности, граничащей со страхом потерять достигнутое; коммуникабельность на грани фантастики с мгновенным очарованием любого человека: от двухлетнего ребенка до престарелого главы правительства; жизнелюбие во всех его формах: от круглосуточной работы до круглосуточного празднования в случае ее успешного завершения; обостренное чувство товарищества и верность друзьям (кого считал таковыми).

   Эи прекрасные мужские качества обеспечили ему возможность быть полноправным главой кооперации разработчиков и объединять усилия главных, каждый из которых был неординарной фигурой с неангельским характером…».

   Главный конструктор КБТМ Всеволод Соловьев:

   «Для того, чтобы постоянно держать в руках перспективу, он организовал «рабочий поток», который заключался в том, что если один из комплексов проходил этап испытаний, то второй комплекс рождался в лабораториях и на бумаге. По третьему велся поиск, формировались НИР по отдельным проблемам, создавался научно-технический задел. Этот процесс был непрерывным. Он родил систему занятости практически всех смежных КБ, повышения квалификации инженеров и конструкторов, накопления научно-технического багажа. В конечном итоге это привело к созданию морских ракетных комплексов мирового уровня. Его правило: «Я смежников не меняю», имеет также глубокий смысл: смежник уверен в постоянстве своего положения, считает общее дело своим, стремится сделать в него вклад с учетом долговременной перспективы…».

   Академик РАН Борис Литвинов:

   «Созданные под его руководством образцы техники относятся к самым совершенным из аналогичных в мире. Им много делалось, чтобы эти образцы были не только совершены и эффективны, но и безопасны в обращении, а это важное качество таких архисложных устройств. Можно сказать много восторженных слов об умении Виктора Петровича работать, находить верные решения, смело и вовремя отказываться от устаревшего, идти на риск и побеждать. Ведь жизнь конструктора — это постоянная борьба с косностью и отсталостью, постоянный поиск единственно правильного решения на данный момент и на перспективу среди многих альтернативных. Особенно эта жизнь трудна у Генерального Конструктора, да еще у такого Генерального, у которого не было конкурентов. Это только поверхностному взгляду кажется, что хорошо, когда нет конкурентов. Это — для слабаков и ловчил хорошо работать без конкурентов. Работать без конкурентов прогрессивному конструктору, каким, несомненно, был Виктор Петрович, намного труднее. Кому и во сколько это обходится, Виктор Петрович понимал и чувствовал».

   Командир Южного морского полигона Борис Соловьев:

   «Мне до мельчайших подробностей запомнился такой эпизод: Виктор Петрович пригласил меня на 60-летний юбилей. Прибыв в Машгородок накануне предстоящих торжеств, я утром рано пошел на предприятие, чтобы оформить необходимые документы. Я шел пешком по знаменитой «Тропе жизни», которая была почти безлюдна, и только впереди меня шла незнакомая мне пожилая женщина. Я решил обогнать ее, поравнявшись с ней, я поздоровался и спросил, правильно ли я иду к проходной предприятия. Она утвердительно кивнула и поинтересовалась, не на юбилей ли Виктора Петровича Макеева я прибыл в Миасс. И когда я подтвердил ее догадку, она попросила меня от имени простых людей выполнить ее просьбу: поздравить Виктора Петровича с днем рождения и пожелать ему долгих-долгих лет жизни.

   Пка мы шли до проходной, женщина, не переставая, рассказывала о том, что думают и говорят о Викторе Петровиче простые люди. Надо было слышать и видеть, как она говорила об этом. Так увлеченно можно говорить о любимом и глубоко уважаемом человеке… Я пытался узнать фамилию этой женщины, но она категорически отказалась назваться, так как не хотела, чтобы Виктор Петрович посчитал ее «подхалимкой».

   Явыполнил просьбу этой женщины. И вот, когда я рассказал Виктору Петровичу о встрече с этой женщиной и ее просьбе, то увидел на глазах его слезы. Виктор Петрович сказал мне, что для него пожелания этой женщины выше всех наград, которые он получил за свою жизнь, что без таких людей, как эта женщина и тысячи ей подобных, он один не смог бы решить те задачи, которые на него были возложены».



назад


Яндекс.Метрика