последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

10 ноября 2010 г.
№ 79

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Самое главное – быть человеком!»

   Вэтом году российская милиция отмечает свой последний профессиональный праздник. Со следующего года слово «милиция» должно уйти в историю. Накануне последнего милицейского праздника мы встретились с человеком, который знает о всех тонкостях этой профессии изнутри. Геннадий Михайлович Гашов проработал в органах четыре десятка лет, однако, несмотря на свой возраст, подполковник в отставке и по сей день продолжает работать, правда, теперь уже в вольнонаемной должности.

   – Геннадий Михайлович, расскажите, как попали в органы?

   – После армии поступил работать на мебельную фабрику в Копейске, потом ушел на шахту. Из местного отдела внутренних дел мне пришло письмо с предложением пойти учиться в школу милиции. Я подумал, что получить образование не вредно и согласился. Два года учился в Елабужской школе милиции, потом приехал в Миасс. И вот с 1970 года по сей день живу здесь и работаю.

   – За эти годы в каких подразделениях милиции удалось поработать?

   – Как пришел работать следователем, так им и проработал все эти годы. До 1994 года был аттестованным следователем, потом ушел на пенсию. Пробовал работать в охране автозавода, но что-то мне там не приглянулось. Тем временем меня встретил бывший начальник следственного управления и говорит: «Михалыч, иди к нам на вольнонаемную должность, поработай». Ну, я и согласился, дома ведь сидеть не хотелось. Сейчас занимаюсь в основном архивом и по линии «Папилона». Свою работу очень люблю, а за что, не могу объяснить. Просто прикипел душой, честное слово, не хочется расставаться...

   – Работа милиционера всегда связана с риском для жизни. Наверное, и у вас бывали случаи, когда приходилось заглянуть в глаза смерти?

   – Таких ярких случаев, честно говоря, не припомню. Но все-таки была одна история. Дело было под вечер. Выехали на место происшествия, сделали осмотр. Уже хотели отправляться обратно в УВД, а нам по рации сообщают, что на улице Пушкина мужчина топором порубил свою жену. Мы выехали на место, вошли во двор, там стоит пьяный мужчина с топором и кричит: «Не подходи, убью!». В общем, взяли что первое попалось под руку и двинулись на него. Наш водитель палкой выбил у него топор из рук, повалили его на землю и скрутили. Вот такой случай был.

   – За четыре десятка лет какое все-таки дело больше всего запомнилось?

   – На первых порах, когда я еще был молодым лейтенантом (проработал, наверное, всего год), случилась такая история: женщина своего мужа облила кислотой. Последствия были очень тяжелые, его увезли в Челябинск, там оказывали медицинскую помощь. Жену соответственно задержали как подозреваемую, и я ее стал допрашивать. Она рассказала, что у нее двое детей, муж постоянно ревновал и часто набрасывался с кулаками. Этот вечер тоже не стал исключением – она не выдержала и плеснула ему в лицо кислотой. Я собрал все документы, характеристики и пошел к прокурору (в то время санкцию на арест давал прокурор). Учитывая тяжесть преступления, прокурор со мной согласился, и решено было эту женщину взять до суда под стражу. Пришел к ней, объявил об аресте, а она и говорит: вы знаете, у меня дети остаются одни, мне надо их на путь истинный наставить, пока я буду отбывать наказание. И вот я взял грех на душу и отпустил ее. Прихожу в кабинет, старший коллега спрашивает: где она? Ну я и рассказал, как дело было, что отпустил ее. Мы договорились, что к такому-то времени она сама придет. А следователь и говорит, мол, зачем ты это сделал, да не дай Бог что случится, а вдруг она покончит с собой или скроется, тебя же посадят за это. Время подходит к обеду, я сижу весь как на иголках, а ее нет. Вдруг двери открываются, и она заходит. Моей радости, конечно, не было предела, как камень с души упал.

   – В чем особенность работы следователя, какими чертами характера он должен обладать?

   – Самое главное – следователь должен быть человеком! Не обязательно в каждом подозреваемом видеть злодея, ситуации ведь разные бывают. Просто нужно подходить к своей работе по-человечески. Может быть, высокопарно будет сказано, но я старался не делать людям зла. По крайней мере, у меня конфликтов с подопечными было очень мало, чаще недоразумения возникали с самими потерпевшими. Безусловно, следователь должен знать законы, постоянно повышать свою квалификацию. Законы меняются, их нужно знать и уметь применять.

