последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 12 февраля 2010 г. № 10 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
Какие мы есть, какими мы будем? 17. Бизнес по-русски, или Как мужик воздух пытался продавать Сбрались однажды три мужика в бане и задумались: как им сколотить состояние. Один предложил, мол, будем засевать поля пшеницей или покупать уже готовую муку и печь из нее на совесть особенный хлеб. «Это дело обязательно принесет хороший доход, – уверенно сказал он, глядя в глаза партнеров, – дохода каждому хватит». Второй, неверующий Фома, заявил решительно, что таким способом денег не заработаешь, что это лишняя тягомотина: принимать на работу людей, платить зарплату им и думать о корпоративной культуре… – в общем, нести социальную ответственность перед обществом. И вдобавок пригрозил: мол, мотыгу поднимать не в его компетенции. С этими словами, маленький перевозбужденный «Наполеон», чуть голышом из бани и не выскочил. А третий послушал-послушал, обрисовал чистый лист тяжелыми схемами и обходными путями и родил гениальную идею: «Будем продавать воздух!». Чо из этой паскудной истории получилось? Каков российский бизнес? Должны ли представители бизнес-структур принимать участие в жизни общества и что такое социальная ответственность бизнеса? Пстараемся найти ответы на эти вопросы в беседе с кандидатом философских наук, доцентом небезызвестной Тимирязевской академии Александром АВЕРИНЫМ. Бизнес и общество: «Они развиваются независимо друг от друга» – Александр, твоя кандидатская диссертация основана на исследованиях корпоративной культуры российского бизнеса. По твоим наблюдениям, существует ли сегодня конфликт общества с бизнесом? – Конфликта и противостояния, на мой взгляд, нет. Бизнес и общество развиваются, к сожалению, независимо друг от друга, и это связано с тем, что российский бизнес не умеет, а может быть и не стремится налаживать взаимовыгодные отношения с общественностью, со своим потребителем. – Может быть, именно поэтому в народе сложились негативные ассоциации со словом «бизнес», как думаешь? – Негативные ассоциации связаны со сложным периодом нашей истории конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого века – с эпохой «дикого капитализма». К тому же советская идеология ориентировала общество на отрицание капитализма. Соит также сказать, что обман потребителей, стремление к наживе любым способом и возможность избежать наказания, то есть зачастую откупиться – тоже сыграли в этом не последнюю роль. Чего стоят одни только финансовые пирамиды! Да и некоторые бизнесмены вызывающе вульгарно ведут себя, выставляя свое богатство напоказ. – Сегодня можно ли говорить о том, что в бизнесе присутствуют так называемые шарашкины конторы, компании-однодневки, компании, созданные изначально с миссией обмануть народ? – Присутствуют. И они всегда будут до тех пор, пока законодательство несовершенно. – А можешь привести примеры подобных организаций? – Компании, занимающиеся обналичкой средств, подставные фирмы для ухода от налогов… компании, создаваемые для участия в государственных тендерах, рейдеровские компании… Много таких! – По большому счету все упомянутые тобой компании продают воздух, дурачат народ? – Сложно ответить. Наверное, пользуются правовым нигилизмом потребителей и несовершенством нормативно-правовой базы в стране. Барыши по карманам: «Многие ориентированы на сиюминутную прибыль» – Александр, если образно сравнить российский бизнес с человеком, то, думаю, он еще мальчишка, который многого не познал и только учится плавать в молодой рыночной системе нашей страны. Успешно ли учится? И собственно в нужном ли направлении плывет? – Мне кажется, российский бизнес развивается не очень успешно, и это показал мировой финансовый кризис, к которому наша экономика была не готова. Многие компании ориентированы на сиюминутную прибыль, они не задумываются о долгосрочных вложениях, нет интереса к инновациям. Впрочем, в данном аспекте есть вина и государства, которое до сих пор не подготовило соответствующую нормативно-правовую и материальную базу для развития и поддержки предпринимательства. Отсутствует сам механизм реализации практической поддержки предпринимательства. Вгосструктурах: «Добросовестные предприниматели не нужны…» – Но ведь из уст первых лиц государства мы сейчас слышим о всеобъемлющей модернизации. Выходит, популистские идеи? – О модернизации говорят долго и много, но в реальности конкретных, благоприятных условий для ведения цивилизованного бизнеса нет. Большинству государственных структур добросовестные предприниматели не нужны, к сожалению. – Имеешь ввиду коррупцию? – Не всегда это можно назвать коррупцией, лучше говорить о лоббировании своих интересов. Хотя и коррупция здесь тоже имеет место быть. Лди — наше все: «Недостаточно внимания человеку» – Одна из особенностей русского бизнеса – особенное взаимоотношение с государством. Существуют ли отличия наших компаний от тех, скажем, которые работают в Европе? – В настоящее время об этом говорить весьма сложно, так как российский бизнес все еще находится на стадии становления, он еще не сформировался окончательно. А отличия есть, конечно, и они всегда будут присутствовать, и связано это с различиями в культуре, ментальности, экономике и государственном устройстве. В российских компаниях, в отличие от европейских, преобладает авторитарный стиль управления и уделяется недостаточно внимания человеку. – В этом контексте нельзя не отметить, что есть грамотные руководители, для которых понятия о корпоративной культуре – не пустой звон в поле. Которые, как принято говорить, социально