последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

10 сентября 2004 г.
№ 69

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВСКИЙ: "НАЧИНАТЬ НАДО С "НИЗОВ"

   Хотя родился и вырос Сергей Лемешевский недалеко от Миасса – в Рудном, но чтобы попасть сюда надо было закончить ЧПИ, поработать на машзаводе в Златоусте. Как он сам говорит, «нельзя сказать, что со школы мечтал о ракетах морского базирования. Но уже тогда привлекала оборонка. Мечтал не просто о производстве, а именно о высоких технологиях».

   

   Проблем зимой не будет!

   — Сергей Антонович, к хорошему очень быстро привыкают. Вот и миасцы в последние годы уже привыкли к тому, что зимы у нас проходят без особых происшествий. Но сейчас все чаще приходится слышать опасения: а не повторятся ли ситуации, которые переживали до двухтысячного года, когда замерзали целые дома? С этого решил начать разговор с вами неслучайно – ведь ТЭЦ машзавода обеспечивает теплом два крупных городских района: машгородок и поселок Строителей.

   — Нашу ТЭЦ отличает от всех прочих то, что есть еще две электриче-ские турбины, и мы вырабатываем электроэнергию, продаем ее. Причем, не только предприятиям города, но и «Челябэнерго».

   Ели говорить о ситуации в целом, то в этом году как никогда провели большой объем работ. Если всю прошлую зиму работали с одной электрической турбиной, то теперь полностью отремонтировали вторую. Хотя на жизни города это никак не отражается, но влияло, понятно, на себестоимость.

   Уе отремонтировали пятый водогрейный котел, к 20 сентября закончим ремонт шестого. И хотя для обеспечения теплом хватает мощности одного, но, сами понимаете, на случай поломки нужен второй. Так что никаких технологических проблем не будет.

   — Это, понятно, жителей успокоит. Но ведь наиболее остро стоит другая проблема – расчеты за тепло.

   — Как всегда. Вот подписали акт сверки, задолженность города по сравнению с началом года существенно возросла. Хотя Ирина Аркадьевна Серко гарантирует, что в сентябре–октябре нашей ТЭЦ в счет долга будет поставлено резервное топливо – мазут.

   — А если оценить несколько лет? Задолженность растет?

   — Наоборот, в последние три года хоть и несущественно, но уменьшалась. С 2000 года расчеты идут лучше, по крайней мере текущей задолженности нет. Висят в основном долги 98-го года. Они без преувеличения огромные, порядка 50 миллионов рублей. Но варианты решения сейчас есть.

   — И какие?

   — Область уступила городу долевую собственность в трубопроводе, была согласована ее продажа в счет наших долгов за газ. Но главная загвоздка – оформляем эту схему уже больше двух лет. Передача собственности, юридическое оформление, землеотвод... Наконец-то все документы передали, сейчас остается решить для завершения сделки пару вопросов, поставленных «Газпромом». Будем решать – очень хотим «закрыть» проблему в этом году.

   — То есть свет в конце тоннеля уже виден. А в 98-м, наверное, думали: все – тупик?

   — Правильно. Тогда никакого выхода не видели. Сейчас же, должен сказать, и город интенсивно занимается.

   Н, а за последние три года перед «Челябинскрегионгазом» у нас долгов нет. Так что каких-то больших проблем в отопительном сезоне не будет.

   Ктати говоря, меня нередко спрашивают, почему в отношении расчетов постоянно звучит ТЭЦ машзавода и практически не слышно ТЭЦ автозавода, будто там нет проблем.

   — Действительно, почему?

   — Да очень просто. Наша ТЭЦ на 70 процентов мощности работает на город. И стоит городу не рассчитаться, эту прореху в бюджете уже ничем не перекрыть.

   — В продолжение темы. Помнится, шла речь о продаже вашей электроэнергии в город...

   — Два года назад была изменена система расчетов за электроэнергию. Сейчас муниципальные организации (те же городские сети) ее не продают, а только оказывают услуги «Челябэнерго» по транспортировке. А там тарифы выше, и им выгоднее продавать свою электроэнергию, а не нашу. Был составлен план перевода насосных «Водоканала» на нашу дешевую энергию. Проект окупается за три–четыре месяца, только вот реализация его несколько затянулась.

   Пка же «Челябэнерго» берет у нас электроэнергию в три раза дешевле, чем затем продает. Ситуация, мягко говоря, интересная.

   – Куда уж интереснее! Все равно как покупать втридорога через посредника картошку, выращенную соседом. И тебе убыток, и он никакой выгоды не имеет. Напрямую не дают договориться.

   — Абсолютно верно! А нам не дают сети, вопрос только в них. Правда, ситуация будет, думаю, меняться: в концепции реорганизации «Челяб-энерго» уже принято решение о его дроблении на пять самостоятельных предприятий.

   

   И холодильники, и ракеты

   — Хоть мы и начали разговор с проблем подготовки к зиме и работы ТЭЦ, но вы ведь не главный энергетик, а первый заместитель генерального. Почему сами занимаетесь этими вопросами?

   — Потому, что их приходится решать на очень высоком уровне.. А главное – это сильно влияет на конечный результат предприятия.

   — Но о машзаводе в городе значительно чаще говорят в связи с проблемами в теплоснабжении нежели как о производителе уникальной техники. Разве что производство оборудования для пивзаводов еще вспоминают...

