последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

17 декабря 2010 г.
№ 90

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

О своих среди не чужих, или Чего ждут в Средней Азии?

   Кгда случается бывать в странах бывшего Советского Союза, особенно в Средней Азии, обязательно сталкиваешься с отсталостью территорий, с разрухой, с вопиющей несправедливостью, основанной на политических играх чиновников разных уровней. И вместе с тем – с живыми искрящимися глазами простых людей. Не враждебных людей!

   Оень многим было бы выгодно, если бы россияне считали врагами народы постсоветского пространства и, страшась, убегали от них, словно черт от ладана.

   Ии хотя бы относились к ним как к черной кошке, перебегающей дорогу. А там нет чужих! Надо отчетливо зарубить себе на носу: там – чужих нет!

   ВКиргизии – еще 20 лет назад ее южный рубеж был границей единой державы – живет значительная доля русского населения. Сосредоточено оно преимущественно в северной части страны, там, куда приехал в середине XIX века первый из русских, путешественник Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, и откуда начинал путь в свои азиатские научные экспедиции другой путешественник – Николай Михайлович Пржевальский.

   Кк живут русские здесь? Какие у них настроения и чаяния? Чувствуют ли себя неотъемлемой частью России?

   Очем говорят не чуждые нам народы: киргизы, узбеки? Чтобы ответить на эти вопросы, я побывал сначала в более спокойной северной части страны, а после – на юге Кыргызстана, на земле, которая пахнет войной.

   Исык-Кульские русские

   Уподножья спящего Тянь-Шаня, в долине «жемчужины Средней Азии» сохранились еще русские с глазами, подобными пронзительной синеве священного озера Иссык-Куль. Живут они в основном огородничеством и домашним хозяйством. Старики существуют на мизерную пенсию, молодые в деревнях – на средства от пчеловодства и собственного подворья. Лишь малая часть занята в сфере услуг в областном городе Каракол.

   – Нам делить нечего, – говорит Станислав Пилипенко, слывущий лучшим пчеловодом Прииссыкулья. – Мы живем спокойно здесь, в селе Кара-Ой. Тихо, никого не трогаем. Сам я 5 месяцев в году провожу в горах, на природе – охочусь, занимаюсь пчелами, ищу лекарственные травы.

   Пка доброжелательный и гостеприимный хозяин дома угощал пятью сортами меда (к слову сказать, пожалуй, вкуснее этого меда не найти во всей России), во дворе сыновья строили новые стайки для кур и поросят, убирали огород. У палисадника три молодых охотничьих спаниеля грелись на солнцепеке и порыкивали друг на друга, а на веранде супруга готовила обед и вспоминала, как жили в Киргизии до распада Советского Союза:

   – Жилось, безусловно, лучше. Был стандарт. Был порядок. Был закон…

   – Знаете, я вот жил на Украине, – вставляет Станислав Яковлевич, – служил в России, сейчас живу в Киргизии. Многое повидал за свою жизнь. И не согласен с теми, кто говорит, что плохо было в СССР. Не было ни одного человека голодного! Не было людей, которых лишали материнства! Был коллектив – совесть срабатывала. А сейчас если человек пьет – то все скажут: ну и черт с ним. Детей забрали – ну и черт с ним. А у меня сердце кровью обливается. Не должно быть так!

   Вдальнейшей поездке до самого Каракола его слова никак не давали покоя.

   Еть в истории нашего государства очень большие ошибки, которые можно было бы предотвратить. Одна из них – распад Советского Союза. Союза государств, связанных родством разных по культурным традициям народов, связанного человечностью в людях, общими ценностями. Распалась величайшая держава, и на постсоветском пространстве наступила хаотизация на всех уровнях жизни. Даже этнически родственные народы становятся разделенными между собой.

   П всему побережью Иссык-Куля в русских деревушках живут и те русские, которые ни разу не видели России. Представляете?! Они родились в Советском Союзе, а потом оказались брошенными.

   Ои – русские без России. Они – представители разделенного русского народа. Будет ли это когда-нибудь признано нашей властью?

   …Собираясь в Ош, на юг Киргизии, встретил игривую живую ребятню, бегающую за гнедым конем у подножия хребта Северного Тянь-Шаня Кунгей Ала-Тоо. Среди них были и узбеки, и русские, и киргизы. Все они вместе. Друзья.

