последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 26 августа 2005 г. № 64 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
БОГАТЫЕ ТОЖЕ ЭКОНОМЯТ Рзмышлениями на эту тему делится финансовый директор Челябинского ЗАО «Фасад» Марк БОЛДОВ Нашей встрече предшествовал «разбор полетов». Марк Юрьевич строго спрашивал с подчиненной, из чего сформировалась стоимость неких грузоперевозок, какова цена неведомого мне одного кубометра чего-то. Торг происходил прямо на моих глазах, выглядело это очень эмоционально и оживленно. Невооруженным взглядом заметно: человек не привык тратить деньги попусту, готов сражаться за каждую копеечку. Исходя из этого, задаю первый вопрос. – Покупаете ли вы или ваша супруга вещи на распродажах? Пользуетесь ли скидками? – Смотря где происходит эта распродажа… Если на рынке, то – нет. – Предположим, в супермаркете. – Покупаю. Чаще всего, это происходит за границей. В Милане. Жена утверждает, что вещи там дешевле и качественнее, чем в челябинских бутиках. И потом, там удобнее. Предлагается полный ассортимент того, что хочется. Мне нравится приобретать стоящие вещи, но по более дешевой цене. – Как вы это делаете? Торгуетесь? – Подробно изучаю рынок, прежде чем что-то купить. Делаю подборку цен, сравниваю, собираю сведения об услуге или товаре. Произвожу анализ. Содержит ли услуга, товар набор элементов, опций, который мне необходим? Например, в автомашине есть базовая стоимость и, на выбор клиента, набор дополнительных деталей. Каждая из них «тянет» за собой дополнительные деньги. В результате конечная стоимость авто может измениться в два раза. Какие-то детали необходимы (для курящих – это, например, люк), а какие-то приобретаются лишь в силу непомерных амбиций хозяина. – Как, скажем, совершаете выбор компаний сотовой связи? Часто ли меняете номера, тарифы? – Здесь я постоянен. Номер ни разу не менял. Сотовая связь для меня просто средство работы. Я пользуюсь ею пять лет, а аппарат менял всего два раза. Первые две модели ушли не из-за того, что устарели, а потому что начали «глючить», износились физически. И телефонный номер у меня все это время один и тот же. Недавно дочке пришел аппарат покупать, говорю: «Поставьте номер из этой серии». Мне отвечают: « Да это ж динозавровский тариф! Он умер!» – Но, очевидно, его забыли похоронить… – Да, именно! (смех). Сегодня сотовая связь так глубоко вошла в наш повседневный быт, что я данную услугу рассматриваю уже, как вещь повседневную, сугубо практичную. Я просто плачу деньги за телефонные переговоры. И никакой романтики. Никаких высказываний типа: ах, я плачу за то, чтобы услышать в любой момент дорогой для меня голос! Сейчас новые, все более недорогие тарифы рождаются со скоростью грибов после дождя. Со свойственной для меня педантичностью я произвел необходимые расчеты и понял, что таким вопросом, как тариф, нужно «грузиться» не чаще, чем один раз в год. Следует реально соотносить свои расходы и доходы и, исходя из этого, принимать решение: какую компанию сотовой связи и какой тариф предпочесть? – Есть ли брэнд, который вам нравится с той точки зрения, насколько быстро и эффективно его создали, как умело сформировали позитивное отношение к нему? – В Челябинске с пустого места и за непродолжительное время был создан достаточно узнаваемый брэнд – «Мирэль». Это внушает уважение. Два года назад никто не слышал такого названия. Но теперь его знает каждый. Ее один уважаемый брэнд для меня – «Мерседес». Однажды в Москве я участвовал в семинаре при управлении делами президента России. Ведущий начал серию встреч с того, что спросил присутствующих: «На каком автомобиле вы ездите?» Один слушатель встал и говорит: «Я на «Тойоте». Потом добавляет: «Королла». Другой: «На «Форде». И опять же поясняет: «Фокус». А пара человек поднялись и сказали: «На «Мерседесе»! Ничего при этом не поясняя. – Даже если это «Мерседес» 1975 года выпуска? – В том-то и «фишка»! «Мерседес» – это такая марка, когда информация исчерпывающе звучит уже при упоминании брэнда. Этим все сказано. Когда говоришь: «Я езжу на «Тойоте» – этого мало, непонятен твой статус. Приходится добавлять, предположим: «Не на простой «Тойоте», а на автомобиле премиум-класса». А те, кто говорил: «Езжу на «Мерседесе», могли не оправдываться. Тут не потребовалось добавлять, на «А-классе» или «С-классе» и какого года выпуска автомобиль. «Мерседес» – и все! Больше вопросов не возникает. Все понятно о тебе, твоем статусе… – И твоем уровне самооценки. У вас, я полагаю, автомобиль «Мерседес»? – Правильно. А раньше был «Вольво». – Но вот, например, обычная ручка. Она хорошо пишет. А рядом ручка «Паркер»… Что предпочтете? – Психологическое воздействие брэнда я, конечно же, на себе ощущаю. Пользование раскрученным, признанным брэндом для меня – элемент имиджа. Если функциональные характеристики продукта одинаковы, но передо мной стоит выбор: предпочесть вещь обычную, без брэнда или выбрать брэнд, я зачастую выбираю брэнд. Согласен даже, порой, переплатить при этом. Но лишь в тех случаях, когда это положительно работает на мой служебный, деловой имидж. Приподнимает меня в глазах конкурентов, партнеров. Потом, очень часто за брэндом стоит и такая составляющая как качество. Как-то не верится, что люди тратят сумасшедшие деньги на раскрутку брэнда и при этом не думают о качестве выпускаемой продукции. Чо касается вашего примера, я приобрету для себя обычную ручку. Она, как и сотовая связь, нужна мне для работы, не более того. Для выполнения определенных действий и получения желаемого результата. Но у меня есть в архиве и дорогая ручка, которую я достаю, когда иду на деловую встречу и когда весь мой гардероб до малейших деталей должен подтверждать мою благонадежность и платежеспособность. В этот комплект входит и ручка. А в обыденной, повседневной жизни мне все равно, какой ручкой писать. – Что касается вашей фирмы… У вас ведь тоже есть брэнд, есть имя… Как удалось добиться этого? – Мы были первыми на рынке Челябинска, кто занялся монтажем алюминиевых конструкций. Это произошло в 1995 году. Потом еще добавился пластик. Наш лозунг, исходя из этого: «Мы были первыми, мы стали лучшими!» – «Скромно»… – Вот, посмотрите (разворачивает плакат. – Авт.). Первый эскалатор в Челябинске, в торговом комплексе по улице Васенко, 96… – Знаковый объект для Челябинска, ничего не скажешь. – Наша работа! – Но мы отклонились от темы. Может, припомните вещь, которую вы купили максимально недорого и как вам это удалось? – Пять лет назад я покупал квартиру. 350 долларов за квадратный метр казалось тогда очень дорого для меня. И я вел торговлю. Говорил: «Давайте не поставим оконные рамы, не постелем линолеум, не будем клеить обои. Можно ли приобрести квартиру в рассрочку?» и так далее. Потом мне пришлось доводить жилище до ума самостоятельно. Но сегодня я бы сразу купил эту квартиру. Время дороже. Сейчас мне важнее сэкономить свое время, поэтому приходится где-то и переплачивать. Вобще-то, я отношусь к деньгам очень щепетильно. Готов платить деньги тогда, когда понимаю, за что плачу. Но если не понимаю, независимо от суммы – 100 это рублей или тысяча – буду докапываться, пока не пойму: и все-таки, за что? У цены должны быть слагаемые. – А что-то супердорогое намеренно вы покупали? – Автомобиль «Мерседес». И еще, пожалуй, вот эти часы. Все это – составляющие моего имиджа. Кроме того, езжу отдыхать в последнее время лишь в те отели, в которых, знаю, смогу с комфортом отдохнуть 14 дней. Пусть это дороже, чем аналогичный тур, но в менее престижном