последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

23 июля 2010 г.
№ 51

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Своим уходом потревожить я б не хотела никого…

   Вспитав не одно поколение школьников, Людмила Кузнецова все рассказала об этой жизни в своих стихах

   Рса на кустах зажигается ярко,

   Лству согревает дыханье весны.

   Исолнце, и жизнь

   в тех боях отстояли

   Грои давно отгремевшей войны.

   

   Эи строки еще пять лет тому назад к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне написала Людмила Александровна Кузнецова – замечательный педагог, 40 лет преподававшая в школах Миасса русский язык и литературу. Ее очень любили дети, уважали взрослые, ценили коллеги.

   

   Е сказали: будешь работать с детьми!

   Кгда началась война, Людмила, только что окончившая Златоустовский учительский институт, одной из первых подала заявление с просьбой отправить ее на фронт. Хорошая спортсменка – лыжница, меткий стрелок, она еще окончила летные курсы, научилась прыгать с парашютом. Но судьба распорядилась по-другому: ее оставили в тылу работать с подростками. Это была мудрая политика – умные, талантливые педагоги и тогда были нужны. Много позже ее ученики посвятили ей такие строки:

   Уить детей – вот высшее призванье,

   Уить детей, не каждому дано.

   Н о себе оставить память

   У вам-то точно суждено!

   

   Пемировать платьем и носками

   Вт как вспоминает о своей учительнице, впоследствии ставшей ей еще и свекровью, Екатерина Кузнецова:

   – Судьба свела меня с Людмилой Александровной в 1954 году. Я вместе с тремя сестренками после смерти родителей попала в Миасский детский дом, который находился в старой части города. Определили меня в среднюю школу № 1, в четвертый класс, где классным руководителем и оказалась Людмила Александровна. С тех пор, можно сказать, мы с ней и не расставались. Она вела меня по жизни ни много ни мало, а 56 лет! Была мне и другом, и учителем, и наставником, и просто мамой. В 1965 году я вышла замуж за ее сына Валерия.

   Мма была удивительным, заботливым, очень отзывчивым и муд-рым человеком. Вот передо мной ее трудовая книжка. Оказывается, и трудовые книжки многое могут поведать. Всю войну мама проработала в ремесленных училищах города –

   № 96, 10 и 26 мастером, параллельно совмещая преподавание русского языка и технологию металлов. И это она тоже умела! Уже после войны работала помощником директора по культурно-воспитательной работе в ремесленном училище, а с 1951 по 1976 годы – в средней школе

   № 1 преподавателем русского языка и литературы.

   Окрываю страницу трудовой книжки со сведениями о поощрениях и наградах. Не буду перечислять все. Но меня очень тронули вот такие записи. В 1943 году «за хорошую работу премирована платьем и носками», а в последующие месяцы этого же года – сперва 100, потом 250 рублями. В военные годы, я думаю, это много чего стоило.

   Осебе мама почти ничего не рассказывала, она любила больше слушать, была человеком редкого такта и скромности. Только после ее смерти я обнаружила пять медалей, которыми она была награждена. В их числе – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько юбилейных медалей – к 30-, 40-, 50 и 60-летию Победы и знак «Отличник народного образования».

   

   А прожито на свете много – успеть бы все сказать сейчас…

   Чрез несколько лет после смерти мужа мама вдруг начала писать стихи, – продолжила свой рассказ Екатерина Алексеевна. Она их читала, когда мы приходили к ней в гости или собирались у нас. Однажды Валера Титов (муж моей сестры) предложил:

   – Людмила Александровна, соберите, пожалуйста, все свои стихо-творения в одной тетради, а я постараюсь напечатать их и переплести в отдельную книжечку.

   – Да нет, Валера, я не для печати пишу…

   Ивсе же книжечка эта появилась, но только для родных и близких.

   Лдмила Александровна назвала ее «Размышления на рубеже веков».

   Вдальнейшем этот небольшой сборничек еще два раза дополнялся и переиздавался. Радовала нас мама своими стихами: их хотелось много раз перечитывать и навсегда запомнить. Ее творчество было добрым, очень мудрым и дальновидным.

   Встихах Людмила Александровна рассказывала нам и о своих жизненных наблюдениях, и о родной природе, о дружбе и любви. Часто обращалась к теме войны, солдатского подвига. В 1961 году она написала стихотворение к 20-летию выпуска Златоустовского учительского института (июнь 1941 года). Оно было посвящено однокурснику-фронтовику.

   Похожий, поклонись ему!

   Мнуя сквер зеленый,

   Иет он, погруженный в тьму,

   Всь солнцем озаренный.

   Шгает медленно, с трудом,

   Кк будто ждет рассвета.

   Супает так, как будто льдом

   Пкрылась вся планета.

   О под огнем шагал вперед,

   О ранен в сорок пятом –

   Вто утро для него восход

   Пследним стал закатом.

   О глаз своих не уберег

   Седь огненного шквала,

   О честно сделал все, что мог,

   Чоб солнце нам сияло.

   

   Исердце с совестью в ладу

   Уе будучи на пенсии Людмила Александровна продолжала общаться и со своими бывшими учениками, и с детьми. Особенно радостными были встречи с коллегами-учителями школы № 1. Она всегда была желанным гостем в родной школе. Впрочем, так же, как и в библиотеке. До последних своих дней она не расставалась с книгой. Целых двадцать лет в литературной гостиной библиотеки имени

   Ю Н. Либединского пожилая учительница радовала нас задушевным чтением своих стихов, в каждой строчке которых звучали чуткие струны ее неравнодушного сердца.

   Н для себя деревья плодоносят.

   Иреки чистых вод своих не пьют.

   Н просят хлеба для себя колосья.

   Дма не для себя хранят уют…

   Сбя мы с ними сравнивать не будем,

   Н каждый знает, эту жизнь любя,

   Чо чем щедрее отдаешь ты людям,

   Тм радостней живешь и для себя!

   

   Оно из последних стихотворений будто подведение итогов большой, насыщенной событиями жизни. И как большинство ее стихов, оно такое же светлое и жизнеутверждающее. Людмила Александровна назвала его «Все лучшее в душе осталось».

   

   Окинув бремя повседневности,

   Вночной целительной глуши

   Пребираю драгоценности,

   Ханимые на дне души.

   И у меня не так уж много,

   Н больше и не надо мне;

   Пи подведении итогов

   Ои не падают в цене!

   Н важно – молодость

   иль старость.

   Дрога есть – и я иду.

   Ве лучшее в душе осталось,

   Исердце с совестью в ладу.

   

   Лдмилы Александровны Кузнецовой не стало 30 января нынешнего года.

   Свсем немного не дожила она до светлого юбилейного Дня Победы, но стихи ее продолжают звучать и заставляют нас думать о жизни, о смерти, о вечности:

   Чоб не спешили жизнь итожить –

   Оа дана не для того!

   Соим уходом потревожить.

   Яб не хотела никого…

   


М. БУТОРИНА. Машгородок.

   



назад

Яндекс.Метрика