последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

2 апреля 2010 г.
№ 22

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

О рейтингах, насильниках и цензуре

   Пмнится, еще пару лет назад на канале ТНТ транслировалась весьма неплохая и полезная для обывателей передача. В ней опытные эксперты давали дельные инструкции, как правильно выбрать товар или где лучше получить необходимую услугу. Кстати, передача так и называлась – «Инструкция по применению»...

   Впоследние годы программы-инструкции все чаще стали наводнять центральные телеканалы страны. Конечно, кто-то возразит: «А что тут плохого? Ликбез населению не помешает!». Никто и не спорит, если в данном случае речь идет о ликвидации нашей гражданско-правовой безграмотности. Только вот почему-то современные программы-инструкции все чаще напоминают пособие по совершению идеальных (!) преступлений.

   З примером далеко ходить не надо. Чтобы не делать рекламы передачи, ее название оставим за кадром (тем более, что ее отличие от остальных невелико). Как правило, героем сюжета становится гость-потерпевший. Допустим, у него из машины похитили барсетку с деньгами и документами. В студии находятся специалисты силовых структур, готовые поделиться секретами правильного поведения жертвы в подобной ситуации. Все бы ничего, да только всему этому предшествует тщательный анализ работы воришек. Как правильно выбрать «лоха», на что нужно обратить внимание, как отвлечь бдительность потерпевшего и как потом правильно скрыться. Перечислять подобные «инструкции» можно до бесконечности: как псевдоработнику соцзащиты втереться в доверие к пенсионеру, как обработать тухлое мясо, чтобы оно не вызывало подозрения у покупателя, где и как нужно насиловать жертву, чтобы не привлечь внимания прохожих, в чем секреты телефонных мошенников... При этом создатели проекта на своем сайте без зазрения совести заявляют: «Надеемся, что программа будет полезна зрителям, а опыт героев послужит нам всем уроком». Каким уроком? Для кого? Те, кто не знал, что это возможно, увидели, что возможно. Результат – предсказуемый и неизбежный рост преступлений.

   Мжду тем, на другом канале телевизор продолжает подробно показывать очередную растерзанную жертву. В течение продолжительного времени маньяк «исповедуется», рассказывая все тонкости своего преступления: как он убивал, прятал труп, как гордился собой и получал удовольствие. Голос за кадром объясняет, что так поступать плохо. А кому телевизор это говорит? Нормальных людей не надо уговаривать, они и так этого не делают. Зато вся Россия вновь получает урок.

   Пизнаюсь честно, больнее всего становится при виде страданий детей. Абсолютно не понимаю, к чему на экране так часто смакуют тему педофилии? Зачем на всю страну рассказывать нюансы столь жестокого преступления, сопровождая все это эпатажной картинкой? Зачем будоражить больное воображение тех, чья психика и без того находится, что называется, на грани? Кстати, по утверждению специалистов, реакция отвращения и ужаса у нормального человека от просмотра кадров насилия развивается уже через 1–2 секунды. Затем у зрителя могут включиться механизмы психологической защиты. Например, идентификация себя не с ребенком, а с насильником; любопытство и так далее.

   Яне ханжа, но меня удивляет, почему, к примеру, передача «Слово пастыря» идет всего 15 минут в неделю, познавательные документальные фильмы – только глубокой ночью, а глупые, примитивные передачи и сериалы показывают часами и обязательно в прайм-тайме. Что касается культуры, то на современном телевидении она вообще оказалась в резервации. Все высокое, духовное, словно птицу в золотой клетке, заперли на канале «Культура».

   Пнятно, что столь радикальное изменение просветительской функции телевидения объяснимо тотальным стремлением к получению максимальной прибыли от

   телепередач, рейтингом. Современное общество потребления за сотни лет нисколько не изменилось. Оно продолжает жить по принципу: хлеба и зрелищ! Ведь намного интересней бездумно глядеть кровавые сводки с милицейских полей, пошлые приколы комедиантов, нежели включить мозги и заставить себя думать.

   Итересна и позиция власти в этом вопросе: «Как мы можем вмешиваться? Это же цензура! Мы не можем конституцию нарушать!». Однако, когда дело касается ее кровных интересов – власть очень хорошо понимает и все может. Те же митинги против «Единой России», требования об отставке правительства что-то уж больно скудно освещаются на центральных телеканалах. Значит, есть приказ из Кремля. Значит, могут когда захотят? Так почему же тогда не могут совладать с передачами, которые массово атакуют психику россиян? Вывод напрашивается только один – государству это выгодно. Ведь легче всего управлять бездумной толпой, зацикленной на удовлетворении своих инстинктивных потребностей. Никаких неудобных вопросов, никаких претензий, никакого ропота – главное вовремя подсунуть очередную «инструкцию по применению»...

   


Е. БЫСТРОВ.

   ВСША в 1999 году военный психолог Дэйв Гросмен заявил: «Способность убивать не возникает сама собой – в ней нет ничего естественного. Этому надо учить. На военной службе мы вырабатывали условный рефлекс и тренировали людей, чтобы они могли убивать. И точно это же телевидение делает с нашими детьми. А мы совершенно бездумно, слепо допускаем это. С самого нежного возраста вырабатываем в детях жестокость и бесчувственность».



назад

Яндекс.Метрика