   — Начнем с того, что даже по специальности я все же инженер-механик по двигателям летательных аппаратов, окончил ЧПИ. И начинал работать в цехе главной сборки двигателей Златоустовского машзавода, с помощника мастера до зам. начальника. Затем командовал корпусным производством, а в 94-м году пригласили сюда, когда уже был самостоятельный Миасский машзавод. Стал заместителем директора по производству.

   Гсоборонзаказ как раз сводили к нулю, занимался освоением гражданской продукции. С 96-го года – первый зам. И сейчас в первую очередь отвечаю за направление, ради которого и создан завод.

   — Ну и как дела на этом фронте?

   — За последние два – три года объем оборонной продукции возрос. Хотя и не так, как в доперестроечные времена, но сейчас эта продукция составляет до сорока процентов объемов.

   Сараемся расширить свою нишу. Вот подписали соглашение, по которому будем ремонтировать аппаратуру не только для стратегических, но и для крылатых ракет. Кооперация для нас новая, но мы это делать умеем и хотим.

   — Наверное, сама жизнь заставила прийти к разумному соотношению?

   — Конечно. Баланс надо сохранять – еще свежо в памяти, когда нас просто кинули. Снова оказаться в таком же положении – никакого желания нет.

   Птому и развиваем гражданскую продукцию: увеличиваем объемы, вводим новые направления. В этом году запустили производство особо чистого кварцевого стекла, причем такого качества, к которому стремились. При этом что интересно? Если раньше старались оборонные технологии применять на граждан-ской продукции, то сейчас нередко – наоборот. Знаете, наверное, что мы выпускали термоэлектрические холодильники? А сейчас получили заказ на изготовление контейнеров на основе термоэлектричества для крылатых ракет, в следующем году выйдем на серию.

   — Наверняка то же самое будет с кварцевым стеклом?

   — Здесь тоже очень интересные темы. Это стекло, к примеру, используется в гироскопах. Могу сказать, что в этом году гироскопы, изготовленные из нашего кварцевого стекла, выставлялись на выставке военной техники в Лондоне, о чем писала наша пресса, и получили высокую оценку.

   

   Жизнь – не учебник

   — Со второй половины девяностых пришлось осваивать массу совершенно новых для себя сфер, о чем и думать, наверное, не могли когда выбирали профессию, учились в институте.

   — В нашем образовании одно и то же можно расценить и как недостаток, и как большое преимущество. Нас учили всему и понемногу, и большими специалистами после института мы не были в отличие от Запада. Это там весьма узкая специализация.

   Ктати говоря, за границей нередко спрашивают, хотел бы я, чтобы дети учились там? Да, хотел бы. Но только после окончания российского вуза, когда здесь дадут широкую базу. А уже специализироваться в чем-то можно там.

   — У вас «подрастающее поколение» уже определилось?

   — Дочь учится в физико-математическом девятом классе школы № 6. Четко сформулированных целей пока нет, хотя склонна к точным наукам, интересуется экономикой.

   — Переходный возраст... Увлечения нынешней молодежи не шокируют?

   — Да ничем принципиальным они от нас в таком же возрасте не отличаются! Более эрудированны – возможностей получения информации больше. Разве сравнить с нами! Знали гораздо меньше.

   Заете, года три назад обратился в наш филиал ЮУрГУ и пригласил лучших молодых специалистов. И очень пожалел, что эта группа потом распалась – просто жизнь разбросала. А поразили знания ребят. Честно говоря, не ожидал. По-настоящему толковые, с ними было очень интересно работать. Около года вплотную с ними занимался: давал задания, правили материалы. Поймал себя на мысли, что это захватывает.

   Кчему это говорю? Уверен, что сейчас есть возможность получить знания, образование – в конечном итоге, несмотря на многочисленные «но», все зависит от самого человека. А насчет того, что говорят будто только с пивом ходят... Кто хочет – тот с пивом, кто не хочет – без пива. В принципе всегда так было и будет. Вообще, разговоры о том, лучше или хуже стала молодежь, бесполезны и беспочвенны. А вот в том, что молодежь стала эрудированнее и грамотнее, это однозначно.

   — Но вы, насколько знаю, получив красный диплом, отказались от научной карьеры, когда предлагали остаться на кафедре.

   — До сих пор больше всего тянет производство. С удовольствием хожу по цехам. А самое главное – эта школа дала очень много. Знание всех процессов «снизу» позволяет ориентироваться везде, ведь все промахи и получаются, как правило, на стыке сфер ответственности. Вообще, считаю, производственные отношения в теории не познаешь.

   — Словом, после изучения на собственной шкуре вас уже на мякине не проведешь?

   — Конечно.

   — Наверное, и западный стиль управления, когда в жизни должно быть только так, как в учебнике прописано, у нас вряд ли приживется.

   — Не знаю ни одного более-менее серьезного предприятия, которое сумело бы внедрить у себя западную программу. У нас другие подходы. Не хочу сказать, что они хуже или лучше, просто – другие. И адаптировать какую-то мощную программу поэтому практически невозможно.

   Осюда – подходы к топ-менеджменту. Они не понимают нашего мышления, точно так же как и мы – их.

   Иеще всегда был убежден и сейчас остаюсь при этом: чтобы управлять чем-либо (предприятием, банком, городом, регионом — неважно), надо понять жизнь изнутри. А для этого начинать – с «низов».

   

   


Беседовал В. СТРЕЛЬНИКОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика