последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

12 февраля 2010 г.
№ 10

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Да разве сердце позабудет?

   Плвека назад в Миассе жил и работал тренер, давший старт олимпийской чемпионке

   Сгодня в канадском городе Ванкувере открываются зимние Олимпийские Игры – событие мирового значения. Наш город далек не только от Канады, но, казалось бы, и от самих Олимпийских Игр. Однако посмеем опровергнуть это утверждение. Были и в Миассе свои герои, о которых сегодня просто нельзя не вспомнить.

   «Ей аплодировали королевы гимнастики» – так назывался материал нашего автора Аркадия Струина, опубликованный в «Глаголе» в марте прошлого года. В нем рассказывалось о миасской гимнастке Людмиле Громовой, ставшей олимпийской чемпионкой летних Игр в Токио 1964 года. Увы, имя девушки из маленького уральского города, так смело шагнувшей на спортивный Олимп, в родном Миассе оказалось забытым. Но, как оказалось, не всеми…

   М вместе занимались у Вениамина Марковича

   – Я хорошо помню Людмилу Громову, – позвонила к нам в редакцию читательница газеты, пенсионерка Галина Чаплыгина, – только тогда, в конце 50-х, она была Пермякова, а я – Тозикова. И мы вместе с ней занимались в гимнастической секции у нашего тренера Вениамина Марковича Астафьева.

   Пбликация о чемпионке, которая свои первые шаги на олимпийский помост сделала в обычном спортивном зале старенькой миасской школы, всколыхнула в Галине Александровне массу ярких воспоминаний о тех давних днях:

   – Наша Люся, конечно, достойна того, чтобы о ней не забывали в родном городе. Но не меньшую память заслужил и ее первый тренер. Это он, Вениамин Маркович, вовремя рассмотрел талант в маленькой девочке из простой семьи и вывел ее на большую спортивную дорогу.

   Унас у всех все получается!

   – То было удивительное время, – вспоминает Галина Александровна. – Сейчас мне кажется, что спортом в те годы занимались все поголовно. А в нашу секцию, к Вениамину Марковичу, уж точно полгорода ходило… И, думаю, не у одной меня наш спортивный учитель остался в памяти на всю жизнь. Помните, как в песне: «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера?».

   Кнечно, не все воспитанники энтузиаста миасской гимнастики середины прошлого века Вениамина Астафьева стали олимпийскими чемпионами, что было бы уже совсем удивительно, но мастерами стали. И не только в спорте, а и в жизни. Потому что спорт закаляет, дисциплинирует, учит.

   Вто время за рекордами не гнались, специально чемпионов не растили. И в секцию к Астафьеву ребята приходили сами, без родительских понуканий. Потому что здесь было интересно, и каждого принимали как своего, родного.

   Глю Тозикову в секцию привел двоюродный брат Олег:

   – Пойдем, знаешь как у нас там здорово!

   – Да у меня не получится!

   – У нас у всех все получается!

   Вт этот принцип «У всех все получается!» и был самым главным у тренера Астафьева. Он никого из ребят не считал, как теперь принято называть, «бесперспективным». И придя однажды в секцию, из нее мало кто уходил. Осталась в ней и Галя Тозикова, хотя по нынешним меркам для гимнастики она была «старовата». Ей уже исполнилось тринадцать…

   Плненькая она у вас…

   Мого позже, когда Вениамина Марковича уже не было в живых, Галина Александровна привела в гимнастику свою шестилетнюю дочку Олю, но ее не взяли:

   – Полненькая она у вас, да и возраст… У нас тут четырехлетки занимаются.

   Вт так постепенно мы и сами не заметили, как спорт стал уходить из нашей жизни. Все дальше и дальше. А с приходом новых времен, когда большинство секций стали платными, дети и вовсе остались за пределами спортзала.

   О никогда не сердился

   – У нас, конечно, не было шикарных залов, современных тренажеров, красивой, удобной, спортивной формы, – вспоминает Галина Александровна, – но был энтузиазм и огромное желание добиться успехов, порадовать своего тренера.

   Сортзал в школе для такого количества ребят, что хотели заниматься у Вениамина Марковича, был катастрофически мал. Гимнастические снаряды стояли вплотную друг к другу. В поисках выхода тренер договаривался с руководством педагогического училища или геологоразведочного техникума, с директорами школ № 44, 30, и некоторые занятия и соревнования переносил в их спортивные залы.

   Ве лонжи для страховки (в гимнастике без страховки нельзя) тренер придумывал сам.

   – А сколько раз в этой тесноте мы ему нос разбивали! – рассказывает Галина Александровна. – Махнешь рукой или ногой, а потом извиняешься. Но он никогда не сердился.

   Балетные «па» под баян

   Рзминку и вольные упражнения, королевой которых и стала впоследствии Людмила Громова, выполняли под музыку. Но для пианино в зале не было места, занимались под баян.

   – Поэтому, когда приезжали на соревнования в Челябинск, – улыбается Галина Александровна, – наши выступления под такое музыкальное сопровождение выглядели немного смешно, но нас это ничуть не смущало.

   А чтобы уж совсем не выглядеть провинциально, девочки вместе с женой Вениамина Марковича Нинель Владимировной – верной его помощницей, шили из маек гимнастические костюмы и разучивали азы балета, красиво ставя ноги по позиции.

   Оа была самой маленькой

   Знимались все вместе – и мальчики, и девочки. Тренер умел создать такую обстановку, в которой все дружили и поддерживали друг друга.

   – Люся Пермякова была у нас самая маленькая, хрупкая, тоненькая, но очень шустрая, – как бы вытаскивая из памяти эпизод за эпизодом рассказывает Галина Александровна. – И ее спортивный талант был виден даже нам, ученикам. Вениамин Маркович только покажет какой-то элемент, мы его еще разучиваем, а она уже все в точности повторила. У нее все здорово получалось! Поэтому, когда наш тренер добился перевода ее в Москву – в ЦСКА, это никого не удивило. Мы все только радовались за Люсю и за нашу секцию. А уж когда мы узнали, что Люся стала чемпионкой Олимпийских Игр, то предела восторгам просто не было!

   А ведь все началось с обычной городской секции и скромного тренера, так умело увлекшего детей не самым простым и легким видом спорта.

   Отались как летопись

   Гмнастическая секция Вениамина Марковича Астафьева оставалась в Миассе одной из самых посещаемых много лет.

   – Я уж и замуж вышла, а все ходила на тренировки два–три раза в неделю, – перелистывая листы старого альбома рассказывает Галина Александровна.

   Ве эти фотографии тоже сделаны руками их тренера. Он фотографировал своих воспитанников и на соревнованиях, и на тренировках, и в минуты отдыха. Снимки по нынешним временам не самые качественные. Но не в этом их ценность. Глядя на нас с альбомных страниц, они словно излучают добро и свет тех далеких лет, вызывая грусть и сожаление об их невозвратности. И одновременно одним цельным штрихом рисуют портрет человека, щедро подарившего своим ученикам такие яркие детство и юность.

   Иподзатыльники по-отцовски отвешивал

   Хтя потом судьбы воспитанников тренера Астафьева сложились, конечно, по-разному. Галина Александровна вспоминает еще одного талантливого спортсмена – Николая Мартынова, который тоже достиг заметных высот в гимнастике и стал почетным мастером спорта (было когда-то и такое звание).

   Нколая маленьким мальчиком взяла на воспитание из детского дома преподаватель педагогического училища Анна Ивановна Мартынова. Он тяжело переболел менингитом и когда пришел в секцию, Вениамин Маркович серьезно опасался за его здоровье. Позднее, уже со своими взрослыми воспитанниками как-то поделился:

   – Бывало, страхую его на кольцах или перекладине и боюсь, что руки у него в любой момент могут отцепиться.

   Н мальчик имел не только способности, но и проявлял удивительное упорство. И тренер продолжал с ним работать. Хотя, как вспоминает Галина Александровна, пацан он был «шпанястый», Анна Ивановна воспитывала его одна, без мужа. И Вениамин Маркович во многом заменил парнишке отца. «Даже подзатыльники, – улыбается Галина Александровна, – по-отцовски ему за шалости отвешивал». Неизвестно, что стало бы с этим бойким мальчишкой, если бы не спорт. А так жизнь его вполне сложилась, он, как и его учитель, стал педагогом – много лет преподавал физкультуру в школе.

   Оимпийская чемпионка Людмила Громова, ныне Асеева, оставив большой спорт, осталась жить с мужем в Москве. Она давно на пенсии, вырастила дочь и двоих внуков.

   Мя собеседница – Галина Чаплыгина оставила гимнастику только когда родила двух дочерей.

   Нучил нас любить жизнь

   – Ты о своих-то успехах тоже расскажи! – не без гордости за жену громко напоминает из кухни муж Галины Александровны Юрий Владимирович.

   М сидим с ней в зале и разглядываем альбомы, в которых собрана вся ее замечательная спортивная юность. И муж прав. О себе Галина Александровна, человек поразительно скромный и сдержанный, не сказала ни слова. Хотя у нее тоже были успехи, пусть и не такие громкие, как у Люси Пермяковой.

   Н, наверное, даже не все ее самые близкие коллеги по конструкторскому бюро на Уральском автозаводе, где она проработала ровно 22 года, и по Сбербанку, откуда она в 1998 году ушла на пенсию, знали, что их Галина Александровна много лет занималась спортивной гимнастикой, имеет первый взрослый разряд, что она не раз судила областные соревнования гимнастов, что она хорошо знакома с самой звездной олимпийской чемпионкой Урала Лидией Скобликовой…

   Сма же она считает, что не это главное. Занятия в секции тренера Астафьева дали ей тот самый жизненный заряд, который она не растратила по сей день.

   Тенер научил их любить спорт и бережно относиться к своему здоровью, научил дружить и быть единой командой, научил любить жизнь и дорожить каждым ее днем.

   О собирал своих воспитанников и много лет спустя, когда они уже давно оставили спорт и выбрали для себя другой путь. Но уроки мастера запомнили, потому что он не просто учил, как надо жить и работать, он сам так жил и творил – увлеченно, одержимо, с полной отдачей всех сил своей души.

   Вниамина Марковича нет уже больше 25 лет. Последний раз он собирал взрослых своих воспитанников на 60-летний юбилей. А в октябре минувшего года миасскому тренеру, давшему старт в большой спорт олимпийской чемпионке, исполнилось бы 90. Светлую память об этом человеке его ученики несут по жизни по сей день. И как-то очень грустно звучит из уст Галины Александровны:

   – Таких сегодня, наверное, уже не осталось.

   Д и олимпийских чемпионов, воспитанных в Миассе, тоже больше не было…

   


Н. НИЗАМУТДИНОВА.



назад

Яндекс.Метрика