последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 29 ноября 2002 г. № 88 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
ВАЛЕРИЙ ПАНОВ:«МЕЛКИХ ПРОБЛЕМ НЕ БЫВАЕТ!» Н прошлой неделе, после возвращения из США, Валерий Панов побывал в редакции «Глагола» и ответил на вопросы корреспондентов. Всостоявшемся разговоре было затронуто немало тем. Сегодня предлагаем читателям наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты диалога. Солько стоит «билет» в ВТО? — Валерий Викторович, давайте начнем разговор с поездки в Бостон. Всемирная Торговая Организация, инвестиции – пока все это большинству россиян кажется чем-то весьма и весьма далеким. Между тем, плюсы и минусы интеграции каждый может испытать на «своей шкуре» совсем скоро... — Разумеется. Весь вопрос в том, достигнем ли мы тех конечных целей, ради которых, собственно говоря, и стараемся. Это, в первую очередь, рабочие места. На том же УралАЗе сейчас 20 тысяч работающих, за ними еще десятки тысяч членов семей, ветераны... – целый город. А что будет, если производство пойдет на спад и вместо двадцати тысяч придется ограничиться десятью?.. Сдругой стороны, чем больше появится стабильно работающих предприятий, тем быстрее их работники почувствуют это «на своем кармане». А от повышения зарплаты – все производные, в первую очередь – налоги. Тк что без интеграции в мировую экономику, привлечения солидных инвесторов мы вряд ли добьемся каких-то результатов. — Вы как раз участвовали в работе круглого стола «Инвестиционные аспекты вступления России в ВТО». Удалось почувствовать настрой деловых кругов Запада, хотят ли они прийти в Россию со своими деньгами? — Далеко не все так однозначно. С одной стороны, настрой у потенциальных инвесторов есть, и их довольно много. Но, разумеется, никто не хочет потерять свои деньги, наоборот – всех интересует прибыль. У нас же пока нет-нет да и просматриваются отголоски социалистической ментальности: дескать, пусть придут инвесторы, дадут побольше денег, а мы уж что-нибудь с ними сделаем. Тк что без создания целого ряда необходимых условий для притока инвестиций не обойтись. И ничего предосудительного нет в том, что кто-то хочет, вложив деньги и создав у нас предприятие, получить в конечном итоге прибыль. Давно пора забыть разговоры типы «Ах, он будет у нас себе деньги зарабатывать?.. Не пущать!». Ксожалению, пришлось столкнуться на симпозиуме с большим непониманием наших конкретных условий хозяйствования. К примеру, Запад требует с нашей стороны повысить цены на газ до мирового уровня. Приходилось настойчиво объяснять, что это повлечет рост цен на электроэнергию, транспорт – по сути, на все. И российская экономика окончательно станет неконкурентоспособной. Птались доказывать пагубность подобных мыслей на чисто житейских примерах. Предлагали спросить американских женщин, любят ли они носить шубы, даже норковые. Конечно, ответят отрицательно, найдут какие-то слова об охране природы. Но никому же не приходит в голову задавать подобные вопросы россиянкам. Потому что у нас просто-напросто холодно, а тот же Бостон – на широте Сочи, там плюс 10. Втупать в ВТО все равно необходимо, это единственный, пожалуй, способ заставить страну работать. Работать так, как работает весь мир. Как следствие – создавать все те блага, которым мы пока только завидуем. — Тем более что в мировой экономике процессы интеграции идут давно, создаются транснациональные корпорации. И, в конце концов, не так уж и важно, кому принадлежат контрольные пакеты в том же «Даймлере-Крайслере» или кто купил «Роллс-Ройс». Главное – фирмы развиваются, люди довольно уверенно смотрят в завтрашний день... — Конечно. И мы к этому придем неизбежно. — Другое дело – при вступлении в ВТО хотя бы на первое время нужно, наверное, выставлять какие-то свои условия? — Да, причем не только на первое время, а, как я думаю, навсегда. Необходимо отстаивать особенности нашей страны в целом и ее экономики в частности. Понятно, чтобы это не было во вред партнерам. Н надо забывать про наши конкурентные преимущества. Это и очень высокий уровень образования, и развитая инфраструктура – транспорт, энергетика, связь... Кнечно, все это очень непросто, требует серьезной работы и от правительства, и от целого ряда групп по подготовке к вступлению в ВТО. Увы, пока идут бесконечные дискуссии. Должен сказать, что на симпозиуме американцы буквально «приходили в восторг», слушая, как российские лидеры – и из сферы экономики, и из властных структур – очень часто до хрипоты спорили между собой, но так и не приходили к общему мнению. Следовала вполне естественная и понятная реакция: «Сначала у себя разберитесь!». — Президент ставит задачу вступления в ВТО в конце 2003 года. Это реально? — Считаю (это, понятно, мое личное мнение), что вступить через