последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 30 июля 2004 г. № 57 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
АЛЕКСАНДР ГОНЧАРОВ: "ВО-ПЕРВЫХ, ПРОЗРАЧНОСТЬ".
А В ОТВЕТ– «НЕ ЗНАЕМ» — Александр Германович, события в городе, происходившие с мая, дали немало пищи для размышлений. В том числе и о том, как проявились многие люди... Кто-то молчал, хотя миасцы ждали реакции, чьи-то оценки не вызывали ничего кроме, мягко говоря, недоумения. Вы же высказали свою позицию, и весьма четко, уже на следующий день после ареста мэра в новостях «Экран ТВ»... — Считаю, иначе нельзя было. И сразу, как вы наверняка знаете, бился за то, чтобы сделал заявление горсовет. Чтобы мы, депутаты, донесли до людей официальную четкую и взвешенную точку зрения местной власти. — А для чего вообще нужно было это заявление? — Прежде всего – дело общественное, резонанс огромный. К тому же многие депутаты горсовета так или иначе причастны к тому, что Григориади, стал главой города. Нам просто была необходима четкая и ясная позиция – это ведь один из элементов во взаимодействии с людьми. Да и вопросов к горсовету была тьма! Вмоем варианте обращения была и поддержка правоохранительных органов. Согласитесь, немаловажно, в какой атмосфере они работают. — Почему же другие молчали? Не имею в виду прокуратуру – там все ясно: интересы следствия. Но публичные люди, которые сами себе выбрали эту сферу деятельности? — Однозначно не ответишь. Вот одна из наших депутатов, обычно очень активная и принципиальная, отреагировала так: «Давайте изучим это заявление, на комиссиях обсудим...» А чего изучать? Семь строчек? Пзиция была какая? «Я не могу допустить, чтобы такой осторожный, такой опытный человек взял у себя в кабинете». Вот – логика: если бы это произошло дома, на берегу озера, на капоте машины – понятно. А в кабинете... — Неужели люди при власти не понимают, что подобной игрой в молчанку сами себя загоняют в яму, когда те же избиратели делают однозначный вывод: все – такие, коль так себя ведут? — Ведут себя так, конечно, не все, но логика в том, что вы говорите, есть. Удар ведь не только по Григориади как по личности, но и удар по должности. Доверие к власти никогда не было высоким, а сегодня и подавно. А когда нет авторитета личности, да еще и авторитет должности сходит на нет, то и получается, что все негативное в городе множится, создается питательная среда для отсутствия управляемости. Если же вернуться к заявлению горсовета, то прямо-таки анекдотичная ситуация была, когда председатель утверждал, что еще рано, а его заместитель – наоборот, уже поздно. Короче говоря, растянули на три недели, а в итоге прошел по сути тот же текст. Аналогично – с «Властным извозом». Губернатор направил комиссию, логично было бы, дождавшись результатов ее работы, сделать городским властям какие-то выводы. На последней сессии поднял этот вопрос, а в ответ: «Не знаем». Вот так ничего себе! У руководства горсовета нет интереса к этим вопросам?! Ее в апреле, когда глава восседал в президиуме сессии горсовета, я говорил ему о пагубности для жителей города монополизации узким кругом лиц муниципального сектора экономики: бани, транспорт, строительство, похоронный бизнес, охранные структуры, коммунальное хозяйство... Плучается, что у нас в городе действуют ОПГ – особы, приближенные к Григориади. И какую цепочку ни возьми, они все присутствуют.
С НОГ НА ГОЛОВУ? — Закономерный вопрос возникает. А можно в отдельно взятом городе выстроить такие правила, которые свели бы на нет подобные явления? — Схема достаточно понятная и ясная. Во-первых, прозрачность. Определяется объем любых работ, есть бюджетные деньги. Объявляй нормальный конкурс, находи оптимальный вариант и начинай работать. Пинципиальный подход какой должен быть? У нас нет перспектив резкого роста городского бюджета. Это объективная реальность. Отсюда – главный на сегодня вопрос: а как эффективно использовать каждый рубль? — Если уж зашла речь об эффективности использования средств, то вот что нельзя обойти стороной. До сих пор далеко не все горожане за-ключили договоры с ЖКХ. С другой стороны – толком не знаем, куда идут наши деньги. Казалось бы, полномочным представителем жителей должна быть служба заказчика, но порой кажется, что сама суть ее задач поставлена с ног на голову. — Конечно. По сути здесь должны концентрироваться интересы населения. А служба, если прямо говорить, работает с точностью до наоборот – против этих интересов. Т же справки о составе семьи, например, за которые людей заставляют платить деньги? Служба заказчика уже давным-давно должна была разобраться. Тем более, что и разбираться-то не в чем – все входит в тариф, деньги за эти справки брать нельзя. Но ведь берут внаглую! И что интересно, один ЖЭК берет, другой – нет, а оба – частные. Н поленился – сам решил пройти всю цепочку. Никаких документов, только ссылки: «Начальник сказал». Спрашиваю у Петрова, на каком основании, в ответ: «А служба заказчика ничего не делает, мы и берем». Пстановлением администрации области определен перечень работ, которые в жилищно-коммунальном хозяйстве должны выполняться бесплатно. У нас «отреагировали» – установили плату за вызов. Где элементарная логика? Если что-то платное сделали – значит, надо платить, если бесплатно – почему отдавать деньги? Кроче говоря, пришел по вызову мастер, достает квитанцию. Спрашиваю у него калькуляцию – показывает. Оформление справки: полтора часа – экономист, полтора часа – бухгалтер и еще там кто-то. 50 рублей». Ккой экономист, кто будет полтора часа заниматься этой бумажкой? Гворить можно бесконечно. Сколько я бился, чтобы навели порядок во дворах на проспекте Автозаводцев. Пришли, «залепили ямки». Но так сделали... Вода побежит – все насмарку. Н написали-то – ямочный ремонт. Такие деньги опять из бюджета!.. А потом говорят: «Денег нет». Поблема в чем? У нас нет схемы нормальных рыночных отношений в ЖКХ между потребителями и поставщиками услуг. — Дальше – больше. Некоторые работники службы заказчика считают ее чем-то вроде управляющей компании. — Абсурд полнейший! Азбучная истина: с одной стороны заказчик, с другой – подрядчик. Вместо того, чтобы концентрированно выражать волю потребителя, совсем иное стремление – управлять частными компаниями. Отсюда – совершенно иная психология. Т есть линия такая: «Мы теперь вместе, под моим контролем будем доить этих потребителей». — И как поставить обратно, с головы на ноги? — Допустим, завтра пришел некто и сказал: «Все! Проводим открытые конкурсы!». Достаточно этого? Думаю, нет. Для этого нужна нормальная бизнес-среда, чтобы предприниматель не оглядывался на разного рода охранные и иные структуры, тесно связанные с официальными. Пка эту сложившуюся среду не сломаем, бесполезно говорить. Разве можно провести тот же конкурс, если нет свободы выбора, свободы оценки?
ВРАТЬ СЕГОДНЯ ВСЕ УМЕЮТ — Да, безрадостную картину мы нарисовали, даже без света в конце тоннеля. Понимаете, что люди, выбиравшие власть (в том числе и вас), уже рукой махнули? — Вполне. — И что? — Голосуя за кого-то, надо смотреть, а что за тем или иным человеком. Не то, что обещает, что говорит, а что фактически за ним. Фрмально механизм есть: не выполняет обещания – отзывайте. Но фактически не работает. И поэтому остается одно: не доверять обещаниям райского будущего (врать сегодня все умеют!), а знать, что человеком уже сделано, как он работал, какие у него принципы. Прежде чем что-то надстраивать, проверяют прочность фундамента. Так и здесь. Ксожалению, у нас так много нестыковок в этих властных цепочках, что любой, кто встанет во главе города, сразу с этим столкнется. Результата нет, никто не виноват, а человек остался в колодце, подъезде или на улице. У всех – свой круг проблем, а до конкретного человека дела нет. Вт эта незавершенность, отсутствие механизма грамотного управления государством сверху донизу меня как менеджера, занимающегося вопросами управления, просто шокирует. Та же реформа правительства... Без слез смотреть нельзя. Единственный вопрос возникает: кто же принимает такие решения, которые не базируются даже на элементарных нормах управления (не говорю уж о научных!). Соорудили трехступенчатую систему, которая стала тромбом для экономики. Вместо того, чтобы разделить функции на контрольные, исполнительные, законодательные.
