последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 25 июня 2010 г. № 44 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
Монетизация школьного образования? Уе через два года начинающаяся реформа коммерциализации бюджетных организаций может привести нас к всеобщему платному обучению детей Совом «монетизация», вынесенным в заголовок этого материала, наших людей уже не напугаешь. Не так давно пережили монетизацию льгот. Без потерь не обошлось. Однако смирились. Еще раньше пережили ваучерную приватизацию. И тоже стерпели. А вспомнили мы сегодня две эти незабытые еще реформы в связи с грядущими новыми преобразованиями, которые несет с собой только что принятый Госдумой закон с более чем туманным названием: «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений». Иенно с прошедшими монетизацией и приватизацией сравнивают новый закон его противники, считая, что он приведет к дальнейшей деградации всей социальной сферы страны и к ухудшению общего качества жизни российского населения. Иак, давайте обратимся к принятому закону и попробуем выяснить, что же скрывается за «совершенствованием правового положения…». Пинят экстренно Нчнем с того, что новый закон был принят Госдумой в большой спешке, буквально с колес. В апреле нынешнего года депутаты обсудили его сразу в двух чтениях и тут же, не вставая из кресел, утвердили. И несмотря на то, что касается новый закон практически каждой семьи, он никак не обсуждался в средствах массовой информации и прошел почти незамеченным. Спохватились, когда повлиять на его принятие или непринятие было уже поздно. В мае закон «О совершенствовании правового положения…» был подписан Президентом Медведевым и вступил в законную силу. Автономный? Зарабатывай сам! Чо же так потрясло противников скоропалительно принятого думцами и одобренного Президентом нового закона? Дло в том, что он вводит новое, небывалое доселе разделение всех бюджетных учреждений страны на три категории и тем самым вводит радикальные изменения в финансирование таких массовых организаций, как школы, детские сады, больницы. По его положениям бюджетными останутся лишь собственно тюрьмы, воинские казармы да спецпсихушки. Все остальные госучреждения должны будут получить статус «автономных» и финансироваться только на основе госзаказа. При этом им будет позволено зарабатывать средства для выживания самим – путем оказания платных услуг. А самое настораживающее, по мнению экспертов, в новом законе то, что в нем не прописано никаких гарантий оказания как бесплатной медицинской помощи, так и обучения в школах и институтах. Вот тут-то и начался всплеск обсуждения. Д что вы, ни о какой плате речи не ведется! Гзетные публикации запестрели эмоциональными заголовками: «Чиновники снимают с себя ответственность», «Учителей превратят в менеджеров по продажам?», «Снежану Денисовну узаконят?», «Хочешь учиться – плати», «В России школа ударит по карману», «Ломать – не строить»… Стали называться даже вполне конкретные суммы, которые придется вносить за каждый платный школьный урок – 500 рублей. Втревожились и заволновались родители. А чиновники наперебой бросились разъяснять, что это все не так и ни о каком платном образовании в школах речи не ведется. Дошло даже до того, что лично Президент Дмитрий Медведев начал объясняться с народом: – Кто там нашел хотя бы строчку о том, что среднее образование в нашей стране будет платным? Да нигде этого нет! Возможности прийти в школу и получить необходимый набор образовательных услуг были, есть и будут в нашей стране бесплатные. Онако слова Президента, с учетом многолетнего печального навыка наших людей видеть между строк гораздо больше, чем в самих строках, убедили далеко не всех. Хотя чиновники продолжают настаивать: никакой угрозы для бесплатного школьного образования новый закон не таит. Вт и новый министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов, не так давно побывавший с визитом у нас в городе, поспешил успокоить общественность: – Это закон не об увеличении или уменьшении бюджетного финансирования, а о совершенствовании правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Основная задача, которая ставится государством: перейти от финансирования сети к финансированию услуги, которая оказывается населению. Но