   – Вам удалось поработать и в старой системе, и в новой. Скажите, советская милиция сильно отличается от современной российской?

   – Честно сказать, сейчас сложнее работать. Законы стали жестче, новый УПК значительно усложнил работу следователя. Но я не говорю, что это плохо. Раньше я заканчивал по десятку дел в месяц – это считалось очень много. Сейчас, если следователь заканчивает пять–шесть дел в месяц, ему приходится не только дневать, но и ночевать на своем рабочем месте. Объем работы по каждому делу заметно прибавился. Конечно, это правильно. Приходится более подробно изучать личность подозреваемого, чем раньше. Заметно изменился и народ. С людьми труднее стало работать. За последние двадцать лет люди стали как-то более закрыты. Почему это произошло, не знаю.

   Пмню, например, по алиментам работали. Допустим, собираю документы, встает вопрос о привлечении человека к уголовной ответственности (неплательщиков, как правило, подвергали аресту). Надо за ним ехать, а на всю дежурную часть одна машина – хоть разорвись, что делать?.. Звоню на базу торга, где может находиться уклоняющийся от алиментов. Спрашиваю, у вас такой-то работает? Когда зарплату получает? Мне отвечают, мол, в такое-то время, приходите. Я подъезжаю, задерживаю неплательщика, садимся с ним в обычный автобус и едем в дежурную часть. И хотя он знает, что его сейчас закроют, едет со мной спокойно, никаких проблем не было. А сейчас можете себе представить подобную картину?..

   – Наверное, здесь переходим к вопросу об уважении сотрудника милиции, его статусе?

   – Знаете, я не сторонник огульного охаивания милиции. Есть среди нас всякие, в семье ведь, как говорится, не без урода... Вот я, допустим, следователь при большом стаже, звании и должности получаю пятнадцать тысяч рублей. А рядом вижу, как живут местные «олигархи», и знаю, каким путем они собрали свои сбережения. Один скажет, Бог с ними, я буду жить по совести, а другой подумает, чем я хуже? И начинает преступать закон...

   – Ну, а в плане оборудования легче стало работать?

   – Конечно. Когда я начинал работать, у следователя были только бумага и перьевая ручка. Мне уже на пенсию уходить – появились первые печатные машинки. Сейчас же и компьютеры, и принтеры, и ксероксы, и мобильные телефоны – просто чудо.

   – Есть в вашей жизни принцип, которым вы никогда не поступаетесь?

   – Я уже сказал – не делать людям зла...

   – Сегодня только ленивый не высказался о переименовании милиции в полицию. А вы что думаете по этому поводу?

   – Я не сторонник переименования. Во-первых, в материальном плане это очень затратно. Во-вторых, для меня «милиция» – это вооруженные отряды на защите прав и интересов граждан, народа. А «полиция» больше относится к государственному служащему, чиновнику... Я так думаю.

   – Как можно изменить имидж милиции?

   – Нужно вести более жесткий отбор сотрудников на службу и увеличивать их материальное стимулирование. Когда-то на должность следователя принимали человека только с высшим юридическим образованием. Я вот пришел в следствие тогда вторым со средним милицейским образованием, но потом все-таки пришлось заочно закончить Свердловский юридический институт.

   – На какие-то увлечения время остается?

   – С женой занимаемся садоводством. Субботу и воскресенье проводим в саду. Мне удобно, участок находится недалеко от работы, поэтому после смены еду сразу туда. В саду есть небольшие разрезы, так я летом и на рыбалку хожу. Хорошо с удочкой в тишине посидеть, подумать о жизни...

   – А о чем мечтает подполковник в отставке?

   – О том, чтобы было благополучие у детей и в стране. Когда в стране будет благополучие, тогда благополучие будет и у всего населения.

   – Что пожелаете своим коллегам?

   – Удачи в делах и чтобы в семье всегда было понимание и поддержка. Скажу, что я ее всегда получал. У меня жена в этом плане безотказная, никогда в укор не ставила мою работу, хотя бывало всякое, дежурить приходилось и неделями. Так что всем сотрудникам милиции удачи и благополучия!

   Беседовал

   


Е. БЫСТРОВ.



назад

Яндекс.Метрика