последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

18 декабря 2002 г.
№ 93

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

МОРСКИЕ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ, БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ, УРАЛЬСКИЕ…

    Третье поколение

   Здачи, которые поставила жизнь перед разработчиками морских ракет третьего поколения в СССР и США, вытекали из асимметрии ранее достигнутых характеристик. Для США это означало получить межконтинентальную дальность стрельбы при сохранении разделяющихся головных частей индивидуального наведения. Для СССР – внедрить разделяющиеся головные части при сохранении максимальной дальности стрельбы.

   Вактивизации работ по третьему поколению заметную роль сыграли договорные процессы по ограничению стратегических вооружений, которые требовали незамедлительного внедрения разделяющихся головных частей. Эти процессы вступали в противоречие с жесткой установкой руководства оборонными отраслями на применение в морских ракетах твердого топлива. В результате сложного взаимодействия различных внешних и внутренних факторов практически одновременно была начата опытно-конструкторская разработка двух морских ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы: жидкостной Р-29Р при использовании традиционных решений с целью создания ракеты с разделяющейся головной частью в кратчайший срок и твердотопливной Р-39. Как дальнейшее развитие ракеты Р-29Р позднее была создана более совершенная Р-29РМ. В США процесс разработки подобных ракет был также двухэтапным (Трайдент С-4 и Трайдент Д-5), но этапность определялась причинами, связанными с переходом к новому поколению подводных лодок и перевооружением лодок предыдущего поколения.

   Дстигнутые результаты сторон были достаточно высоки и сопоставимы как по уровню боевой эффективности, так и по техническому уровню стратегического оружия. В целом тактико-технические характеристики морских ракет третьего поколения СССР и США, влияющие на стратегическое равновесие (дальность, точность, количество боеголовок, боеготовность, «залповость», скорострельность, надежность, всепогодность), выровнялись.

   Рботы над ракетами третьего поколения имели и конкурсную, и приказную составляющие. Разработчики понимали, что все мыслимые задачи, объективно стоящие перед морским стратегическим ракетостроением, включая задачу достижения равенства наших образцов с лучшими зарубежными аналогами, могут быть уверенно решены с использованием морских жидкостных ракет. Все, кроме одной, – быть твердотопливными. Также было ясно, что развернутый переход стратегических ракет на твердое топливо недешево обойдется стране, потребуются затраты и средств, и времени не только на развитие твердотопливной промышленности, но и на формирование инфраструктуры, связанной с эксплуатацией более тяжелых, чем существующие, ракет. Виктор Петрович Макеев делал все возможное, чтобы итоговое решение принималось при максимально объективной информации о конкурирующих вариантах. Одновременно все понимали, что эффективно решить задачу создания твердотопливной морской многоблочной баллистической ракеты с межконтинентальной дальностью стрельбы для новых подводных лодок третьего поколения может только сложившаяся кооперация разработчиков. И когда решение руководства по поводу новой твердотопливной ракеты было принято, когда оно было подстраховано разработкой жидкостной морской ракеты на традиционных основах (Р-29Р), вписывающейся в сложившуюся инфраструктуру, работы по двум направлениям были проведены с полной отдачей всех сил.

   Тк появилась ракета Р-39. В ходе работ над ней была создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на ракете, были в максимальной степени использованы задел и опыт, касающиеся боеголовок, бортовой системы управления с астрокоррекцией, корабельных вычислительных средств и корабельной системы управления, была разработана новая технологическая схема эксплуатации ракеты с применением агрегатов наземного оборудования на железнодорожном ходу. При разработке ракеты Р-39 были проведены многоэтапные летные испытания экспериментальных и телеметрических ракет путем пусков с плавстенда и наземного стенда, с экспериментальной и головной подводных лодок. Итог – развертывание твердотопливных ракет на подводных лодках третьего поколения «Тайфун», начиная с 1983 г., который был подан, с политической точки зрения, как ответ на программу «Трайдент».

   Рньше (на шесть лет) была разработана и принята на вооружение первая морская межконтинентальная ракета Р-29Р с разделяющейся головной частью, опередив аналогичную американскую ракету Трайдент С-4 на 2–3 года. В интересах сокращения сроков разработки, ракета Р-29Р в значительной степени унифицирована с ракетой Р-29. Заимствованы (с модернизацией) двигатели первой и второй ступеней, элементы пусковой установки, приборы бортовой и корабельной систем управления. Новое качество ракете придано применением трех-(или семи-) блочных разделяющихся головных частей. Унификация позволила исключить этапы летно-конструкторской отработки способа старта, обеспечила четырехлетний срок разработки, но, вместе с тем, оставила технические возможности наращивания боевых качеств морского оружия.

   Пследней полномасштабной работой морского ракетостроения в СССР стала трехступенчатая ракета Р-29РМ с десятиблочной или четырехблочной разделяющимися головными частями, летные испытания которой были завершены в 1984 г. По своим качественным показателям эта ракета не имеет себе равных. Известный специалист в области ракетно-космической техники доктор технических наук Ю. А. Мозжорин определил Р-29РМ как «ракету с наивысшим на данный период показателем энергетического совершенства как среди морских, так и среди сухопутных отечественных и зарубежных ракет».

   Гворя о достижениях в разработке морских ракет третьего поколения, нельзя не отметить выход отечественных боеголовок по массогабаритным характеристикам и удельным показателям на уровень аналогичных американских. Это стало результатом длительного плодотворного сотрудничества двух уральских академиков Евгения Ивановича Забабахина, Виктора Петровича Макеева, их учеников и соратников.

   Пдводя итоги изложенного, отметим, что кроме восьми основных морских баллистических ракет трех поколений, названных в публикации, разработаны 13 их модификаций. Восемь из них, относящихся к ракетам третьего поколения, приняты на вооружение в 1979–2002 гг.

   


Рэм Канин, руководитель лаборатории системных исследований и эффективности ГРЦ.

   



назад

Яндекс.Метрика