последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

12 ноября 2004 г.
№ 85

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

КОММУНАЛЬНЫЙ НОВЫЙ ГОД

   В2005 году мы будем платить за жилье значительно больше

   Нвый год – традиционное время раздачи «коммунальных слонов» населению. Именно 1-го января, пока столы еще заставлены оставшимися от праздничного застолья вином и салатами, вступают в силу новые расценки за коммунальные услуги. Обычно это объясняется инфляционными процессами, увеличением тарифов на энергоносители, которое, в свою очередь, вызывает увеличение общих коммунальных выплат.

   Н исключение и нынешний год – уже сейчас мы можем точно сказать, что с 1-го января будем платить больше. Насколько больше, точно никто не скажет, но весьма и весьма существенно. Кроме увеличения тарифов нас ждет еще несколько сюрпризов – и ни один из них нашу жизнь облегчить не обещает. Чтобы не портить своим читателям новогодних праздников, «Глагол» решил заранее рассказать своим читателям о бочке коммунального дегтя, при этом мы честно пытались найти во всем этом хотя бы ложку меда. Получилось ли – судить вам.

   

   Все выше, и выше, и выше…

   Нчнем с того, что ни один из опрошенных нами «сильных мира сего», не отрицал предполагаемого увеличения тарифов. Прогнозируемое повышение – 30%, что, согласитесь, весьма существенно.

   Н, обо всем по порядку. Во-первых, нас хотят попросить оплачивать все свои счета полностью – другими словами соотношение 90–10, когда 90% тарифов оплачивали жители, а 10% – бюджет, больше государство не устраивает. Скорее всего, в 2005-й год мы вступим без этого костыля, что даст нам сомнительное право говорить – мы за все платим сами.

   В-вторых, вырастут собственно тарифы. Пока единый тарифный орган еще не рассмотрел предложения монополистов в области энергетики, но то, что тарифы будут увеличены, сомнений не вызывает. А значит, возрастут и цифры в наших квитанциях на оплату коммунальных услуг.

   Втретьих, город готов просить депутатов пересмотреть политику по сбору денег за поступающее в наши дома тепло. Все эти годы схема была такова: высчитывалось, сколько каждая квартира должна заплатить за эту услугу в течение года, цифра делилась на 12 месяцев и получалась некая средняя величина, которую нам и предлагали оплатить. Понятно, что в этом случае расплатиться с поставщиками тепла в зимнее время было довольно проблематично. Росли долги города перед миасскими энергетиками, что, в свою очередь ставило последних в неудобное положение перед поставщиками того же газа, к примеру. Сломать ситуацию решено так – население должно оплачивать тепло в своих квартирах во время отопительного сезона. Это семь месяцев. В оставшиеся же пять мы будем платить куда меньшую сумму и сожалеть, что лето на Южном Урале такое короткое.

   П прогнозам все три вышеизложенных фактора приведут к весьма существенному увеличению нагрузки на наши кошельки. Вот пример.

   Смья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире общей площадью 54 квадратных метра, будет ежемесячно платить: семь «зимних» месяцев примерно 1400 рублей, пять «летних» – 850 рублей.

   Иструментом социальной защиты по-прежнему останутся субсидии. Пока методика их начисления в новых условиях еще рассматривается на областном уровне, и четко сказать, каким образом они будут начисляться, трудно. Но примерные или прогнозируемые расчеты уже есть. Все та же наша гипотетическая семья из трех человек может рассчитывать на субсидию во время отопительного сезона лишь в том случае, если сумма их совокупного семейного дохода не превышает семь тысяч рублей. В этом случае им возвратят 153 рубля в месяц. А вот если семейный бюджет не превысит четырех тысяч, субсидия практически закроет собой зимние платежи – она составит 1143 рубля.

   Совом, самые социально незащищенные забыты не будут – о них позаботится регион. А вот людям со средним достатком придется поднапрячься.

   

   Отдайте ваши денежки!

   Н вот вопрос – а будут ли люди напрягаться? Выплатить из своего бюджета полторы, а то и все три тысячи рублей для многих не так просто. Не приведет ли новогодний коммунальный шок к росту числа неплательщиков?

   Рководители ряда частных ЖКХ вполне это допускают. И уже принимают превентивные меры, пытаясь сформировать законодательную инициативу и ввести нормы, ужесточающие работу с квартиросъемщиками-должниками. В конце прошлого месяца восемь директоров ЖКХ и энергоснабжающих организаций письменно обратились к председателю городского Совета Юрию Ярошенко со своими предложениями.

