Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 11 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 23 января 2007 года

Музей без права передачи?

   Уникальные экспонаты напилочного завода со временем могут прийти в негодность

   …Два века назад здесь был густой лес. И река. А еще горы, могутные, кряжистые. Потом пришли люди. Стали лес пилить, дороги прокладывать да перегораживать плотиной дотоле свободное течение реки.

   Ивырос на берегах Миасский завод, который, по замыслу купца Лугинина, должен был медь плавить да заставлять денежки щедрым потоком течь в хозяйский карман.

   Онако ошибся купец : не медью край прославился, а золотом. И перестроился завод на ремонт золотодобывающего оборудования. А в начале XX века обосновался

   на освободившихся производственных площадях Рижский пилозубный, будущий напилочный, завод, предшественник всей металлообрабатывающей промышленности Миасса.

   Ни дня не пустовал музей…

   — Идея создать заводской музей к полувековому юбилею предприятия появилась у нашего директора Александра Маринкина, — вспоминает Галина Терская, одна из его создателей. — Задумку эту мы горячо поддержали и поехали по архивам: Александр Ильич Будунов в Свердловск и в Златоуст, я — в Москву, в архив древних актов. Вот эти-то документы по истории города и стали основой первого раздела музея. Вообще-то помещение было одно, но колонны разделяли его на три части.

   Првый экспонат притащили из кабинета директора — массивный, длиной метров пять, а высотой до потолка, выставочный стенд с напильниками. Сделанный из хорошего дерева искусным латышским столяром, он приехал в Миасс вместе с оборудованием английской фирмы «Саламандра» и был украшен в верхней своей части двумя фигурками сказочных птиц. Спустя какое-то время птиц украли, но, к счастью, осталась фотография, по которой наш художник Альберт Евгеньевич Валявин выточил других.

   Нпильники, закрепленные вертикально на темно-зеленом сукне, выглядели как новенькие. Когда разобрали экспозицию, чтобы заменить сукно, заинтересовались, почему напильники не заржавели? Оказалось, что они термически не обработаны. То есть их изготовили специально для выставки.

   Входе работы с экспонатами один из инструментов пропал. Мы, конечно, его заменили похожим, определив по отпечатку на старом сукне тип и размер, но недоумевали: что воришка будет делать с напильником, которым нельзя работать? Надеялись, что вернет обратно. Однако этого не случилось.

   Ворой «зал» получился полностью технологическим. Здесь нам хотелось показать поэтапно, как из обычной стальной заготовки получается напильник. В витринах они так и лежали: сначала стальной прут, плоская заготовка, потом — заготовка с хвостовиком, с носком или без него, отшлифованный и, наконец, с насечкой.

   Тетий раздел назвали «Новая техника» и поместили туда ширпотреб (нестандартные напильники, которые продавались в розницу или в наборе для домашнего мастера).

   Првоначально музей располагался на втором этаже инженерного корпуса. Открытие было торжественным и очень радостным для всех. Рабочие приносили в музей из дома фотографии, вырезки из старых газет, глиняные чашки, из которых ели в войну и которые изготавливались на нашем керамическом заводе, алюминиевые ложки (их отливали прямо на МНЗ). Кто-то притащил обувь военных лет — брезентовую, со шнуровкой, на деревянной подошве. У меня тоже когда-то были такие...

   Мзей ни одного дня не пустовал. Бывали здесь и секретарь обкома партии Воропаев, и представители министерства.

   Солько всего напильников в экспозиции — сказать трудно, но, пожалуй, больше тысячи. Приходилось следить за влажностью воздуха. Чтобы пар из столовой, которая располагалась на первом этаже, не проникал в помещение, на вентиляционный короб надели специальный кожух.

   33 года проработала я в заводе, из них 24 — в музее. Уходя оставила все в полном порядке. Да там и сейчас, в общем-то, порядок, но внизу — пекарня, а кожух давно сгнил...

   Сохранить любой ценой

   Мзей МНЗ... Гордость напилочников. Их слава и память. И в то же время — боль и горечь утраты.

