последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

2 октября 2009 г.
№ 71

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Пока жив учитель – мы все его ученики»

   Тк считает бывшая ученица школы № 25, а ныне — успешная бизнес-леди Марина ТОМИЛОВА

   Укаждого в жизни был свой Учитель. Один или два, или вообще несколько, которые оставили в биографии наиболее яркий след. Но часто ли, покидая стены школы, вспоминаем мы о них – людях, профессии обычной в своей массовости и повседневности, но уникальной по сути?

   Уы, жизнь суетна. И школьные учителя, как правило, остаются там, за порогом детства…

   «Где родился – там и пригодился»

   Шольные учителя Марины Томиловой живут рядом. И совсем не потому, что так вот сложилось. Просто Марина удивительно цельно выстраивает свою жизнь.

   Оа родилась и выросла в машгородке. Здесь окончила школу № 25, потом – электромеханический техникум, поступила в ЧПИ и окончила этот вуз, когда он уже стал называться Южно-Уральским государственным университетом. Работала на оборонном предприятии – В НПО электромеханики. А в начале 90-х не побоялась рискнуть и открыла свое дело.

   Стех пор ее хлебобулочное предприятие, которое сегодня носит исконно русское название «Каравай», вот уже полтора десятка лет исправно кормит миасцев и жителей окрестных сел и поселков вкусным хлебом и самой разнообразной выпечкой. Родной город для Марины – и пристань, и причал. «Где родился – там и пригодился» – крылатое это выражение стало если не девизом ее бытия, то тем самым правилом, тем неписаным законом, по которому она жила и живет.

   Сгодня Марина Томилова вполне успешная, современная женщина. Ее предприятие продолжает развиваться. Она – мама двух уже взрослых дочерей и молодая бабушка четырехлетней Анечки. Школа и вуз остались далеко позади. Но Марина каждый день проезжает и проходит мимо них. И с возрастом все больше понимает, как много она здесь получила…

   Свозрастом все мы мудреем

   – Марина Николаевна, о школьном детстве все вспоминают по-разному. И не всегда школу и учителей поминают добрым словом…

   – Знаете, наверное, большое действительно видится на расстоянии. Чем дальше в прошлое уходит школа, тем теплее и дороже воспоминания о ней.

   Мя жизнь так сложилась, что я никогда никуда не уезжала из Миасса и даже не помышляла об этом. Роднее места для меня не было и нет. Думаю, не последнюю роль в таком выборе сыграла для меня и наша 25-я школа. Со многими учителями я и сейчас, через три десятка лет, поддерживаю самые добрые отношения. И никакого негатива мои школьное детство и юность о себе не оставили.

   – А есть что-то такое, что с возрастом пересмотрели, переоценили?

   – Конечно. С возрастом мы все мудреем. Во всяком случае так должно быть.

   Ярано начала взрослеть, рано заневестилась, и помню, сколько бесед по этому поводу пришлось мне выслушать от моей классной руководительницы Надежды Леонидовны Федотовой. Она пыталась объяснять мне, что в человеке, прежде всего в мужчине, надо ценить не его удаль да ухарство, а его ум и надежность, серьезное отношение к жизни. Не могу сказать, что эти беседы доставляли мне большое удовольствие, хотя в голове после них все равно что-то оставалось. Но по-настоящему мудрые советы моей учительницы я оценила много позже, когда уроки стала преподносить сама жизнь. Не раз вспоминая Надежду Леонидовну, я поняла, что все то, что она говорила мне тогда, надо было принимать как инструкцию к применению, не меньше. Потом я много раз ей об этом говорила. Но жизнь так устроена, что люди чаще учатся на собственных ошибках.

   А каким хорошим предметником была Надежда Леонидовна! Она у нас преподавала английский язык. Как часто потом приходилось слышать, что школьная программа слишком мало дает в изучении иностранного. Выпускники получают аттестаты с хорошими оценками, а языка не знают. Мне же знаний, полученных в школе, вполне хватило, чтобы потом, выезжая за границу, пусть по-минимуму, но общаться там на английском.

   Пка есть мы – будет и 25-я школа!

   – Ваши учителя, наверное, все уже на пенсии. С кем-то из них встречаетесь, общаетесь?

   – Да, всем моим учителям уже за семьдесят. Но некоторые продолжали работать в школе еще до недавнего времени. Встречаться часто, конечно, не доводится. Но я всегда рада встрече не только с моей классной руководительницей Надеждой Леонидовной, но и с Августой Гавриловной Олейник, с Галиной Гавриловной Гавриловой. Обе они работали в нашей 25-й школе, а когда в 1975 году открылась новая школа – № 10, они перешли туда. С их уходом во многом закончились и наши знания по математике и русскому языку, которые они преподавали…

   Сйчас, когда мы встречаемся, очень приятно видеть, что, несмотря на возраст, они мало изменились, все так же хорошо выглядят, такие же красивые, жизнерадостные, мудрые. И я по-прежнему чувствую себя рядом с ними ученицей.