   Н сегодня, когда в должниках ходят лишь два процента жителей города, общий их долг составляет 32 миллиона рублей, или двухмесячный фонд оплаты труда коммунальщиков Миасса.

   Ели увеличение тарифов приведет к росту числа неплательщиков, ситуация еще более усугубится. Поэтому коммунальщики и хотят ужесточить систему.

   Кпримеру, они предлагают сформировать, наконец, муниципальный жилой фонд, куда можно было бы выселять самых злостных нарушителей коммунальной законности. Сейчас, когда город принимает на свой баланс общежития предприятий, это вполне реально. Еще городскому Совету предлагается каким-то образом активизировать службу судебных приставов (вообще-то это мало у кого в России получается, так почему получится у депутатов? – авт.), чтобы они поживее удерживали деньги из доходов должников, арестовывали их имущество и выселяли. Еще просят коммунальщики, чтобы пеня, начисленная за просроченный платеж, направлялась им, а не оседала в расчетно-кассовом центре, что в общем-то логично. Кроме того, руководители ЖКХ хотят иметь возможность отключить неплательщику все что можно – электричество, горячую и холодную воду и газ, пока он полностью за все не рассчитается. И, наконец, передать предприятиям ЖКХ полномочия по обращению в суд с исками о взыскании задолженности.

   Пследняя просьба может вызвать удивление – ведь жильцы заключают с частными ЖКХ договоры, почему же последние просят у города права обращаться в суд, если эти договоры не соблюдаются? Ведь это естественное право одной из договаривающихся сторон, и оно не нуждается в одобрении муниципальными властями.

   Ве это на первый взгляд. На самом же деле наша коммуналка переходного периода далека от идеала, в том числе и в правовом смысле.

   

   От Службы заказчика – к Управляющим компаниям

   Седнестатистический житель города знает две вещи. Первое – я плачу деньги по счетам. Второе – за это меня плохо ли, хорошо ли, но обслуживают.

   Мжду тем, если кто не заметил, в нашем городе уже сформировался рынок коммунальных услуг. А рынок – это всегда конкуренция и возможность выбирать. Сейчас эта возможность весьма спорна, и все жители без особых усилий гонятся городской администрацией от одного ЖКХ к другому. Но уже сейчас можно настоять на своем выборе, более того, власти будут вам еще и благодарны – за пример. А для начала, неплохо бы представить себе, что происходит в городе сегодня.

   Сбственником городской инфраструктуры является муниципалитет. Именно городу принадлежат коммунальные сети. Их обслуживание через конкурсы отдано различным подрядным организациям. Среди их числа – и те самые частные ЖКХ, с которыми каждый житель многоквартирных домов заключает договор.

   П сути, это не слишком законно. ЖКХ не являются собственниками и даже арендаторами городской собственности, они ее обслуживают. Строго говоря, они все являются подрядчиками, нанятыми на производство определенного вида работ Службой заказчика. Именно перед ней, а не перед нами, они отчитываются. Именно она, а не мы, их контролирует. По логике бы с ней и заключать договор жильцу, но и этого закон не велит. Словом, коммунальные эксперименты проходят где-то на самом краю правового поля.

   Дльше – больше. Деньги перечисляются нами в расчетно-кассовый центр, это своеобразный агент на рынке коммунальных услуг, чья задача состоит в сборе и распределении собранных средств между поставщиками воды, тепла и коммунальщиками. Что дальше происходит с этими деньгами, нас вроде бы волновать не должно. Но, с другой стороны, нет-нет да раздастся робкий голос какого-нибудь руководителя ЖКХ, что ему задержали деньги из РКЦ, и это затруднило, а то и приостановило, важные работы. А страдают жильцы, то есть мы с вами.

   Чобы поправить положение, и войти в правовое поле, администрация готовится заменить Службу заказчика Управляющими компаниями. Что это такое?

   Дя примера возьмем товарищество собственников жилья. По сути, это маленькая Управляющая компания – ведь они могут заключать договора с каким угодно ЖКХ и устанавливать для своих жильцов тарифы. Дело хлопотное, поэтому можно нанять Управляющую компанию на стороне – пусть у специалистов голова болит.

   П большому счету Управляющая компания – это менеджер, агент рынка коммунальных услуг, призванный соблюсти интересы своих клиентов. То есть жильцов. И именно с Управляющей компанией жильцы будут заключать договора. И с нее спрашивать.

   Чстные ЖКХ действительно превратятся в таком случае в чистых подрядчиков – по большому счету жилец может даже не знать, кто там его обслуживает. На все воля Управляющей компании.