   Пежнего завода уже не существует. В старых корпусах обосновались новые хозяева. А музей... Музей закрыли на ключ за ненадобностью. Да и то сказать: при всем своем старании не понять пришлым, не прочувствовать истинной значимости музея, вобравшего 90-летний багаж самых разных событий, великих побед и достижений.

   Н ведь не может стать ненужным музей с таким количеством действительно ценных экспонатов!

   — Историческая ценность музея инструментального завода бесспорна, — подтверждает научный сотрудник городского краеведческого музея Алла Овчинникова, — так как в нем достаточно много документов, фотографий, экспонатов материальной культуры начала XX века. Хотелось бы их сохранить...

   — Обидно, что музей простаивает, — соглашается и Г. Терская. — Просили мы выделить помещение в краеведческом музее, но работники не согласились: «Вы нам все отдайте, а мы сами будем выставлять!» Знаю, как это будет: поместят в запасники — и что потом от наших планшетов останется?

   — Создать постоянно действующую экспозицию не получится: площадей не хватает, — объясняют сотрудники краеведческого музея. — Зато мы будем организовывать временные тематические выставки, посвященные знаменательным датам в истории завода. Тогда горожане смогут прийти и посмотреть то, что их интересует. В настоящее время сделать это невозможно: вход на завод закрыт для посторонних.

   — Нет сегодня того предприятия, которое мы любили, которым гордились, но нужно постараться сохранить музейные экспонаты, — считает Раиса Ефимова, в прошлом заведующая бюро рационализации, изобретательства и технической информации МИЗа. — Например, есть там одна любопытная вещь — портрет Павла Рыкова, одного из основателей семейной династии. В 20-е годы Павла, как передовика производства, спросили: «Что хочешь за хорошую работу — премию или портрет на доску почета?» «Портрет», — ответил он. ...Спустя десятилетия этот портрет, но уже в рамке из напильников перекочевал в музей, где и висит до сих пор. К сожалению, во время аварии (прорвало трубы с горячей водой) слесари украли с рамки часть напильников.

   И не понять им нашей славы…

   — Судьба музея беспокоит не только нас, но и многих жителей старого города, — продолжает А. Овчинникова. — Два года назад обратились к директору МИЗа Л. П. Мордвинюку с просьбой передать нам экспонаты заводского музея, так как он находится в ведомственном подчинении и принадлежит предприятию. Он обещал подумать, но окончательного ответа так и не дал. Тогда мы адресовали эту просьбу городским властям, ведь речь на самом-то деле идет об истории всего города, а не какой-то одной фирмы. Глава округа заверил, что посодействует, и подписал ходатайство на имя директора МИЗа. И снова мы не получили ответа. А время не стоит на месте. От несоблюдения условий хранения экспонаты могут прийти в негодность. Вряд ли арендаторы, многие из которых родом не из Миасса, будут заботиться о его сохранности, ведь это не их история...

   Ценность не материальная — духовная

   Ккая судьба ждет этот заброшенный, но не забытый горожанами очаг культуры? Помнят ли о нем власти?

   — То, что будет с музеем, нам не безразлично, — говорит начальник МГУ «Культура» Людмила Орлова. — После обращения работников краеведческого музея к руководству МИЗа, которое ничем не закончилось, подключилось к этой проблеме и управление культуры. Но все безрезультатно. Думаю, это объясняется тем, что директора производств, расположенных сегодня на территории предприятия, считают, что музей представляет собой материальную ценность, и потому не желают с ним расставаться. На самом же деле ценность его скорее духовная, историческая.

   Д 23 февраля, который считается днем основания напилочного завода, почти месяц. Может быть, совместными усилиями все-таки удастся сдвинуть дело с мертвой точки? И тогда не станут вещими слова, которые на прощанье произнесла Г. Терская:

   — Как вижу будущее музея? Да никак не вижу, потому что нет у людей сегодня интереса к нему...

   


Наталья КОРЧАГИНА

   Итория этого предприятия,

   которое в 2016 году отметит свое столетие, запечатлена в экспозициях заводского музея.



назад


Яндекс.Метрика