последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

21 мая 2010 г.
№ 35

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Если бы мог – склонил колени перед прабабушкой»

   И окон моего дома виден мемориал Славы: гранитное изваяние Скорбящей Матери, в уголках глаз которой, как мне кажется, в любую погоду виден влажный след, будто от только что скатившейся слезы. И эти уже привычные, но по-прежнему пронзительные слова: «Перед жизнью бессмертною вашей вечно склоняет знамена народ благодарный».

   Ели бы мог, я бы тоже склонился над коленями моей прабабушки и поцеловал ее руки – теп-лые, пахнущие землей и хлебом, и поблагодарил за все: за весь тот огромный мир, который она и все ее поколение смогли отстоять в той ужасной войне.

   Мшина каша

   Пабабушке Марии Филипповне Юриной (после замужества – Пешиной) было двадцать три года, когда ее призвали на фронт. За плечами остались гибель репрессированного мужа и смерть маленького сына. А впереди была война…

   Увойны не женское лицо… Марии Филипповне пришлось сменить легонькие туфельки на солдатские сапоги и стать поваром военно-полевой кухни. Она не раз вспоминала, как зимой приходилось рубить лед, чтобы добыть воды для солдатского обеда и из ничего приготовить что-то. Это был ее «фирменный» стиль. Отведать Машиной каши почитали за честь даже заезжие генералы! Но как больно сжималось в груди, когда видела, что в котле оставалась каша – это означало, что кто-то не вернулся из боя…

   Слдаты любили Машу не только за вкусную стряпню, но и за веселый нрав. Она отлично пела, играла на гармонике. Поэтому, когда прабабушка заболела тифом, солдаты, едва дождавшись выздоровления, тут же увезли Марию из госпиталя назад в часть.

   З освобождение Варшавы

   Боевой путь моей прабабушки отмечен наградами. У Марии Филипповны их много, но две медали были ей особенно дороги.

   Шл 1945 год. Войска первого Белорусского фронта, в составе которых и воевала Маша, уже пересекли границу Польши. «Идем на Варшаву!» – витало среди солдат.

   Вршавская операция началась 14 января внезапной атакой передовых батальонов и развивалась столь стремительно, что обоз, в котором находилось все поварское хозяйство, не успел отойти в тыл. Во время артподготовки шальным снарядом почти в клочья разнесло полевую кухню. Оглохшая от воя «Катюш», Мария просила лишь об одном: не потеряться в этом аду и быть хоть чем-то полезной. Пожилая санитарка отвела ее, полуконтуженную, в блиндаж, где прабабушка помогала перевязывать раненых.

   П данным миасского совета ветеранов в освобождении Варшавы участвовали 98 миасцев. Одним из участников Варшавско-Позненской операции и была моя прабабушка, за что получила медаль «За освобождение Варшавы».

   З взятие Берлина

   Всна 1945 года. Конец войны уже близок. Отгремели залпы последнего, самого главного боя: Берлин пал…

   Пабабушка рассказывала об этих днях со смешанным чувством: «Боялась, что когда дойду до Берлина, ярость захлестнет. Но когда увидела руины, детишек – худых и грязных, сердце защемило…»

   Баба Маша вспоминала, как тайком кормила этих голодных немецких ребятишек и как слышала в ответ: «Данке, фрау Мария!». Запомнила навсегда и эти огромные глаза, полные слез, и худенькие ручонки, сжимавшие выщербленную миску с чуть теплой солдатской кашей. Помнила и как вызвали ее за это к командиру, поругали, а потом отпустили, потому что солдаты встали стеной за свою Марию. Видно поняли, что женскую душу ни одна война ожесточить не сможет.

   Н медаль «За взятие Берлина» ей пришлось ждать два года…

   Пмню запах бабушкиного пирога

   Псле войны Мария Филипповна быстро разыскала своих родных и стала практически центром большой семьи Юриных. Стойкий характер и боевая закалка позволяли ей не раз помогать людям, пробивать чиновничьи заслоны: кому-то помочь с квартирой, кого-то на лечение отправить. И на работе ее очень ценили – много лет она проработала поваром в детском садике № 1

   «Почемучка», где воспитывались дети автозаводчан.

   Оень рада была моему появлению на свет. Считала себя счастливой прабабушкой потому, что смогла дождаться правнука!

   Ятоже помню теплый запах прабабушкиного пирога, вдыхая который, как мне кажется, непроизвольно пытался вобрать в себя всю доброту и неиссякаемую энергию ее большой души, не растратившей самого ценного в той бесчеловечной войне.

   12 марта нынешнего года моей прабабушке исполнилось бы 92 года. Ее нет с нами уже восемь лет…

   


Д. ГРЕДЯКИН, ученик 10-го класса школы № 16.



назад

Яндекс.Метрика