![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
130 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Среда, 18 июля 2007 года | |||
![]() |
Одиннадцатилетний всеобуч
На настоящую революцию в сфере образования общественность отреагировала как-то подозрительно тихо. Корреспонденты «МР» отправились в народ, чтобы узнать, что же все-таки учителя, психологи, ученики и их родители думают о вступающем в силу с 1 сентября 2007 года законе о всеобщем обязательном среднем образовании. Пдсказал президент Иея ввести обязательное 11-летнее среднее образование возникла еще в 2005 году. Автором инициативы оказался не кто-нибудь, а сам Президент России Владимир Путин. Выступая перед участниками бала выпускников 2005 года в Кремле, он заявил: «Полагаю возможным внести изменение в действующее законодательство, чтобы такие понятия, как общее образование и так называемое полное среднее, были идентичными понятиями, чтобы именно общее среднее образование было и обязательным, и бесплатным». Уе к концу 2005 года на предложение Президента РФ отреагировала Москва. В декабре депутаты Мосгордумы приняли в окончательном чтении изменения в Закон «Об общем образовании в городе Москве», согласно которым образовательные органы столицы и родители обязывались обеспечить учащимся получение 11-летнего образования до достижения ими 18 лет. Ктому времени обязательное среднее полное образование уже было введено в ряде регионов России (Тюменской области и Якутии) и некоторых государствах СНГ, таких как Казахстан, Молдавия, Азербайджан и Армения. Противоречит Конституции 16 мая Государственная дума РФ в первом чтении рассмотрела проект вносимых поправок. 6 июля закон об обязательном 11-летнем среднем образовании был принят уже в третьем чтении с учетом внесенных поправок. Тем не менее критики указывают, что в нем есть недоработки. Прежде всего введение обязательного полного среднего образования противоречит статье 43 Конституции РФ, которая объявляет обязательным «основное общее образование» — 9 классов. Вт что сказал по этому поводу директор школы № 26 Илья Герштейн: — Этот закон «сырой», и дебаты по поводу его принятия скорее напоминали сумасшедший дом. Получается, что из-за одного закона придется изменить Конституцию? Готовы ли дети? П мнению доктора психологических наук Светланы Беличевой, чиновники от образования, видимо, плохо представляют, какие дети приходят сегодня в школы. А между тем, по данным исследований, 86,2% дошкольников находятся в той или иной степени дезадаптации, связанной с неудовлетворительным состоянием здоровья, недостаточным интеллектуальным развитием, эмоционально-личностным неблагополучием. Именно поэтому в 1992 году приказом министра образования РФ и была введена система коррекционно-развивающего обучения — классы с малой наполняемостью, с дополнительными психолого-педагогическими и коррекционно-развивающими методами обучения. Шольный психолог Нурия Насырова: — Для меня и большинства моих коллег это очень грустная новость. В сегодняшней системе образования в силу психологических особенностей учащихся идет спад мотивации. 5-9 классы — это база для старших классов. Если ученик в 5-7 классах не имеет желания учиться, то в 8-9 классах у него нет никаких навыков — все, база потеряна. О каких десятых и одиннадцатых классах тут думать? Оычно в сентябре-октябре мы спрашиваем десятиклассников: с какими трудностями вы столкнулись, перейдя в десятый класс? Ответы бывают разные: проблемы с учителями, смена привычного коллектива из-за отсутствия товарищей, ушедших в ПТУ и техникумы. Но в последнее время количество учеников, отвечающих: «не справляюсь с программой, запустил предметы», возросло до 45%! Могие школьники, поступившие в средние специальные учебные заведения, попадают в новую среду, и у них, напротив, открывается второе дыхание, ребята начинают активно осваивать профессию. Они находят мотивацию — организовать в дальнейшем свое дело или помогать родителям материально, начинают действительно учиться с интересом. Существует еще одна веская причина, по которой дети уходят из школы после 9-го класса, — страх перед ЕГЭ. Они на самом деле боятся этих экзаменов, видимо, потому, что чувствуют: не готовы. Есть такие коррекционные классы, в которых учатся дети с задержкой в развитии, и для них, скорее всего, придется менять программу, а точнее, дополнять ее. Вообще о чем здесь может идти речь, если не всегда ребята могут освоить программу девяти классов? Возможно, у учителей пропадет желание чему-то научить детей, ведь на сегодняшних десятиклассников они возлагают серьезные надежды, а на двоечников, переведенных в 11-й класс «потому что надо», надежды мало. Реформа сверху Уитель русского языка и литературы школы № 26 Танзиля Сабитова считает, что, прежде чем принимать такие законы, нужно попасть в саму школьную среду, узнать ее проблемы изнутри, а не делать поверхностных выводов, наблюдая со стороны. «Мы перетаскиваем двоечников из одного класса в другой, еле дотягивая их до девятого. Если они не хотят заниматься, например, в седьмом и восьмом классе, не осваивают базисную программу, тогда какой им смысл учиться до одиннадцатого?» Мнения школьников... Аня Смирнова, 8-й класс: — Есть ребята, которые хотели бы поступить в 10-й класс, но сомневаются, что их возьмут — не позволяют оценки, — для них это шанс продолжить учебу в школе. Но для тех, кто уже решил сэкономить два года и пойти учиться в училище или техникум, это неприятное известие. И есть еще третья категория ребят, которые до сих не могли определиться, идти им в 10-й класс или нет. Теперь за них все решили, им облегчили выбор. Большинство учеников восьмых и девятых классов из числа тех, кто уже точно знает, что будет учиться в одиннадцатом классе, остаются равнодушными к суете вокруг обязательной одиннадцатилетки. А решительно настроенные бросить школу после девятого возмущаются: «Это совсем ни к чему! Кто хочет, тот пусть и учится, а заставлять всех поголовно не надо!» П словам начальника отдела школьного образования и воспитания управления образования Татьяны Анохиной, на 1 июля 2007 года из 1811 учеников, окончивших 9-й класс в этом учебном году, 408 собираются пойти учиться в ПТУ, 512 — в техникумы, а остальные — в 10-й класс. Через месяц статистика уже может серьезно измениться, поскольку в управлении образования каждый год в августе и сентябре рассматривается очень много прошений о переводе двоечников в старшие классы. ...