ВОСПИТЫВАТЬ ЧИНОВНИКА! — Все мы в этой системе. Но где-то так, а где-то и по-другому. Можно сделать, чтобы в отдельно взятом городе было несколько иначе? — С точки зрения результата? Не всегда эти организационные структуры, системы подчинения или количество контор – показатель нормальной работы. В любой ситуации если чиновник захочет помочь человеку, он найдет решение. Стопроцентно уверен! Вопрос: почему не хочет? Дугая сторона – подбор кадров, их обучение. В первую очередь все идет от руководителя. Если подчиненный знает, что с него спросят, невзирая ни на какую бумажку, он будет искать пути решения, а не основания для отговорок. Вобще, это «слуги народа». Только почему-то на народ чаще всего смотрят как на докучливого просителя, к тому же уже порядком надоевшего. Д и мы, если смотреть правде в глаза, принимаем на работу непонятно как. Идут по знакомству, для каких-то целей, но очень мало кто понимает, что это – особая роль. Даже психологически далеко не все готовы к работе с людьми. Царит раздражение: «Скорее бы закрыться, никого не видеть!..». Нжно формировать отношение власти, чиновника к человеку. Воспитывать чиновника! Ои не должны смотреть на бумагу как на запретительную меру, наоборот – видеть как помочь конкретному человеку в конкретной ситуации. Вот и все! — Чего же для этого не хватает? — На мой взгляд, в городе нет общей цели. В любой организации существует миссия, есть стратегические цели, целевые программы, схемы... Это и в Америке, и в Европе – абсолютно везде. Слава Богу, поездил по миру, был на предприятиях и в Англии, и в Италии, и в Испании. Идеология фирмы признана везде и всюду. Это – лицо, именно им они хотят выделяться в мире. Иеология, цели должны быть четкими, чтобы молодежь не бежала из города, а знала: здесь они могут обеспечить качество жизни, найти интересную и достойно оплачиваемую работу, ощутить прелести чистой экологии, уютно чувствовать себя во всей инфраструктуре. Унас же эта очень важная составляющая выпала. И сегодня все понимают управление городом так: «Пришел один – «нагребет» со своей командой под себя. Потом – следующий...» — Но принимаем планы социально-экономического развития?.. — А как мы их принимаем? С какой целью? Если не будет вовлечения людей в реализацию плана, то любой план – фикция. Н как вовлечь, если планы составляем только для отчета? Мотивировка постоянно одна: не сделаем план – «сверху» чего-то не дадут. И так – всегда. Тк же и с планом социально-экономического развития. Нарисовали – забыли. А потом в пожарном порядке меняем. Вот на последней сессии «вдруг» подняли вопрос о пяти миллионах, израсходованных на стадион машгородка. Что, раньше не знали о 45-летии, не могли предусмотреть? Дньги тратят без ведома депутатов, потом только ставят перед фактом. И так – сплошь и рядом. Это же не управление, а просто реакция на свершившийся факт. А тот же фонд финансовых ресурсов? Понятно, о чем речь? Когда предприниматели «добровольно» вносят средства. На сессии утверждаем направления их использования. Но кто-нибудь хоть раз проверил эффективность этих вложений, что конкретно на них сделано? — Была бы конкретика – и те же предприниматели по-другому относились. А если им еще и спасибо говорить... — Если бизнес помогает городу, то это должно обязательно происходить с учетом его интересов. И полная прозрачность в использовании средств! Мы хорошо знаем меценатов начала прошлого века, а своих? Это ведь очень важно, когда человек чувствует свою общественную значимость. Ерунда, что деньги решают все. Наступает период насыщения, хочется признания. Так давайте дадим такую возможность! — Итак, на чем же должна концентрироваться городская власть? — Прежде всего – занятость, рабочие места. Это принципиальный, главный вопрос. Нужно создавать такие условия, чтобы было стыдно сокращать рабочие места. Мы же, наоборот, с гордостью говорим об «оптимизации численности». Большого ума здесь не надо, интеллектуальный потенциал требуется как раз для другого – создания новых рабочих мест. И если кто-то создает, то такого руководителя, бизнесмена надо поддерживать, давать общественное признание. А у нас что так, что сяк – оба хороши. Пинципы оценки, четкие правила должны быть понятны и ясны всем. Кк говорят? Политик живет от выборов к выборам, государственный деятель – от поколения к поколению.
В. МИХАЙЛОВ.
Фто В. СУРОДИНА.
|
назад |