   – А вот 25-й школы больше нет… Что вы испытали, узнав о ее расформировании?

   – Огромное сожаление. В этом году исполнилось тридцать лет со дня нашего окончания школы. В июне был вечер встречи выпускников. Приехали одноклассники из самых разных городов. Как оказалось, у нас очень много успешных ребят. И все благодарили за это школу. Здесь, на встрече, мы тогда решили: пока есть мы – ее выпускники – будет жива и наша 25-я школа!

   Ве наши мальчики были влюблены в Наталью Павловну

   – Марина Николаевна, вы прошли все ступени нашего образования – от школы до университета. И, наверное, везде были педагоги, которые как-то особо повлияли на вашу жизнь?

   – Учителей было, конечно, немало. Но запомнились больше почему-то те, кто был особенно требователен и не делал скидок в учебе. В техникуме преподавателем спецдисциплин у нас была Марина Николаевна Саютина. Мне ее предмет казался скучным и не самым важным, я позволяла себе халтурить. Марине Николаевне это, естественно, не нравилось. Когда пришло время защищать диплом, она единственная из всех не поставила мне высшей оценки. И мой «красный» диплом, который уже маячил на горизонте, остался нереализованной мечтой.

   Эо был для меня настоящий урок серьезного отношения к своему делу. Но еще больший урок я получила чуть позже, когда начала работать в НПО электромеханики. Вот где пригодились замечательные лекции Марины Николаевны, которые мне хватило ума сохранить. И вот когда я поняла, что лишних знаний в жизни не бывает.

   И институтских преподавателей я с большой благодарностью вспоминаю Эмилию Семеновну Трохину. Она работала в нашем вузе до восьмидесяти лет! Это она заставила меня не только выучить математику, но и полюбить эту трудную науку.

   Д сих пор работает в ЮУрГУ Сергей Семенович Голощапов. Он не только прекрасно преподавал нам свою дисциплину, но и был примером большого такта и интеллигентности. В его присутствии было стыдно быть глупым, не «в тему» одетым, невоспитанным. Хотя он никогда никому не делал никаких замечаний.

   Ивсе мы любили Наталью Павловну Малышкину. Она была строгая, но всегда справедливая. И очень красивая! По-моему все наши мальчики были в нее влюблены.

   Сгодня, с высоты прожитых лет, я смело могу сказать, что все уроки, которые я получила в стенах и школы, и техникума, и университета не пропали зря. Все они пригодились и в жизни, и в работе. Я по сей день пользуюсь ими.

   Именилась не школа, другим стало время

   – Ваши дочери тоже учились в школах машгородка. И вы ходили сюда уже не как ученица, а как мама. На ваш взгляд, нынешняя школа сильно отличается от той, в которой учились вы?

   – Да, старшая дочь окончила мою, 25-ю школу, а потом и мой вуз – ЮУрГУ. А младшая сейчас учится на первом курсе ЧелГУ на факультете Евразии и Востока, изучает китайский язык. Сюда она поступила после окончания 10-й школы.

   10-ю школу я считаю правопреемницей 25-й. В ней и по сей день работают учителя, которые учили нас в школе № 25. И мне, и моим дочерям с этими школами повезло.

   Чо же касается разницы… Не думаю, что сегодняшняя школа радикально отличается от той, в которой учились мы. Это время изменилось, а школа, по большому счету, осталась прежней. Но изменившееся время коррективы, конечно, внесло. Давно не стало школьной формы, которую мы в свое время не очень-то жаловали. По-другому стали относиться к так называемым нестандартным детям, которые не вписываются в общие представления о типичном ученике. А сами школьники стали более свободными, раскрепощенными, умеют мыслить, избегая стереотипов и могут гораздо больше, чем мы в свое время. Я думаю, что все это можно только приветствовать. Молодых сегодня часто ругают. Но я по своим друзьям, точнее по их детям, по ребятам, которые приходят к нам работать, по студентам ЮУрГУ, с которыми часто общаюсь, вижу, что это хорошее, умное поколение, у которого вполне конкретные разумные цели. И со своим упорством и настойчивостью они их обязательно достигнут.

   Зрплата должна быть достойной великого труда учителя

   – Надо ли что-то поменять в сегодняшней школе?

   – Поменять надо финансирование всех наших учебных заведений – в сторону увеличения, разумеется. И учительскую зарплату сделать достойной великого их труда.

   Вего этого я от всей души желаю и моим учителям, и всем педагогам города! Здоровья вам, дорогие учителя, терпения и учеников, которые умеют быть благодарными.

   


Н. НИЗАМУТДИНОВА.



назад

Яндекс.Метрика