последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

24 июня 2005 г.
№ 46

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ПОЧЕМ В МИАССЕ "КРАКОВСКАЯ"?

   Нверное, если задать нашим согражданам вопрос «Что привлекает в Россию иностранцев?», то большинство ответит – природа, люди, культура и что-то еще в этом роде. Однако интересна наша страна иностранным гражданам (хоть и немногим) еще и возможностью получить бесценный опыт работы. Одним из тех, кто приехал в Россию не ради экзотики и памятных фотографий, стал Марчин ЛЮЗАРОВСКИ, сотрудник отдела маркетинга ОАО «ПО «Трек», который уже два месяца работает в Миассе.

    – Марчин, почему именно в Россию?

   – Почему в Россию? Я приехал сюда благодаря организации АЙСЕК, занимающейся международными стажировками студентов. Так как в Польше много студентов из-за рубежа, АЙСЕК так же отправляет польских студентов в другие страны. У нас была возможность поехать и на Запад, и на Восток…

   Рссию я выбрал потому, что изучал русский язык в университете. Вместе с англий-ским. Сейчас знание русского языка в Польше – одна из возможностей найти хорошую работу, потому что сотрудничество польских и российских предприятий расширяется. Нужны специалисты с экономическим образованием, владеющие и английским, и русским.

   – Выходит, цель – получить определенные навыки в работе?

   – Не только это. Это языковая практика, знакомство с культурой вашей страны, возможность узнать, как работают россияне, какие у них отношения между собой, как относятся к иностранным сотрудникам. В общем, большая польза для меня. Приехав в Польшу, смогу сказать, что работал три месяца на российском предприятии, что знаком с российскими специалистами.

   – А вернувшись, продолжите обучение?

   – За неделю до отъезда в Россию, 30 марта, закончил экономическую академию в Кракове и теперь я специалист в области маркетинга и менеджмента.

   – В «Трек» как попали?

   – Мне хотелось пройти практику в России, поэтому оставил в Интернете, в базе данных АЙСЕК, информацию о себе. В свою очередь, предприятия, имеющие потребность в специалистах, также через базу данных АЙСЕК нашли меня, узнали, что я умею, какое получил образование, чем хочу заниматься, какой опыт работы имею. Была возможность поехать в несколько российских городов. Но вы-брал миасский «Трек», так как считаю, что автомобильная индустрия имеет большие возможности развития.

   – Кто-то еще поехал с вами в Россию?

   – Знаю, что еще одна девушка очень хотела поехать в вашу страну, но вот получилось ли у нее, не знаю.

   – Когда приехали сюда, были какие-то трудности?

   – Да. Сначала даже был небольшой шок. Сначала по-русски говорил немного – не хватало опыта общения. Было трудно в магазине, на почте, в «маршрутках». Не знал города, не мог объяснить, куда мне нужно доехать… Много приходилось спрашивать.

   – Что удивило? Может быть, люди? Ведь другая страна, другой менталитет...

   – Да нет, русские с поляками похожи. К тому же познакомился с хорошими людьми, отношение ко мне хорошее. Не могу сказать, что было плохо. Удивила погода! Приехал 18-го апреля, а здесь жара. У нас представляют, что на Урале, где много гор, холодно.

   А еще удивили большие улицы и машины, очень много русских машин. В Польше, конечно, встречаются «Лады», но здесь их непривычно много.

   Могое удивило… Например, однажды в магазине увидел «Краковскую» колбасу. Это приятно – я ведь из Кракова.

   – Купили?

   – Купил, попробовал, вкус похож. Но здесь она очень дорогая. Намного дороже, чем в Польше.

   – Как представляют Россию у вас?

   – Большинство людей в Польше видят Россию так: Москва, Санкт-Петербург, Урал, Европейская часть, Сибирь, Азиатская часть. Больших знаний нет.

   – Как отнеслись друзья, родственники к вашему решению поехать к нам?

   – Семья беспокоилась – уезжал далеко. Думали, что не будет возможности связаться, что мне будет плохо. Но я приехал, позвонил, что все хорошо – они успокоились.

   Дузьям эта идея очень понравилась, особенно тем, с кем изучал русский язык. Они сказали, что тоже очень хотели бы здесь побывать. Еще говорили, что если есть такая возможность, то надо ее использовать. К тому же они тоже уезжают работать на время каникул в США, Великобританию, Германию. Знают, что все это нужно, важно получить опыт работы за рубежом.

   – Сейчас с ними как-то общаетесь?

   – Выручает Интернет. Как бы далеко не был Краков от Миасса, я все равно могу с ними связаться через Интернет, по электронной почте, ICQ. Помогает телефон, SMS.

   – Что нравится в Миассе?

   – Мне нравится, что это не большой город, но и не маленький. Я побывал уже во многих местах. И горы! Горы прекрасные. Очень понравилось озеро Тургояк.

   – В разгар лета там будет еще лучше…

   – Да, но 1-го июля я уезжаю.

   – Наш город по меркам Польши большой или маленький?

   – Миасс сложен из трех частей и каждую можно считать маленьким городом. По населению это средний город. В Польше самый большой имеет население в пятьсот с лишним тысяч человек, а средний – сто-двести тысяч.