и их родителей Сетлана Трофимова, многодетная мама: — Состою в родительском комитете и вижу, как изменились родители и ученики. Некоторых особо требовательных мам в школе боятся как огня и, закрыв глаза, переводят их детей-лоботрясов из класса в класс. А те, в свою очередь, становятся все наглее. Представить, что они будут мучить учителей еще два года, страшно. Не получится ли у нас, как в Америке, когда учителя опасаются заходить в некоторые классы, поскольку дети над ними просто издеваются, в том числе и физически? «Я — за разумный консерватизм» Нчальник управления образования Михаил Энгельман: — Уверен, что никто не проводил серьезную экспертизу этого закона. Я считаю, что не может быть поголовного среднего образования по той же причине, по какой не могут все без исключения стать мастерами спорта по бегу. На самом деле это нововведение может привести только к дискредитации самого образования. Да, оно должно быть доступным. Но это значит, что ученики, ориентированные на углубленное изучение предметов, идут в 10-й класс, а ребята, стремящиеся приобрести профессию, получают школьные знания в профучилище или техникуме в том объеме, в каком они нужны для освоения профессии. Там они равны по способностям, успешны. А если они пойдут в 10-й и не справятся с достаточно сложной школьной программой? У них просто опустятся руки, наступит психологический «слом». У таких ребят печальная перспектива. Сстема образования в нашей стране строится на разумном консерватизме, который до сих пор себя оправдывал. И глупо с ходу эту систему разрушать. Хорошо, если бы правительство обратило внимание на наше образование не только в плане обеспечения знаний, умений, навыков — это мы уже делать научились, а сформировало бы конкретный социальный заказ, в котором бы был сделан упор на идеологию, на воспитание нравственных качеств в ученике, на патриотизм. Видим плюсы Ншлись среди наших собеседников и те, кто сказал, что новый закон — это хорошо. Или не так уж и плохо. Дректор Миасского автомеханического техникума Валерий Демин: — В работе нашего учебного заведения в связи с новым законом каких-то больших перемен не произойдет. Мы будем принимать абитуриентов после одиннадцати классов сразу на второй курс, вот и все. Дректор основной школы № 32 Нина Невзорова: — Я считаю, что это правильное решение — сделать обязательным среднее образование. Я думаю, это нужно и очень важно. Дети, оканчивающие нашу школу, могут пойти учиться в 10-й класс в любую другую школу. Сегодня многие наши выпускники поступают в техникумы и училища, а совсем перестают учиться только один или два. Эма Степанова, учитель русского языка и литературы школы № 26, стаж работы — 49 лет: — С одной стороны, эта реформа необходима, но при условии, что в базисе, в среднем звене, будет больше дисциплины. Родители прежде всего должны внушить детям, что без знаний никак нельзя! Нужны кардинальные изменения в сознании ребенка. Ему следует отдавать себе отчет, что даже тройку нужно заработать, а не ждать, пока учитель тебе ее подарит. Сознание должно быть настроено на учебу. ОТ АВТОРОВ Ивсе же большинство опрошенных нами не выразили восторга по поводу предстоящей реформы школы. Совершенно очевидно, что она навязана народу сверху и потому не имеет больших шансов на успех. Ведение обязательного среднего образования, как и существование всеобщей воинской обязанности, приведет, по нашему мнению, лишь к тому, что найдется немало желающих по тем или иным причинам «откосить» от дальнейшей учебы, как сегодня это происходит во время призыва в армию. И будут и взятки, и «левые» справки, и другие неотъемлемые атрибуты обязательного школьного всеобуча. ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТО ПРИДУМАНО? Сгласно статистике, сегодня в России снижается образовательный уровень населения. Например, если в 1989 году на одну тысячу человек населения в возрасте 20-24 лет приходилось шесть человек, имеющих только начальное общее образование, и 54 человека, имеющих основное общее образование, то в 2002 году эти показатели возросли в два раза и составили 13 и 92 человека соответственно. П задумке авторов законопроекта, его принятие позволит создать реальный механизм повышения общеобразовательного уровня населения и предпосылки к сближению систем общего образования России и развитых зарубежных стран, предусматриваемому международными соглашениями. ЯЗЫКОМ ЦИФР * Из 383 депутатов Госдумы за введение закона о всеобуче проголосовали 374 депутата, против — 9. * Обязанность обеспечить получение образования депутаты пока возложили на родителей. А ответственность для них, причем уголовная, давно предусмотрена статьей 156 УК. Минимальный штраф — до 40000 руб. * По данным Общественной палаты, для введения обязательного среднего полного образования потребуется 30-40 миллиардов рублей.
Марина БЕЗРУЧЕНКО
Мрия СТАРИКОВА |
назад |