последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Среда, 4 декабря 2002 г. № 89 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ
— Николай Аркадьевич, с вступлением в действие Земельного кодекса РФ процесс формирования законодательной базы вашей деятельности завершился? — Не вполне. Правовая база развита уже довольно хорошо, но в последнее время законодатели продолжают активно ею заниматься. Кроме Земельного кодекса, который является основой земельного законодательства, принят закон «О государственном земельном кадастре», на основании которого создано новое государственное учреждение – земельно-кадастровая палата, а в нашем городе – ее филиал. Нчался процесс государственного учета земель. Сегодня все граждане, еще не зарегистрировавшие право на земельные участки, которыми они пользуются, обязаны сначала пройти процедуру постановки этих земельных участков на государственный учет в земельно-кадастровой палате и только после этого обращаться в регистрационную палату для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и земельные участки. Таким образом государство установило монопольное право на учет и регистрацию земель. Пинят закон «О землеустройстве». Принят и вступит в силу в феврале 2003 года закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Принят и приобрел на сегодня особую актуальность закон «О разграничении государственной собственности на землю». — Почему именно сейчас этому уделяется столько внимания, в том числе на сессиях городского Совета депутатов? — Когда в начале 90-х годов шел процесс приватизации недвижимого имущества (зданий, сооружений, предприятий), землю как бы вывели за скобки – просто не были готовы решать эти вопросы, не было соответствующей законодательной базы. Земля оставалась государственной собственностью. Сегодня проблема назрела. Начались вторичные процессы приватизации и продажи объектов недвижимости. Принятый Земельный кодекс РФ исходит из того, что право собственности на землю разграничено, полномочия собственников земель определены. Гавная задача на сегодня – разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Федерации и муниципальных образований. Когда этот процесс будет завершен, город получит в собственность земельные участки, которыми сможет распоряжаться самостоятельно, без оглядки на российский и областные инстанции. Сегодня органы местного самоуправления, принимая решение по распоряжению государственными землями, вынуждены согласовывать свои действия с государственными учреждениями. — И как же будут определять, где чья земля? — Права на землю сейчас получат те публичные образования, которые в свое время давали разрешение на приватизацию того или иного предприятия, расположенного на этой земле. Если юридические лица обретали собственность по решению правительства Российской Федерации, то и право собственности на землю останется за Российской Федерацией. Земли Государственного ракетного центра, НПО «Электромеханика», вне всякого сомнения, будут отнесены к государственной собственности. Если принятие решения о приватизации было в компетенции субъекта Федерации – права на землю получает субъект Федерации. Если объект был муниципальным – право собственности на землю получит муниципальное образование. Всобственности государства остаются земли оборонных объектов, предприятий связи, заказников, заповедников. — Получается, что на территории города земля будет поделена на участки, принадлежащие разным собственникам? И какая ее часть, по предварительным расчетам, достанется муниципальному образованию? — В собственность муниципального образования перейдут земли, на которых расположены объекты муниципальных предприятий и учреждений, земли общего пользования (дороги, проезды, парки, скверы) — думаю, процентов около восьмидесяти (за исключением земель гослесфонда и особо охраняемых природных территорий). Поцесс разграничения достаточно трудоемкий: оформление документов, согласования, утверждение, государственная регистрация. Раньше просто подразумевалось, что вся земля, на которую никто не претендует, находится в распоряжении муниципалитета. Сейчас это право нужно оформить в соответствии с законом, чтобы можно было передавать землю гражданам за плату или бесплатно. — И кому же земля будет передаваться бесплатно? — Получить в собственность земельные участки бесплатно могут те, кто занимается садоводством, владельцы личных подсобных хозяйств – в том случае, если право собственности на жилой дом приобретено гражданами до 6 марта 1990 года. Тот, кто