ответственны не только перед своими сотрудниками, но и перед жителями, например, города, в котором ведут предпринимательскую деятельность. Что такое корпоративная культура на понятном каждому языке? – Корпоративная культура основана на ценностях «общей судьбы», профессионализма, самовыражения и саморазвития, соучастия работника в деятельности компании. В этом аспекте социально ответственная корпоративная культура предприятия должна представлять собой добровольный вклад бизнеса в развитие общества. – А что понимать под ценностями «общей судьбы»? – Есть понятие «философия контракта», когда сотрудник и руководитель выполняют свои обязанности строго по договору, по контракту. Философия «общей судьбы» – когда руководство и сотрудник создают некий общий продукт, приносящий пользу обществу, а деньги занимают второстепенное место. Если не ошибаюсь, такое ведение дел практикуется в Японии. – Нужно ли строить корпоративную культуру предприятий исходя из национальных особенностей, традиций русского народа? – Обязательно, другого варианта сформировать эффективную культуру компании нет, так как особую роль в формировании трудового потенциала современной компании, прежде всего ее инновационной составляющей, играет национальная культура, формирующая устойчивые поведенческие стереотипы работника. К сожалению, руководители российских компаний очень часто на ценности, традиции российской национальной культуры не обращают внимания, заимствуя шаблонные решения из зарубежного опыта. Но иногда и это полезно, как, например, из упомянутого мною понятия философии «общей судьбы». – На построение эффективной корпоративной культуры личности самих руководителей компаний влияют? – Несомненно! Руководитель является носителем базовых ценностей корпоративной культуры и именно от него зависит, какой она будет. – Как считаешь, способна ли хорошо налаженная связь с сотрудниками отдельно взятого предприятия влиять на качество производящего ими товара? – Бесспорно, ведь внутрикорпоративные установки являются главным инструментом управления качеством продукции. Правильные установки мотивируют работника выполнять свое дело надлежащим образом, качественнее. – Александр, русская душа очень широкая, как принято считать, очень праздная, очень противоречивая... Можно ли русского человека научить делать, к примеру, хороший конкурентоспособный автомобиль, научить осваивать пустующие поля в иногда пьющих деревнях? Или в этом деле не пряник, а только кнут – лучший помощник? – Можно, уверен. И это не сложно. Но надо отметить, что качество продукции зависит не только от сотрудника, но и от руководителя, от стратегии развития предприятия. Наши люди умеют и любят работать, но только тогда, когда их могут оценить по достоинству, когда о них думают… Нкому думать о человеке в гонке за деньгами! Человек сегодня очень одинок. Нуждается в мотивации не только к работе – к жизни самой. Кажется, живет, а на самом деле борется за существование: идет на работу с единственной целью – неважно какими средствами (пусть даже воровством!) заработать на жизнь и скорее убежать с рабочего места домой. Не разделяя общих интересов с компанией: она не думает о моем гастрите, зачем же мне думать о ее развитии на рынке? Вт такой сегодня конфликт общества с бизнесом – диагноз хилее любой желудочной болезни – топором разрубает две заинтересованные друг в друге стороны. …Когда думаешь о российском еще молодом бизнесе очень сочная вопиющая, полная крайностей картина бросается в глаза. Вот обычный суетливо-захудалый рынок: виднеется старушка с военной биографией… Стоит она, хозяйка своего дела, поджимая кулачки то ли от холода, то ли от нерва в боку, то ли от злобы к власти, и вымаливает прохожих: «Рукавички купите… для рыбалки. Носки купите…». Спросишь у нее: «Не хватает на жизнь?», на что сиюминутно получаешь ответ: «Пенсию добавили на рубль, а в магазине все подорожало на полтора рубля. Как такое может быть? А мне еще за квартиру…». Всего товара – сотен на восемь: такой вот незамысловатый бизнес у этой старушонки. Седующая ступень по раскрученности – типичный магазин, причем и большой, и маленький. Придешь, тебя там постараются непременно надуть. Задумайтесь, куда деваются недоброкачественные продукты с торговых полок и почему некоторая колбаса блестит подсолнечным маслом! Ах, сталкивались? Тоже бизнес: только уж очень мудреный! Походишь по залу, посмотришь на надутые цены и захочется просто бесплатного чистого воздуха глотнуть. Обратишь тогда свой взор в поле: один комбайн пробивает тишину просторов русских, с пяток мужиков сеют зерно, столько же орудуют лопатой… И такая тоска нападет, пожмешь им мозолистые руки и дальше идешь «копать» в более глубоких структурах: в строительстве, например. Подумайте только: один из российских городков обеспечивают строительными работами две–три компании, а рядом с ними волчатами кружат с десяток фирм, оказывающих посреднические, иногда пустые субподрядные услуги, занимающиеся продажей и перепродажей, помощью в выбивании государственных «объемов»... В общем, всем-всем! Кроме самого строительства! Не поэтому ли рушатся воздушные замки? …А что с теми напарившимися мужиками, которые думали-думали и надумали, наконец – продавать воздух? Так двое из них – откровенное жулье, ростовщики новой волны, наживающиеся на непросвещенности народа и на добродушной русской душе. …Но есть в этом болоте компании, выполняющие по-настоящему значимое дело. Качественно выполняя. Не забывая о людях. У них со своими кадрами – общая судьба, общие ценности, общие задачи, а значит они на плаву и мы, зависящие от бизнеса, – живы.
С. ЩЕРБАКОВ.
|
назад |