при этом бюджетных средств меньше выделяться не станет. А теперь давайте попробуем разобраться, что стоит за этими словами. Пделят на три группы П новому закону не все нынешние бюджетные учреждения сразу станут автономными. Их поначалу поделят на три большие группы: казенные, бюджетные и автономные. Дя казенных будут четко прописаны все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и покупки канцтоваров. Деньги для них, как и сейчас, будут перечисляться в строго определенное время через казначейство. Кк пишет «Российская газета», этот статус, скорее всего, получат детские дома, спецшколы, школы при колониях и малокомплектные школы. Бюджетным организациям деньги будут перечисляться тоже через казначейство, но не с такой строгой разбивкой по статьям расходов, а в виде субсидий. Мелочи оговариваться не будут. Директор школы вправе сам решать, сколько потратить на ремонт, а сколько, к примеру, на организацию праздника. Бюджетные школы, в отличие от казенных, смогут предлагать учащимся и платные услуги – кружки или дополнительные занятия. Автономными, по мнению экспертов, станут самые сильные и конкурентоспособные организации. Они-то и получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат не только оказывать платные услуги, привлекать инвестиции, но и (в отличие от бюджетных) тратить полученные доходы исключительно по своему усмотрению. Зарплата педагогов в таких школах может быть значительно выше, чем в бюджетных или казенных. Ее одно существенное отличие автономной организации: ее деньги хранятся не в казначействе, а в коммерческом банке. При этом ее доходы и расходы должны быть предельно прозрачными и о них придется публично отчитываться. Ккие школы и вузы будут казенными, а какие автономными? Решать этот вопрос будут не они сами. Список казенных учреждений подготовит министерство образования и науки вместе с местными органами власти. Мнение общественности тут спрашивать никто не будет. А вот чтобы перейти в статус автономной организации, понадобится согласие и учредителя, и общего собрания коллектива. После этого придется переписать устав, подготовить документацию и погасить, если они есть, все долги. Сежана Денисовна «в законе» Нвый закон, как утверждают чиновники от образования, гарантирует, что госбюджет будет одинаково финансировать изучение предметов, входящих в базисный план во всех трех типах учебных заведений. В базисный план входят: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история обществознание, география, искусство (музыка, ИЗО), труд, физкультура, природоведение, иностранный язык, родной (нерусский) язык, информатика, ОБЖ. Встандарте прописано и количество часов, которые отводятся на каждый предмет. Деньги из бюджета будут выделяться только на этот прописанный в законе объем. Например, для 6-го класса для биологии и географии по стандарту теперь отводится только по одному уроку в неделю (раньше было по два), а старшеклассникам (9, 10, 11 классы) положено всего по два урока в неделю русского языка (при том, что этот предмет обязателен при сдаче ЕГЭ). Более того, из обязательной программы изъяли такой старинный школьный предмет, как астрономия. И вообще базисный план в последние годы (видимо готовясь принять новый закон) планомерно «разгружали». Под предлогом того, что школьники, ориентируясь на будущую профессию, должны сами выбирать дополнительные предметы, он «усох» уже на целую четверть. Н поскольку теперь на преподавание «вторичных» предметов денег школа не получит, оплачивать их изучение вынуждены будут родители. А учителя, стараясь заработать побольше денег, превратятся в менеджеров по продажам и будут доказывать, что их предмет и факультатив крайне как необходимы детям. И родитель, хочешь – не хочешь, будет вынужден платить. Ткая школа, по мнению противников закона, очень быстро забудет, что главное ее дело – учить детей. Она станет за-ра-ба-ты-вать! И саркастический образ телевизионной Снежаны Денисовны рискует стать вполне реальным и востребованным. Министр образования и науки нашей области в своем недавнем интервью заявил, что в области на специальных курсах уже начата активная переподготовка директоров школ, по окончанию которых они получат квалификацию менеджера – с тем, чтобы получив свободу оперирования