приобрел дом после этого срока и не успел оформить право собственности на землю до вступления в силу Земельного кодекса, может оформить свой участок в аренду или выкупить его. Кк правило, до сих пор право собственности или пользования на землю оформляли те, кому нужно было продать, обменять или как-то иначе распорядиться своим имуществом. Остальные не спешили. — Земля-то, может в собственность передается бесплатно, а вот за оформление документов приходится платить, и не так уж мало. — Да, сейчас процедура оформления документов на землю усложнилась. В соответствии с требованиями земельно-кадастровой палаты для постановки на государственный учет нужно иметь план земельного участка, выполненный в системе координат, связанный с государственной системой. Составление такого плана – трудоемкая техническая работа, требующая затрат. Сегодня в городе несколько организаций имеют лицензии на ее выполнение, цены у них разные, в среднем около тысячи рублей. — А если владелец участка получил регистрационное свидетельство, удостоверяющее его право собственности на землю до создания земельно-кадастровой палаты, оно действительно или нужно все оформлять заново? — Ранее полученные документы на право собственности на землю действительны. — Можно ли сейчас получить бесплатно земельный участок для индивидуального строительства бесплатно или только купить его? — Земельным кодексом РФ установлено, что земельные участки для строительства приобретаются только на торгах. Мы уже провели первые аукционы по продаже права аренды земельного участка для строительства. Объявления о торгах публикуются в СМИ, специальная комиссия с участием депутатов горсовета, председателей комитетов самоуправления и других специалистов определяет стартовую цену, а дальше все зависит от количества желающих приобрести участок и их возможностей. Были случаи, когда стартовую цену превышали в 3—5 раз. — Насколько высока стартовая цена? — Среднюю цену назвать трудно. Очень много факторов учитывается при ее назначении: район, наличие коммуникаций, соседство с другими объектами и т. п. Минимальная цена за участок (примерно 9 соток) – 8—10 тысяч, верхний предел – 25 тысяч. — Имеют ли какие-то категории граждан право на льготы? — Земельным кодексом это не предусмотрено.
Беседовала О. ОВСЯННИКОВА.
Чтатель М. Кислюк и его соседи интересуются, как им начать приватизацию земли под сараями. Они построены «законно», по согласованию с властями лет 10 назад. И что будет, если землю не приватизировать. Надо ли оформлять право владения самими сараями? На руках у их владельцев никаких документов нет.
Сово «законно» правильно заключили в кавычки. Если документов нет, это дает основание сомневаться в законности постройки. Хотя не исключено, что 10 лет назад система оформления документов еще не устоялась. Еинственно правильный выход – подготовить все бумаги, изначально дающие право на строительство. Гражданам следует обратиться в орган местного самоуправления (заявление на имя главы города) с просьбой о предоставлении им земельного участка для строительства объекта. Эо обращение будет рассмотрено на заседании межведомственной комиссии, которая занимается вопросами предоставления земель, в том числе и для строительства объектов. Если специалисты придут к выводу, что объект имеет право на существование, то можно будет оформить документы на строение и на землю. Если этого не сделать, какое-то время, возможно, жители будут пользоваться своими сараями, пока не возникнут вопросы у тех или иных надзорных служб – пожарной службы, управления архитектуры и градостроительства и т. д., что неизбежно. В соответствии с действующим законодательством строения, на которые отсутствуют документы, считаются построенными самовольно и подлежат сносу.
Гуппа пенсионеров из пос. Мелентьевка хочет знать, обязательно ли им приватизировать свои участки и в чем преимущество приватизации? Можно ли продать неприватизированный участок? Уграждан есть предоставленное законом право выбора – оформить документы на право собственности или на право аренды. При этом закон сегодня обязывает иметь документ на право пользования землей. Налоговые органы при начислении налога на землю руководствуются сведениями, имеющимися в их распоряжении. Плата за землю начисляется как на основании документов, выданных в соответствии с действующим законодательством, так и на основании документов, выданных ранее. Пиватизация участка дает право распорядиться им – подарить, продать и т. д. Арендатор такого права не имеет.
|
назад |