последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Среда, 11 августа 2010 г. № 56 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
Если ребенок начал заикаться Лди часто не отдают себе отчета в том, как это прекрасно – владеть таким удивительным даром, как голос. Ведь голос – тот инструмент, на котором вам предстоит играть в течение всей жизни. И как же обидно, если заикание не дает овладеть этим даром! Чловек заикается. Казалось бы, небольшой порок. Но какое горе и отчаяние испытывает маленький человек, когда над ним смеются сверстники, ему тяжело учиться в школе, а взрослый часто лишен возможности заниматься любимым делом, работать там, где бы хотелось. Личная проблема становится социальной. Внароде бытует мнение, что причиной заикания является испуг. Часто родители, приходящие с ребенком на прием, говорят: «Его собака испугала». Но в реальности это не совсем так. Сществует несколько видов заикания, каждый из которых имеет различные причины и формы проявления. Определить их может только специалист, поэтому родителям необходимо при появлении заикания у ребенка как можно раньше обратиться к детскому неврологу, психиатру, психологу, логопеду. Своевременная постановка диагноза и вовремя начатое лечение дают надежду на успешное избавление об этой сложной и комплексной проблемы.
Чще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет – в период становления фразовой речи, когда запинки отмечаются у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. А вот если они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, это уже повод для беспокойства. Такие запинки не пройдут сами по себе, особенно в том случае, когда ребенок старается их скрыть. Пи инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Пи остро возникшем заикании первым делом нужно устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы временно отказаться от посещения малышом детского сада. Нужно обеспечить домашний режим минимум на один–два месяца. Важно мобилизовать для этого всех членов семьи.
Дма рекомендуется соблюдать щадящий речевой режим. Для этого важно создать спокойную доверительную атмосферу. Необходимо избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Безудержное радостное возбуждение в такой период также противопоказано. Необходимо воздержаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Взрослым нужно контролировать свой темп речи. Постарайтесь говорить медленнее, чем обычно, растягивая слова. Приучайте малыша к настольным играм, лото, мозаике, занятиям кубиками, конструктором. Это не только успокаивает ребенка, но и развивает тонкую моторику пальцев рук, что тесно связано с развитием речи. Успокаивают и снимают напряжение нервной системы игры с водой и песком. Дя малыша с нарушением плавности речи полезно также петь и ритмично двигаться под музыку. Надо постараться удержать ребенка от речи, если он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов и слогов и у не заикающихся людей. Важно любым способом успокоить ребенка, отвлечь его чем-нибудь интересным, приласкать, взять на руки. Он должен чувствовать, что мать всегда рядом и от всего его защитит. Плагаясь на опыт работы с заикающимися детьми, могу с уверенностью сказать: при начальном заикании проблема может устраниться бесследно. Но родителям важно знать, что устранение речевого дефекта зачастую длительный процесс, который зависит от своевременности их реагирования на его появление. И результата можно добиться только при активном участии всех членов семьи, объединивших свои усилия в лечении ребенка со специалистами.
Н. ГАСНИКОВА, логопед детской поликлиники № 2.
|
назад |