бюджетными деньгами, «не наделать глупостей». Солько стоит ваш урок? Зметим попутно, что при обсуждении нового закона ни один чиновник нигде, ни разу не произнес слово «дети». Не про них закон писан, хотя речь-то идет именно о них, которым давно и навечно в нашей стране обещано: «Все лучшее – детям!». Соимость дополнительных уроков, которые не попадают в образовательный стандарт, каждая школа будет определять сама. Как мы уже писали выше, примерную цену называют в 500 рублей. Не самая большая беда, если ребенок изучает в школе, к примеру, два иностранных языка и бесплатным теперь остается только один. Гораздо хуже, если родителям придется оплачивать и обязательные предметы, если их начнут преподавать «сверх нормы», что при узаконенных стандартах вполне реально. А кроме того, есть вполне резонные опасения, что закон открывает большую лазейку для недобросовестных учителей. Ведь если не учить детей на основном уроке, то можно вытягивать деньги на факультативах. И уж совсем не хочется говорить о том, что стремясь заработать побольше денег, педагоги-менеджеры начнут устраивать в школах свадьбы и поминки, кабинеты сдавать под парикмахерские, а школьные бассейны – под пьяные корпоративы. Позиция чиновников – выплывайте как можете, а мы посмотрим – таит в себе именно такую серьезную опасность для детских образовательных учреждений. Гсударство больше не гарант? Потивники нового закона уверены, что основной интерес государства здесь лежит совсем не в сфере улучшения образования, как было заявлено. Это всего лишь минимизация государственных расходов. Министр финансов Алексей Кудрин еще год назад заявил, что через два–три года нам надо вдвое сократить расходную часть бюджета. За счет кого? Вот и нашли крайних – детей и родителей. Похоже, ко всем российским бедам добавляется еще одна: у нас все больше не голова командует кошельком, а кошелек – головой. Пиняв такой закон, государство, по сути, снимает с себя обязанности гаранта бесплатного образования (если вести речь только об образовании) и превращается в своего рода спонсора, который в будущем может совсем отказаться от финансирования социальных проектов. Ведь такая реформа образования вполне может привести к тому, что именно чиновник будет решать, кому давать госзадание, оплачивая обучение из госбюджета, а кому в нем отказать. – Мы не понимаем, почему государство экономит именно на образовании, – задаются вопросом активисты всероссийского совета «Молодые специалисты России», активно выступившие против принятого закона. – Почему бы ему не оптимизировать тот же чиновничий аппарат? Вот где стоит поискать средства, которых так не хватает на образование! Оыт первой «ласточки» ВЧелябинске, как сообщила газета «Комсомольская правда», два месяца назад появилась первая «автономная ласточка» – детский сад № 449. Его заведующая Елена Шумахер рассказывает: – Мы всего два месяца в автономии, но уже увидели явные плюсы. У нас, например, давно стоят счетчики тепла и воды. Мы здорово на них экономили. При старом раскладе все сэкономленные средства обязаны были вернуть в бюджет. А сейчас можем потратить их сами. Ии, раньше мы обязаны были приобретать продукты у единого поставщика и втридорога, потому что он выиграл тендер на муниципальный заказ. Сейчас сами можем заключать договор. И мы нашли поставщика с более выгодными ценами. Также сэкономили. Н… Как только мы изменили тип учреждения, энергетики тут же выкатили нам круглый счет за свет, ведь мы теперь не бюджетная организация. Если раньше мы платили 28 тысяч, то сейчас – 45. Так коммунальщики и «съели» всю нашу экономию… А как у них? ВСША большинство детей (85 процентов) учатся бесплатно. Но минусом своего образования американцы считают то, что у них отсутствуют общегосударственные стандарты, и каждый округ сам выбирает, чему учить детей. И именно сейчас они начали процесс установления общефедеральных базисных планов, от которых мы наоборот почему-то избавляемся. ВГермании только два процента детей обучаются в платных школах, остальные – в государственных с четкими стандартами, где родители оплачивают лишь учебники. ВЯпонии бесплатными были только обязательные 9 из 12 классов школы. Но с этого года (учебный год в школах Японии начинается в апреле) из госбюджета стали оплачивать и