   – Марчин, на ваш взгляд, наша молодежь отличается от вашей?

   – Среди моих знакомых здесь пока немного молодых людей. По выходным уезжаю в Челябинск, встречаюсь там со студентами из АЙСЕК. Различий между нашими студентами и вашими практически нет. Живем в общежитиях, на квартирах, учимся, мечтаем о будущем, отношения с друзьями очень похожие.

   – Не заметили, что много молодых людей ходят с пивом?

   – Вот это заметил. И мне не нравится, что молодежь по улицам с пивом гуляет. В Польше нельзя: есть закон. Если полицейский увидит, что пьешь пиво на улице, то придется заплатить штраф. Но, наверное, это еще и культура.

   – У нас тоже есть закон, но почему-то далеко «не для всех он писан»…

   – Думаю, через несколько лет такого уже не будет. Может, просто нужно время, чтобы избавиться от этой привычки.

   – Какое отношение к России в Польше?

   – Скажу так: в политике Москвы и Варшавы очень много ошибок. Но политика – это политика, а люди – это люди. Играет роль и история. Бывало, что Польша зависела от России. Но сейчас все нормальные люди к России относятся хорошо. Все мои знакомые, побывавшие в России, говорят, что россияне – это очень хорошие люди. Я после этой стажировки могу сказать то же самое. В экономике многие считают Россию перспективным партнером и надеются на постоянное сотрудничество.

   – А как приняли на работе?

   – Приняли очень хорошо, все помогали, хотели познакомиться. Я чувствовал себя важным гостем. В «Треке» мне очень понравилось. Условия здесь даже лучше, чем на многих предприятиях в Польше, на Западе.

   – Но у нас есть предприятия, где дела идут не лучшим образом. Таков, наверное, капитализм: кто-то лучше живет, кто-то хуже. В Польше, кстати, многое ли изменилось после смены социалистического курса на капиталистический?

   – За последние пятнадцать лет, наверное, да. Но я многого не помню. Родился в 81-м году, но помню время, когда мясо было по бумажке, бензин тоже, в магазинах ничего не было… Но становится все лучше, и сейчас много товаров, больше возможностей для реализации своих сил. Открыта граница, можно уехать. Особенно после вступления в Европейский Союз. Можно путешествовать по всей Европе, где-то осесть, жить, работать.

   – Марчин, как вам идея общеевропейской конституции, которую недавно хотели принять?

   – Мне эта идея нравится, но не во всем. Вот был Советский Союз, и что сейчас? Все страны независимые. Я думаю, что так лучше. Каждая страна – это разные национальности, культура, традиции. Наверное, стоит принять только основные пункты этой конституции. Чтобы не было опасности диктатуры одной страны над другими.

   – Как проводите здесь свободное время?

   – Все время стараюсь использовать для работы. Половину выходных, как уже сказал, провожу в Челябинске. А здесь поднимался к телевышке, несколько дней провел на Тургояке. Вечерами смотрю новости по телевизору, где иногда показывают и Польшу.

   – А когда учились, чем увлекались?

   – Волейболом, играл за команду университета. Занимался кунг-фу, на велосипеде любил покататься. Каждый год мы ходили в горы, в турпоходы на пять-шесть дней. Очень люблю кино.

   – А какой-нибудь россий-ский фильм смотрели?

   – Я смотрел «Статского советника». Очень понравился. А из детства запомнился «Волк-заяц» («Ну, погоди!»), у нас был проектор, и мы смотрели этот мультик.

   – Какие приоритеты у польской молодежи?

   – Самое главное – получить образование. Выучить пару языков. Ну, наверное, любовь, семья. Но сначала – образование и работа. Если этого нет, то создавать семью будет сложно. Многие погружаются в работу, делают карьеру и забывают о семье. Другие – с головой в семье. Я думаю, во всем должен быть баланс. Счастье зависит от всего в равной степени.

   – Как в Польше с образованием? В России сейчас довольно тяжело получить бесплатное высшее образование, большинство обучаются за плату.

   – В Польше ситуация похожая. Бесплатное обучение в государственных заведениях. Оно престижнее, чем обучение в частных платных. И качество обучения в государственных университетах и институтах нередко выше. Не знаю, как на самом деле, но говорят, что в частных только деньги плати… Но, наверное, если есть желание, то везде можно хорошо учиться.

   – В каких-нибудь еще странах были?

   – Путешествовал по Италии, побывал в Словакии, в Испании работал официантом в баре.

   – У кого-нибудь из тех, с кем вы общались, появилось желание съездить в Польшу?

   – У кого-то появилось. Двое уже съездили, и о нашей стране у них осталось хорошее впечатление. Это приятно.

   – Марчин, есть желание еще приехать в Россию?

   – Конечно, есть. Но знаете, это довольно дорого. Если будет возможность, то приеду. Хочется побывать и в Москве, и в Санкт-Петербурге. И сюда через некоторое время вернуться тоже хотелось бы, ведь здесь остаются друзья. Хотя, было бы приятно увидеть их у нас, в Польше. Приглашаю…

   



назад

Яндекс.Метрика