последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

23 июля 2010 г.
№ 51

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Это – не что иное, как легализация платной медицины»

   Ткую оценку дают эксперты только что вышедшему закону о новом финансировании бюджетных учреждений

   Мсяц назад в материале «Монетизация школьного образования» («Глагол» № 44 от 25 июня) мы рассказали о том, какие скрытые опасности таит в себе спешно принятый Госдумой и подписанный Президентом новый закон под мудреным названием «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений». Но начатая коммерциализация бюджетных организаций коснется не только школьного образования. Бюджетной у нас является и другая, не менее важная социальная сфера – медицинское обслуживание населения. Новый закон стороной ее тоже не обойдет.

   Подолжая начатую тему, попробуем спрогнозировать, что ждет нашу медицину и всех нас уже через полтора года. Именно столько времени отводится на переходный период. С 1 января 2011 года закон должен заработать.

   

   Больницы ждет «переквалификация»

   Кк и школы, все наши больницы в течение обозначенного времени должны будут «переквалифицироваться» в три разновидности: казенные, автономные и бюджетные.

   Смыми гуманными после реорганизации, по мнению экспертов, станут казенные учреждения. Они будут похожи на нынешние бюджетные. Но… Ими, скорее всего, останутся лишь лепрозории да психиатрические заведения. В таких учреждениях, как и прежде, будет сметное финансирование, что сохранит им стабильность и сделает независимыми от госзаказа.

   А вот все остальные медучреждения вынуждены будут стать автономными и начать зарабатывать себе на жизнь. Но даже оставаясь бюджетными, они мало чем будут отличаться от автономных. Потому что полностью будут зависеть от госзаказа, а госзаказ будут формировать чиновники…

   

   Пдставляй плечи, пациент!

   Вобще-то закон об автономных учреждениях, дающий им право оказывать платные услуги населению, был принят еще в 2007 году. Но для сферы здравоохранения (единственной!) тогда сделали исключение: все больницы и поликлиники должны были оставаться бюджетными. Как выяснилось – до поры, до времени. И вот это время пришло.

   Тперь медицинским учреждениям не просто разрешают зарабатывать деньги на пациентах, а сделают это их основной задачей. Эксперты полагают, что уже очень скоро понятие «бесплатная медицина» будет полностью вытеснено из нашего сознания.

   Хтя, что такое платная медицина, россиянам уже давно известно. Еще в 1996 году Правительство России своим постановлением разрешило оказывать платные медуслуги в госучреждениях здраво-охранения. Но – только сверх базовой программы госгарантий. И за прошедшие полтора десятка лет такие услуги стали нормой. Сейчас законодатели пошли еще дальше. Государство, постепенно сокращая расходы на здравоохранение, все больше перекладывает их на плечи граждан. И новый закон – яркое тому подтверждение.

   

   И– никаких гарантий!

   Смая большая опасность нового закона кроется в том, что, по мнению экспертов, он не дает никаких гарантий оказания как бесплатного обучения в школах и вузах, так и бесплатной медицинской помощи. Хотя напрямую вроде бы и не отказывает населению в этом. Но кому, как не россиянам лучше других известно: только отпусти вожжи, и лошадь сама в свободном полете поскачет так, что ее уже никому не обуздать.

   Взаконе черным по белому прописаны «внебюджетные поступления», на которые школы и больницы будут содержать свои учреждения. А откуда школам и больницам взять эти «поступления»? Не открывать же им хлебопекарни или фабрики по изготовлению мебели. Выполняя свои прямые обязанности, «внебюджетные поступления» они могут взять только со своих учеников и пациентов…

   

   Чо останется в госзаказе?

   Н первый взгляд, автономия вроде бы не такая уж и плохая штука. Она позволяет объединить все ресурсы учреждения в одном кармане, устраняет существующую ныне многоканальность финансирования и дает возможность учреждениям расходовать эти средства по своему усмотрению. Но из закона пока непонятно, на какую часть медицинских услуг будет распространяться госзадание, которое по-прежнему будет финансироваться государством.

   Успециалистов есть основания предполагать, что оплачивать из бюджета по новому закону будут лишь самые жизненно необходимые услуги. Но в медицине ведь все достаточно условно. Взять, к примеру, рентген-исследование. При той же пневмонии оно жизненно необходимо или все же нет? Здесь все зависит от конкретного случая. Иногда это исследование, по мнению специалистов, является обязательным, а иногда – лишь дополнительным. Одинаково касается это и всех других медицинских услуг. Не случится ли так, что под госзаказом останется только врачебный осмотр пациента, а за все другие процедуры ему придется платить?

   

   Оветственность за ошибку никто не понесет?

   А правозащитников в новом законе тревожит еще один фактор. Закон отменяет финансовую ответственность государства за его реорганизованные медицинские учреждения.

   Ели, к примеру, пациент подаст в суд на скромную районную больницу и выиграет миллионную сумму, то раньше за нее должен был расплачиваться бюджет. Иными словами – ответственность за медучреждение несло государство. Теперь этого не будет. Больница сама должна расплачиваться с пациентом.

   А это означает, что любой иск может довести медучреждение до банкротства. И тогда на его месте возникнет другая больница – № 2, 3, 4… И с нее уже ничего не возьмешь. Получается, что мы будем приходить в медучреждение, которое ни за что не отвечает…

   Ввод из всего сказанного пока следует только один: в новом законе великое множество подводных камней. И он пока рождает гораздо больше тревожных вопросов, чем дает ясных, конкретных ответов. Но главный итог все же один: платных услуг, вне всякого сомнения, после вступления закона в силу станет гораздо больше. Так что, дорогие сограждане, берегите здоровье – свое и своих близких. Болеть нынче очень дорого!

   

   Смен МИТЕЛЬМАН, вице-спикер областного парламента:

   – Давать хорошую или плохую оценку новому закону пока преждевременно. Чтобы он заработал, должно выйти не меньше тридцати подзаконных актов на федеральном уровне и столько же – на региональном и муниципальном.

   



назад

Яндекс.Метрика