оставшиеся три года учебы. Т есть тенденция такова: крупнейшие мировые державы стремятся расширить обязательную бесплатную школьную программу, а не снять, как у нас, ответственность государства за образование своих граждан. Мы же опять идем своим тернистым путем, игнорируя чужой очевидный опыт. Вчем отличия трех новых типов организаций Тп организации Смогут ли оказывать платные услуги Как будут получать средства Где будут их хранить Кзенные Нет Строго по смете В казначействе Бюджетные Да Субсидиями В казначействе Автономные Да Субсидиями В коммерческом банке Оязательные школьные предметы, которые финансируются за счет бюджета: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Солько вы готовы платить за обучение в школе? Н более 1000 руб. в месяц – 18% (126 голосов). Более 3000 руб. в месяц – 5% (39 голосов). Н готов платить ни копейки – 77% (555 голосов). Вего голосов – 720. (Из интернет-опроса газеты «Аргументы и факты»). Дитрий Медведев, Президент России: – Возможности прийти в школу и получить необходимый набор образовательных услуг были, есть и будут в нашей стране бесплатные. Александр Кузнецов, министр образования и науки области: – На мой взгляд, для нашей системы наиболее подходят автономные учреждения, они дают свободу действий не только директору, но и родительскому комитету, педколлективу. Мхаил ЭНГЕЛЬМАН, начальник управления образования Миасского городского округа: «Над законом еще предстоит поработать» – Новый закон, если читать, как в нем записано, позволяет автономным и частично бюджетным учреждениям расходовать выделяемые бюджетные средства по своему усмотрению. Отходит в сторону пресловутый 94-й закон, по которому любой заказ, даже самый незначительный, мы должны были проводить через конкурсы и котировки. Это была мука для нас и лазейка для недобросовестных подрядчиков. Теперь же закон дает больше свободы. Руководитель волен сам определять, с кем ему работать: у кого закупать продукты для питания детей, с кем заключать договор на проведение ремонта. Но такая свобода усиливает и его ответственность, что вполне логично – свобода всегда предполагает ответственность. Н, а все, что говорят о новом законе плохого, это пока всего лишь комментарии к нему, не более того. Сам закон – еще не все. Сейчас в муниципалитетах предстоит разработать целый ряд подзаконных актов к нему. И сделать это надо в срок до 1 декабря нынешнего года. Павда, у нас, как всегда, пытаются запустить телегу впереди лошади, то есть уже сейчас, пока закон еще не до конца проработан, начинают требовать данные, а сколько у вас учреждений перейдут в автономию? Но я хочу подчеркнуть, что переход в автономию осуществляется по желанию коллективов и руководителей. И спешка, пока нет ни одного подзаконного акта, тут ни к чему. Только после их принятия можно будет дать окончательную оценку новому закону и сделать вывод, плох он или хорош. Нвый закон предполагает достаточно длительный переходный период Д 1 декабря 2010 года органы власти должны создать всю нормативную базу. А каждое бюджетное учреждение – определиться с правовым форматом. Оновной переход к новым формам работы должен быть осуществлен до 1 июля 2010 года. Оончательный переход завершится 1 января 2013 года. А между тем... И-за снижения количества школьников сокращение учителей в российских школах планомерно происходит уже больше 10 лет. С 2000 года число педагогов уменьшилось на 20 процентов, а школ стало меньше на 25 процентов. Чрез несколько лет учеников будет еще меньше. И если при составлении госзадания чиновники будут отталкиваться только от этой цифры, то, естественно, учителей будут сокращать и дальше. Тогда мы потеряем тысячи квалифицированных специалистов. Новых брать будет просто негде. А конкурсов при поступлении в педвузы уже итак нет. А из тех, кто их все-таки заканчивает, только 30 процентов идут работать в школы. Зесь может повториться ситуация с детскими садами, когда их массово закрыли в период демографического спада. А сейчас, когда рождаемость повысилась, оказалось, что дошкольных учреждений остро не хватает. Спровоцированный дефицит учителей из школ грозит переходом вообще на домашнее образование. Или следующее поколение россиян окажется еще более безграмотным. Пдготовила
Н. НИЗАМУТДИНОВА.
|
назад |