заведении. Заведомо ухожу в диапазон дорогих отелей. Просто, понял: чтобы хорошо работать, я должен хорошо отдыхать. Вот то немногое, в чем я себя балую. – Но прежде, чем позволить себе такое, вы научились экономить, не правда ли? Поделитесь со мной и читателями, раскройте тайну, как люди становятся богатыми? – Я прочитал как-то поучительную историю, расскажу ее, и вы поймете. Учитель, истинный гуру, спрашивает как-то своего ученика: «Сколько ты зарабатываешь?» Тот отвечает: «Две тысячи долларов». – А на какой машине ездишь? – Стоимостью двадцать тысяч долларов! – отвечает ученик. Тут учитель возражает ему: «Ты не имеешь права ездить на столь дорогом автомобиле. Если твой доход две тысячи долларов, ты должен ездить на машине стоимостью в один месяц твоей зарплаты. Обладая 20 тысячами долларов, ты потратил их неразумно – купил слишком дорогой автомобиль для себя, выбросил деньги на ветер». Что имел он в виду? Всему свое время. Не надо опережать его. Деньги надо приумножать, вкладывая их в свой бизнес, в развитие своего дела, а не расходовать попусту, удовлетворяя непомерные и неоправданные амбиции. При таких взглядах никогда по-настоящему не разбогатеете. Вы не имеете права шиковать, если у вас нет финансовой безопасности, финансовой стабильности и финансовой независимости. Посчитайте свои затраты за месяц. У каждого человека есть константные затраты: квартплата, расходы на питание, плата за проезд в транспорте, телефон и прочее. Заработали вы на это деньги или не заработали, никого не волнует, будь любезен: вынь и положи данную сумму. Но вот вы посчитали свой прожиточный минимум. И только лишь, когда наберется запас таких минимумов на шесть месяцев вперед, получится финансовая стабильность. Тогда вы сможете спокойно выполнять свою работу и не думать при этом, где взять деньги на квартплату и еду? У вас работа будет проходить более эффективно, коэффициент полезного действия возрастет. Ничто не станет отвлекать вас, неприятные мысли не будут жечь вашу энергию! – А если нет такой суммы? – Надо создать ее из сэкономленных средств. Только лишь из сэкономленных средств! Потому что, если нет лишних денег, то человек не имеет, например, права курить. Эта статья затрат лишняя для него. Действительно, без этого можно спокойно обойтись. Он не может пойти в ночной клуб, либо выбрать для себя дорогой тариф сотовой связи. Прежде он должен достичь финансовой стабильности. Если, конечно, ставит перед собой такую цель как повышение благосостояния. А когда бизнес уже поставлен, деньги начинают работать на своего хозяина сами. Вы получаете финансовую безопасность. Даже если вы не работаете один месяц, эта сумма сама «упадет» на вас – за счет образовавшейся прибыли, роста капитала. Так что думайте сами, экономить или распылять средства. Длее я попросила г-на Болдова сделать пожелание тем, кто принял разумное решение экономить. Взглянув на часы, он произнес: «Придумайте сами!». Марк Юрьевич явно давал понять, что время беседы истекло, и ему недосуг распаляться о чем-то столь нематериальном, эфемерном и неуловимом, как пожелания. Пришлось поломать голову, чтобы «придумать». Ясно, что это должен быть некий запоминающийся афоризм. Беру наугад томик Омара Хайяма, нахожу: Н оплакивай, смертный, вчерашних потерь, Дл сегодняшних завтрашней меркой не мерь, Н былой, ни грядущей минуте не верь, Врь минуте текущей – будь счастлив теперь! Вэтом, по-моему, содержится квинтэссенция приведенного выше интервью. Не живите миражами, исходите из реальности сегодняшнего дня, существуйте по его меркам. И если у вас есть немного денег сегодня, не расходуйте их зря, экономьте их ради приумножения. Будьте счастливы теперь, научитесь радоваться тому немногому, что имеете!
И. БОРИСЛАВСКАЯ.
|
назад |