последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

23 июля 2010 г.
№ 51

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Погиб в битве за Москву

   Кгда началась война, мне только-только исполнилось два года. Детская память мало что сохранила с того времени. Но самое обидное – она не сохранила образ отца. О нем я знаю только из рассказов матери, да из нескольких писем, что он успел прислать с фронта.

   В371-ю стрелковую дивизию

   Оец мой – Коршунов Анатолий Иосифович – родился в 1910 году в Ярославской губернии. Рано остался без матери, и с шести лет воспитывался у своей тетки Екатерины, что жила в деревне Овсянка той же Ярославской губернии.

   Н знаю подробностей того, как он оказался на Урале, но именно здесь, в Челябинске, где он жил с женой и двумя детьми, его и застала война. В армию он был призван через три месяца – в сентябре 1941 года – и сразу направлен в Чебаркуль, где уже формировалась 371-я стрелковая дивизия.

   

   Втавай, страна огромная…

   И истории знаю, что дивизия эта прошла очень славный боевой путь. А мама рассказывала, как отправляли ее с уральской земли на фронт.

   Эо было ясное и морозное утро 7 ноября 1941 года. Полки дивизии выстроились на площади Революции в Челябинске. Им были торжественно вручены Красные знамена и дан наказ – беспощадно бить врага. Среди бойцов дивизии находился и мой отец. Он был командиром отделения.

   Мма вспоминала, как торжественно были обставлены проводы, как громко звучала на площади только что написанная песня-гимн:

   – Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!

   Всточки от отца стали приходить скромными треугольными письмами. В одном из них он писал, что их обучение идет ускоренными темпами. А на обратной странице письма я написала папе ответ – палочками и кружочками, как умеет двухлетний ребенок. Письма эти в семье сохранились, а сейчас хранятся у меня.

   

   Пследнее письмо

   Пследнее письмо от отца датировано 30 ноября 1941 года. Он писал его уже по дороге на фронт. Вместе с ним, как сообщал отец, на фронт отправлялся и его друг Яков Манохин. После войны мы пытались отыскать этого человека, но судьба его так и осталась неизвестной. Сообщал отец и свой адрес с номером полевой почты и своего стрелкового полка. Не знаю, дошли ли до полка письма матери, которые она отправляла на этот адрес, но до отца они точно не дошли. Когда мы получили его последнее письмо с адресом, его уже не было в живых…

   Члябинцы прибыли на фронт в самые тяжелые дни битвы под Москвой. Читая об этом позднее, я узнала, что первый день контрнаступления был назначен на

   6 декабря, и 371-я стрелковая дивизия, которая вела бои за город Клин, была одной из самых серьезных ударных сил. А Клин стал первым городом Подмосковья, освобожденным от фашистов 15 декабря 1941 года. В одном из этих контрнаступательных боев 9 декабря и был убит мой отец – сержант Коршунов.

   «Погиб геройски» – сообщала «похоронка»

   О этом семья узнала из самого страшного извещения военного времени – «похоронки». В ней же сообщалось, что похоронен геройски погибший сержант Анатолий Иосифович Коршунов на территории Клинского района Московской области.

   Дсять лет назад на наш запрос из города Клина пришел ответ, что имя отца внесено в списки погибших и захороненных на территории Клинского района и увековечено на мемориальной доске братского захоронения.

   

   А война еще была впереди

   Оец погиб в неполные 32 года, а мама Анна Павловна Васева в свои 26 лет осталась вдовой с двумя крошечными детьми. Мне исполнилось только три года, а брату Валере было всего десять месяцев. Как трудно пришлось нашей маме, рассказывать, думаю, долго не надо. Холод, голод, тяжелая работа – все это было еще впереди. Шел только первый год войны. А ей уже некого было ждать с фронта. Одна коротенькая похоронка поставила крест и на настоящем, и на будущем. Осталась только память о прошлой счастливой жизни…

   М с братом были еще слишком малы, чтобы осознать беду. А мама никогда никому не жаловалась. О том, как трудно ей пришлось жить и растить нас, уже позднее рассказывали соседи по нашей большой коммунальной квартире.

   

   Язнаю, каково это – жить без отца

   Иторические материалы о 371-й стрелковой дивизии, которая позднее была названа Краснознаменной орденов Кутузова и Суворова стрелковой дивизией, имеются в музее

   35-го челябинского лицея. А имя моего отца внесено в «Книгу Памяти Челябинской области». Меня, как дочь солдата, конечно, согревает мысль, что память о нем сохранилась в истории Великой Отечественной. Но очень горько сознавать, что мы, дети войны, выросшие без отцов, ушедших защищать Родину, никогда не чувствовали о себе заботу государства. Ни тогда, в послевоенном детстве, ни теперь, когда уже давно перешагнули возраст своих навсегда оставшихся молодыми отцов.

   Вйна тяжелейшим катком прошлась по всему нашему народу, оставив глубочайшие раны, многие из которых болят и кровоточат до сих пор.

   Яуже давно пенсионерка, всю жизнь проработала в оборонке. И хоть я не ветеран войны, знаю о ней не понаслышке. А главное знаю, как это – расти и жить без отца…

   


Л. ЖАДНОВА. Машгородок.

   



назад

Яндекс.Метрика