![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
136 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 26 июля 2007 года | |||
![]() |
Миасский Страдивари
Когда-то эта квартира напоминала музей: три десятка балалаек, домр, гитар висели на стенах, тускло поблескивая лакированными боками. Среди них особо выделялась одна — та самая, что стала дипломанткой II фестиваля струнных щипковых инструментов «Созвездие мастеров»… Да года назад скончался Александр Папирко, удивительный мастер, заставлявший дерево петь. Большинство его инструментов теперь обрели новое место жительства в екатеринбургских музеях. Но часть из них осталась в доме как память о человеке, выбравшем такое редко встречающееся сегодня увлечение. П словам Натальи Папирко, жены и верной помощницы мастера, никаких предпосылок к тому, что муж станет миасским Страдивари, поначалу не было. Была только большая любовь к музыке и первая робкая попытка соорудить электрогитару в армии. После демобилизации Александр, по профессии плотник-опалубщик, заочно окончил народный университет культуры, научился играть на гитаре. Кк-то приехавший в гости брат поинтересовался: «Не надоело еще досками заниматься? Может, на акустику перейдешь?» Истал Папирко осваивать акустические гитары. Как выяснилось позже, его дальние родственники с Западной Украины имели прозвище «цимбалевичи», так как умели мастерски изготавливать цимбалы. — Он все делал собственными руками, — вспоминает Наталья. — И все постигал только собственным умом. Ни у кого не просил совета, не читал специальных книг — по сути, изобретал колесо. Говорил: «Если я сам это освою, то никто этих знаний у меня не отнимет!» Гусли с клавишами …Секреты мастерства Александр постигал методом проб и ошибок. Звук концертной гитары зависит от многих факторов: от плотности древесины, от материала, из которого сделаны порожки, от качества струн, от толщины корпуса — всего не перечислить. Советские струны были некачественными, поэтому пришлось мастеру учиться вить струны самому. По его просьбе сосед сделал специальную машинку, чтобы собственноручно катать лады для гитары. Птихоньку стал привлекать к работе жену, у которой отлично получалось выбирать стамеской пазы для грифов. Женщина настолько увлекалась, что оторвать ее от этого было невозможно. «Ну нельзя же так много работать!», — шутливо ворчал Папирко, хотя сам был точно таким же. Онажды вздумалось ему сделать красивую головку для гитары. «Смотри по сторонам, на ставни, на наличники, может, увидишь рисунок необычный!» — просил жену. Но все, что предлагалось, отвергал: «Не то, не то…» И вдруг однажды ночью вскочил с кровати: «Слушай, я ее во сне увидел!» — и тут же набросал эскиз. Вобще стремление не идти проторенными путями, все делать по-своему, вносить изюминку было характерной чертой Папирко. Сколько инструментов создано им за более чем двадцать лет? Теперь уже не сосчитать, не было такой надобности, но много, очень много. И, по словам Натальи, двух похожих не сделал ни разу: «Неинтересно ему повторяться. Если не сам корпус, то оформление его изменит или форму головки, или розетку другую вокруг отверстия на верхней деке сотворит. А уж как с красками любил экспериментировать!» …Опыты с покраской начались, когда на смену гитаре пришли домры и балалайки. Традиционный желтый цвет раздражал Александра, и он стал накладывать колер то цвета чайной розы, то кремовый, то слоновой кости и радовался как ребенок каждой своей находке. — Экспериментатор он был великий, — вспоминает жена. — Придумал совершенно необычный инструмент: в корпус гитары встроил еще один корпус, круглой формы и меньшего размера, с собственным грифом. Сейчас он в музее. Мечтал усовершенствовать гусли — снабдить их клавишами, но не успел. А вот новая головка в форме изящного каблучка вместо традиционной «лопатки» стала визитной карточкой его балалаек. Из «Созвездия мастеров» Сух о мастере быстро разнесся в среде музыкантов-исполнителей. Стали появляться заказы. На гитарах Папирко играл выдающийся украинский гитарист Александр Любченко, один из лучших джазовых музыкантов Европы, которого в 90-х годах пресса называла «Паганини гитары». А потом состоялось знакомство Александра со знаменитым земляком, балалаечником-виртуозом, ректором Уральской консерватории Шаукатом Амировым, родственники которого жили по соседству. Именно Амиров предложил рукодельнику, мастерство которого оценивал очень высоко, принять участие в московском конкурсе. Из пяти запущенных в работу инструментов Александр, в конце концов, выбрал один — с серебристым тембром, чистотой, глубиной и певучестью звучания на всех струнах и во всем диапазоне. А уж внешняя отделка красавицы-балалайки способна была удовлетворить эстетические запросы самого требовательного слушателя. Орыленный успехом, обуреваемый новыми идеями, Папирко вернулся домой с намерением немедленно приступить к изготовлению новой серии инструментов для следующего конкурса «Созвездие мастеров». Но не успел… …Закрыта дверь в мастерскую, где все осталось точно так же, как было при жизни Александра Ивановича: заготовки для грифов, деки, недоделанные корпуса балалаек, среди которых — огромная бас-балалайка со съемным грифом (тоже изобретение Александра!), строгальная машина, ленточная электропила… Кто подхватит эстафету славного ремесла? Может быть, подрастающие внуки?..
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |