последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

26 мая 2004 г.
№ 40

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

МНОГОЕ МЕНЯЕТСЯ, КНИГА ОСТАЕТСЯ

   ЗВТРА - ДЕНЬ БИБЛИОТЕК

   Сложенный из белого камня первый этаж, бревенчатый второй, высокие окна, обрамленные резными наличниками, сохранившими следы былой красоты и умелых рук мастера... Это здание по Нижнезаводской улице, что в старой части города, сегодня уже ничем не привлекает к себе особого внимания, разве что двумя мощными липами, устремившими ветви выше крыши, да скромно примостившейся сбоку цветущей черемухой. А когда-то дом имел красивые ворота и просторную веранду (о чем свидетельствуют старые фотографии), но это было давно, в конце 40-х годов, когда поселилась здесь самая первая в городе детская библиотека, до того ютившаяся в небольшом помещении на улице Ленина, 6. Счет ее годам ведется по сохранившейся записи в инвентаризационной книге – с 1936 г., так что возраст сего заведения весьма солидный – без малого 70 лет. А вот возраст посетителей – не старше 15-ти. И такими же юными ощущают себя работники библиотеки – потому что нельзя состариться, работая с детьми. Чтобы подружить книгу и ребенка, надо суметь сохранить в себе детскость, светлое и непосредственное восприятие мира, умение радоваться каждому новому дню, а главное – быть всецело преданным Его Величеству Книге.

   Иенно такими людьми показались мне мои собеседницы – Татьяна Захарова и Вера Зырина (на снимке), работающие в библиотеке сегодня, и бывшие работники филиала Мария Абрамовна Бреннер и Ирина Васильевна Гужавина. Наверно, будет небезынтересно сравнить работу библиотекарей 50 лет назад и нынешних.

   — Я работала здесь с 1956 года, — вспоминает М. А. Бреннер. — Холодно было, сыро, топили печку. Зарплаты маленькие, подрабатывать не разрешали. Но какие были патриоты, какие энтузиасты, как любили своих читателей! А читателей тогда было очень много – даже в очереди стояли, чтобы книгу поменять. Другие тогда были дети – любили учиться, любили читать.

   И. В. Гужавина: — Рабочий день наш начинался в 9 часов — отчеты, учеты, планы, обработка книг... А к 10 часам, когда подходило время открывать библиотеку, лестница, ведущая на второй этаж была вся заполнена детьми – вот сколько читателей у нас было! И какие это были читатели! В 1951 году я пришла сюда на работу и в первые же дни один из них – шестиклассник Володя – устроил мне экзамен, стал спрашивать, есть ли у нас те или иные книги зарубежных авторов. Фонд я тогда еще не знала, поэтому оробела и на все вопросы отвечала: «Нет». Тогда Володя взял меня за руку, стал подводить к шкафам и показывать, где стоят эти книги. Оказывается, он посещал библиотеку с первого класса и все это давно прочитал. Мы с ним позже крепко подружились.

   В. И. Зырина: — Я на заведовании два года, а работаю с 1985 года. Наша библиотека – своеобразная «кузница кадров»: в свое время здесь работали Ольга Айзенберг, Людмила Владимировна Краснова (сегодня она директор детской областной библиотеки), почти все работники ЦДБ начинали здесь... Проблемы? Как и у всех – дети мало читают. Сейчас ни приключения, ни фантастика детей не интересуют – лишь бы побольше картинок, поменьше текста.

   М. А. Бреннер: — Читальный зал был всегда переполнен. Даже в обычные дни трудно было найти свободное место. Я любила ребятишек, которые просили дать им дополнительный материал по теме. Газета «Глагол» писала о Нэлли Копьевой – ленинградской девочке, воспитанной приемными родителями. Это была моя любимая читательница. И таких ребят, пытливых, любознательных, было много: Оля Белякова (тогда у нее была другая фамилия) с сестрой Таней, Слава Шемякин, Витя Суродин и его будущая жена Оля, Боря Приданников и брат его Сережа, Рая Морозова.

   И. В. Гужавина: — Помню, однажды мы даже не заметили одного зачитавшегося мальчонку и ушли, закрыв библиотеку. Самое интересное, что и он этого не заметил и продолжал читать. Освободила «узника» подошедшая позже техничка.

   Т. Д. Захарова: — Дети приходят в читальный зал писать рефераты. Однако их не так много, как бы нам хотелось.

   М. А. Бреннер: — Родители в библиотеку заглядывали частенько. Простые люди, они не забывали поинтересоваться – что читают их дети, хорошо ли себя ведут.

   В. И. Зырина: — Родители на контакт идут очень тяжело. Собрать их вместе вообще не представляется возможным – у каждого хозяйство, огороды, времени нет. Есть у нас задумка: в газете «Старгород» вести рубрику для родителей, размещать советы по приобщению детей к чтению.

   М. А. Бреннер: — Я считаю, что именно через школу можно воспитать в детях интерес к книге. Мы в свое время приходили на классные часы, делали обзор литературы – и в этот же день к вечеру у нас был наплыв читателей.

   Т. Д. Захарова: — Обслуживаем детей трех школ. Особенно хорошо работаем со школой № 1. А работник библиотеки 28-й школы берет у нас план мероприятий и старается, чтобы каждый класс хотя бы по разу побывал в библиотеке.

   М. А. Бреннер: — Мы, наверное, были для ребятишек больше, чем библиотека – это был своего рода клуб, а для некоторых – место, где тебя понимали и принимали таким, какой ты есть. Помню, мальчик был, Володя, из очень бедной семьи. Нам говорили: что вы с ним возитесь? Ведь он у вас книжки ворует! Мы не верили, но все же однажды будто случайно зашли к ним. Дома была одна мама. Изумились: избушка на курьих ножках, но какая чистота, какой порядок! Мама с гордостью (сына дома не было) показывала, где он спит, где занимается, открыла тумбочку, в которой его вещи лежали. Библиотечных книг там, конечно, не было. Мы не ошиблись в мальчике... Так вот, этот же самый Володя очень любил книги про войну. «Дайте про войну, — говорил, — но чтобы конец был хороший».

   В. И. Зырина, Т. Д. Захарова: — Что скрывать, много неблагополучных семей в старом городе. На некоторых детей без слез смотреть невозможно: приходят иногда мокрые, голодные – как щенки беспризорные. Не выгоняем – обогреем, обсушим, чаем напоим. Все веселее ребенку, что хоть кто-то заботится о нем.

   ...Пять десятков лет разделяют этих людей. За полвека многое изменилось – и дети, и книги, но они, библиотекари, — все те же: добрые, отзывчивые, влюбленные в свое дело и в маленьких своих читателей. И, наверное, права Мария Абрамовна, которая на вопрос, что же в библиотеке важнее – человек или книга, ответила:

   — Человек, который одинаково приветлив и открыт со всеми, кто приходит к нему. Тогда читателю захочется прийти сюда еще и еще.

   


Н. Александрова.



назад

Яндекс.Метрика