последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 27 декабря 2002 г. № 96, Тусовка Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
ЧЕРНОВСКОЕ Сгоры Мохнюхи, что на восточной окраине села, открывается вид на добрую половину Черновского, да и Смородинка проглядывается сквозь тонкую морозную дымку. Гра эта издавна была местом забав и увеселений сельской молодежи. Многие старожилы с удовольствием вспоминают новогодние катанья на санях при свете дрожащих звезд. Ныне эта традиция забылась, да и под склонами Мохнюхи давно и прочно обосновались огороды. Даже если бы кто и захотел с ветерком на саночках сигануть вниз – шибко не разгонишься, того и гляди в изгородь угодишь. Не сохранились в этом старинном казачьем селе и другие традиции, которым неуклонно следовали предки нынешних черновчан. Нвое свое название село получило при создании на базе колхоза им. Кирова нового совхоза. А в небогатых исторических хрониках почти 200 лет называлось оно Черное. Первое официальное упоминание о нем датируется 1871 годом в списках Оренбургского казачьего ведомства, сообщающих о казачьем отряде Черный. Но и до этого времени здесь жили башкиры, истинные основатели поселения. По одной из легенд название речки, текущей с восточного подножия Ильмен, было дано по прозвищу первопоселенца башкира Черныша, коему устная молва приписывает основание здесь первого селения. Но краеведы склонны принять другую версию: назвали речку Черной из-за донных камней темного цвета, да и текла она под сенью вековых лиственниц, дававших постоянную и глубокую тень. Подолжение следует... Нне в округе ничто не напоминает о том, что некогда росли здесь могучие лиственничные леса. Извели их под корень предки на строительство. До сих пор сохранилось только два дома – Манаковых и Хлызовых, построенных из местной лиственницы. — Речка наша питается из трех родников, — рассказывает старожил Черновского, местный краевед-любитель Николай Кочкин. – В детстве мы всю округу облазили. Видели эти ручейки, да и сейчас еще два родничка бьют на горе Голухе, а один – на Камень-горе. Вода чистая, прозрачная. Наше село лет на 30—40 старше Миасса. Пугачев здесь останавливался на отдых, когда шел со своим войском через Кундравы в Чебаркульскую крепость. И золота здесь много было. До сих пор помнят старательские семьи Невзоровых и Манаковых. Наверное, удачливее других были, вот в памяти и остались. Потомки их и сегодня здесь живут. Птнадцатилетним пареньком в 1932 году вместе с родителями приехал Николай Афанасьевич сюда. Был одним из активистов сельского комсомола. В 37-м году вместе с другом Семеном Юровским сопровождал десять грузовиков, которые были отправлены с Урала на Дальний Восток, где на Халхин-Голе разворачивались военные действия. Довелось ему померзнуть и в карельских лесах во время финской войны. А Великая Отечественная для него закончилась в ноябре 41-го года под Москвой, где немцы разбомбили эшелон с 1200 челябинскими комсомольцами. После госпиталя некоторое время проработал на ЧТЗ и с 1947 года безвыездно живет в Черновском. Пишет воспоминания о прожитом, о людях, с кем сводила судьба. 9 мая нынешнего года отметил 85-летие, 57 лет из них – со своей супругой Анастасией Федоровной. Троих дочерей вырастили, четверых внуков на ноги поставить помогли. Теперь вот трое правнуков подрастают. Для них и пишет свои мемуары Николай Афанасьевич, собирает краеведческие материалы о селе, с которым он связал свою жизнь. По мере сил и возможностей старается помогать односельчанам. Возглавляет Черновской совет ветеранов, объединивший в своих рядах 105 человек. Могое сохранила в своей памяти и Анфиса Ивановна Домолазова (НА СНИМКЕ справа), которая в этом году отметила свое 77-летие. Вся ее жизнь связана с этим селом. До 57-го года работала дояркой в колхозе им. Кирова, а потом – в совхозе, созданном на базе нескольких небольших хозяйств. По 25 коров приходилось доить, кормить и поить вручную, да и телят откармливали до 20 дней, как детей малых. Так что ни выходных, ни праздников не знали. Овдовела в 29 лет. Одна четверых детей растила. Благодарна советской власти, при которой сын и дочери не чувствовали себя ущербными, все у них было, и образование получили не хуже других. Сма Анфиса Ивановна роду казачьего. И дед, и отец исправно службу несли. — Отец-то у меня был казак со своей лошадью, — рассказывает Анфиса Ивановна. – Тогда это очень ценилось. За лошадью, как за невестой, ухаживал. В Черном тогда, в начале прошлого века, казачий отряд был. А вот на месте, где сейчас конечная остановка – там церковь стояла. Престольный праздник у нас был Михайлов день – 21 октября. Гости приезжали со всей округи. А на Прокопьев день мы уже ехали гостить в Устиново. Там тоже казачья станица была. Других праздников что-то и не припомню. Не было традиций каких-то особых. На Новый год, бывало, соберемся с соседями. И все. |
назад |