   Нкакой вражды между собой: знает каждый – если один упадет с коня, то другой подаст руку. Вне зависимости от национальности.

   Фрганские русские

   Дрога в Ош лежит через многочисленные горные перевалы. Ехать по ней небезопасно: до сих пор сказываются летние события в Ферганской долине.

   О – известный с древнейших времен город, история которого насчитывает 3000 лет. В ферганской ветке Великого Шелкового пути он был основным для путников и торговцев, идущих с обозами разнообразного товара.

   Сгодня Ош считается неофициальной южной столицей Киргизии. Находясь в стратегически важном географическом расположении, этот город стал лакомым куском для многих политических, военных и криминальных сил, о чем говорят страшные события этого года. Там все еще нет стабильности, зреют народные волнения, которые могут дать знать о себе в самое ближайшее время.

   Рсских здесь значительно меньше, чем на севере страны. Очень многие уехали.

   – У нас есть школа, где когда-то я училась сама, – делится прихожанка Церкви Архангела Михаила. – Там на один класс приходится один русский ребенок. Я побоялась отдавать своего ребенка туда.

   – А уехать отсюда не желаете?

   – Честно сказать, уехали бы, но продать свой дом здесь вообще нельзя. На что ехать в Россию и на какие средства там жить!?

   – Помните июньские события?

   – Конечно. Страшно было. Мы из дома не выходили несколько дней. Ужасные события! Повсюду пожары, костры, дым. На улицах лежали трупы.

   Дйствительно, именно после июньских событий этого года очень много русских уехало с юга Киргизии, бросив свои дома. Что там произошло? Когда лидер забывает интересоваться своим народом, не желает искренне разговаривать с ним, как это делают за чашкой чая в добротных исламских домах, людям свойственно обижаться, упрямствовать, выдумывать собственный свод правил и законов. Они пробуют жить по нему – и только потом, запутавшись и озверев от своего же равнодушия ко всему, начинают бросаться камнями, стрелять и поджигать дома. Так получилось этим летом и в Киргизии.

   Чго ждут от России?

   Рссия сегодняшняя для народов из стран бывшего Советского Союза – тот оплот, в который они верят. Если мы не поможем сегодня им, кто тогда?

   Гупо думать, что страны постсоветского пространства, в особенности с исламской культурой, никого не интересуют. Еще как интересуются ими на Западе! Словно застывшие псы, дремлют американские военные самолеты в аэропорту «Манас», с десяток стоят в ряд, и лишь один российский самолет поодаль от них. Но американская культура чужая и для нас, и для киргизов, и для узбеков. Разные ценности. Разные культурные корни. Становится очевидным желание США щупальцами охватить эти территории, чтобы оказывать политическое и военное влияние на всем постсоветском пространстве. Разве это желание искренней помощи народу?

   Эо прямолинейная жажда экспансии, распространения влияния уже в Средней Азии.

   Лди ждут реакции России. Все, как один, сожалеют о распаде Советского Союза, шокированы происходящими событиями между не чуждыми друг другу народами. Россия для них – хребет цивилизации, который может вытащить из нищеты и навести порядок. Надеются только на Аллаха и Россию! Она – точно радуга после грозы. И наша самая большая ошибка – не слышать этот зов, равнодушно закрывать глаза на Среднюю Азию и смотреть в запотевшее окно на Запад.

   Вра как источник спасения

   Павославная церковь в Средней Азии – алтарь, который объединяет сегодня не только русских: сюда приходят и киргизы, и узбеки. Велика роль церкви здесь. Но и она выживает своими силами, держится только на личностях православных настоятелей.

   Вноябре 2010 года Храму Архангела Михаила в Оше исполнилось 100 лет. Столетие православной церкви, поставленной на постсоветском пространстве! Это ли не событие, которое действительно важно сейчас!? Ведь вера и сегодня держит и объединяет народы.

   Уе вылетая из Бишкека вспомнил пронзительные слова Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира по окончании церемонии в Храме Архангела Михаила в Оше. Он громко говорил: «Русские, не уезжайте отсюда, не бойтесь». На что из зала в одно мгновенье раздались многочисленные голоса прихожан: «Спаси Бог. Спасибо Вам».

   Мра и благополучия между своими… и не чужими!

   


С. ЩЕРБАКОВ.



назад

Яндекс.Метрика