   Пдрядчиков из числа ЖКХ предполагается как и прежде выбирать на конкурсной основе. И вновь предпочтение будет отдано тому ЖКХ, кто предложит работу за меньший тариф. Базовый же тариф утверждается сессией городского Совета, увеличить его уже никто не может.

   Итолько одно заботит сейчас администрацию города. По сути, если мы говорим о конкуренции на рынке, Управляющих компаний должно быть несколько. Но вот какая штука получается – если рассчитывать тарифы в центральной части города и в машгородке, то они будут несколько отличаться – в основном, из-за расчетной разницы в цене теплоносителя. Значит, горсовет должен будет утвердить два тарифа? А в старой части города есть дома, отапливаемые небольшими котельными, где отопление обойдется жителю в разы больше, чем в других районах города. Для них третий тариф и пусть платят по полной стоимости?

   Ели же тариф, как и сегодня, будет единым, то и Управляющая компания будет одна. Где ж тут рынок?

   Длемма пока никак не разрешена. Администрация будет благодарна миасцам за предложения и советы. Равно как и тем, кто объединиться-таки в товарищества собственников жилья и возьмет на себя бремя управления своим жизнеобеспечением. Это куда конструктивнее, чем обвинять власть в завышенных тарифах. И куда нагляднее – если у ТСЖ получится управляться меньшими деньгами, чем утвердят депутаты – у всех нас будет повод задуматься.

   

   Наш дом — наша забота, или удавка для людей

   Т, что депутаты утвердят рассчитанные в администрации тарифы, больших сомнений не вызывает. Во всяком случае, если вспомнить прошлые годы, депутатский корпус отступал под натиском обстоятельств и принимал непопулярные, в общем-то, решения. В то, что перед грядущими мартовскими выборами депутаты посуровеют и примут популистское решение тарифы не поднимать, верится с трудом.

   Чобы прозондировать почву, мы встретились с частью депутатов.

   Зместитель председателя городского Совета Любовь Борисова полагает, что особого выбора у народных избранников нет. Правительство настаивает на переходе к стопроцентной оплате коммунальных услуг, единый тарифный орган, устанавливающий тарифы для монополистов, тоже с депутатами не советуется. Остается принимать правила игры.

   – Я бы хотела обратить внимание на то, – говорит Любовь Владимировна, – что горожане должны быть морально готовы: наш дом – это наша забота. В муниципалитете останется только то жилье, которое будет числиться за категорией малообеспеченных граждан. В городе приватизировано примерно 70 процентов жилищного фонда, и, следовательно, он частный. Размеры расходов жильцы могут минимизировать. Например, это счетчики и мини-котельные.

   Педседатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Сергей Пономарев, который, кроме того, является директором одной из основных в городе теплоснабжающей организации «УралАЗ-Энерго», также полагает, что депутатам придется принять это непопулярное решение.

   – За энергоносители и другие услуги в любом случае нужно платить столько, сколько они стоят, – считает Сергей Александрович. – И стопроцентную оплату коммунальных платежей, на мой взгляд, принять придется, поскольку это постановление правительства. В случае отказа потери понесет и город, и предприятия, предоставляющие коммунальные услуги.

   Н, а чтобы потери, которые понесу люди, были не столь ощутимы, С. Пономарев предлагает всем миром подумать об увеличении людям заработной платы.

   Александра Старостенко, признанный в депутатском корпусе эксперт по коммунальным делам, очень озабочена социальными последствиями от подобного решения.

   – С новым постановлением большинство горожан просто не смогут оплачивать коммунальные услуги, – констатирует Александра Ивановна. Если учесть, что средняя заработная плата в Миассе не превышает пяти тысяч рублей, и в эту сумму входят немалые расходы на проезд, детский сад, школу и многое другое, только самое необходимое, то при всем желании на оставшиеся деньги уже не прожить.

   Пи этом А. Старостенко тоже говорит, что народные избранники поставлены в такие условия, когда все решается на других уровнях.

   Илишь Владимир Шведчиков твердо заявил «Глаголу», что за повышение коммунальных тарифов голосовать не будет.

   – Какими бы ни были основания для принятия подобного решения, я буду категорически против и повышения коммунальных платежей, и перехода города на стопроцентную оплату, – сказал Владимир Ильич. – Получается так, что все эти правительственные программы – даже не шоковая терапия, а самая настоящая удавка для людей.

   Кк видите, счет пока три – один в пользу принятия постановления. Город не может тащить на себе дополнительную социальную нагрузку, значит, придется это делать нам. Как показывает опыт, среднестатистический россиянин и не такое выдерживает.

   


С. Лихачев, Б. Ширибазаров.



назад

Яндекс.Метрика