год мы просто будем не в состоянии. Нужны года три для подготовки. Здесь надо отмерить не семь раз, а гораздо больше. Входной билет, конечно, имеет свою цену, но эта цена не должна быть неподъемной, разрушительной. — Приходится сталкиваться с мнением, что все эти международные форумы и симпозиумы лишь очередной повод «потусоваться». Вы же были в Бостоне уже во второй раз... — Если удастся, то и в третий раз поеду. Сразу ведь довольно трудно понять, какие возможности открываются перед участниками симпозиума. Пленарные заседания, круглые столы... И в то же время совершенно свободный доступ к любому политику или бизнесмену. В первый раз от этих возможностей мысли «идут вразбег». Мжет, кому-то интересно просто «потусоваться» в этой гуще. Но с таким же успехом можно и в театр сходить, на концерт. Там тоже интересно. Ршить же какие-то задачи можно лишь определив цель, выстроив подходы. Ну, а без личных контактов вообще ничего не получится. — И что, можно говорить о конкретных результатах? — Можно. Но давайте не будем, чтобы не спугнуть. Вот когда сделаем намеченное, тогда и поговорим. Масский экзамен – на «отлично» — Валерий Викторович! Арбитражный суд 21 ноября утвердил решение собрания кредиторов ОАО «УралАЗ» о заключении мирового соглашения. Так что можно говорить о завершении очередного этапа в вашей биографии как менеджера, экономиста? — Считаю, говорить надо не обо мне. Все четыре года мы работали в самом тесном контакте с губернатором области, администрацией, правительством, федеральными структурами. Нельзя не сказать и о наших партнерах – поставщиках, заказчиках. Без их участия не было бы никакого подъема автозавода. Нкогда не забуду, как в 1998 году помог «Сургутнефтегаз». Тогда, в период полного недоверия к заводу, его директор Владимир Леонидович Богданов подписал контракт на поставку 400 автомобилей. И не только подписал, но и сделал предоплату в размере 50 процентов. А главное – это коллектив автозавода. Все вместе разрабатывали программы, ставили цели, которые казались даже несколько нереальными. И очень тяжелой работой каждый день понемногу приближали результат. — Для автозаводцев вы четыре года назад были человеком со стороны, многими воспринимались неоднозначно. Когда почувствовали, что вас считают «своим»? — Считаю, что пришел и влился в уже существующую команду. А когда стали доверять, это лучше спросить у людей. Я же почувствовал элементы доверия в 1999 году, когда мы смогли решить основной вопрос – стали платить зарплату. Начинали с 50 рублей за октябрь 1998 года, потом наращивали. Чтобы сдержать слово, выдержать график увеличения выплат, порой приходилось идти буквально по «лезвию ножа». Трудно было всем. Не только рабочим, но и директорам производств, начальникам цехов. Беда-то была общей, и решали ее всем миром. А разве сбросишь со счетов целый ряд социальных вопросов? Вообще, считаю, любому руководителю надо как можно чаще ставить себя на место простого рабочего. Только так можно вникнуть во все проблемы. — А когда только решали идти вытаскивать УралАЗ, в полной мере понимали глубину той ямы, в которой он оказался? — Понимание пришло только после детального анализа. Месяца три-четыре понадобилось, чтобы выработать какие-то первые подходы, наметить пути решения проблем. Издесь не могу не сказать о наших консультантах, ученых из Челябинска и Москвы. Это настоящие профессионалы! И двигало ими не стремление заработать, а искреннее желание помочь. Вникали в проблемы, стоявшие перед коллективом, оценивали степень их сложности. Даже чисто человеческим радушием помогали. Разве это забудешь! — В общем, было сделано если не все возможное, то близко к тому? — Наверное, так. Но не будем ставить точку. Давайте смотреть дальше – ведь всех волнует судьба завода. Впереди очень серьезные испытания, вызванные объективными изменениями в обществе – к примеру, та же международная интеграция. Есть и совершенно конкретные сегодняшние вопросы. Мы их знаем, решаем. Сасибо и вам, журналистам. Не даете забывать о проблемах. А одним из главных итогов считаю то, что мы сумели сохранить единый производственный комплекс, единый трудовой коллектив градообразующего предприятия, которое выпускает продукцию, имеющую стратегическое значение. Есть все возможности для развития, совершенствования технологий, увеличения объемов производства. — И много в стране предприятий аналогичного масштаба, которые прошли процесс оздоровления так же успешно? — Есть, конечно. Правда, в автомобилестроении примеров не припомню. Должен заметить, что банкротные процедуры в последнее время все чаще приходят к мировому соглашению. Плохой мир, как говорится, всегда лучше доброй ссоры. Чтатели спрашивают... — Валерий Викторович, как вы знаете, «Глагол» пригласил к диалогу с вами своих читателей. Сразу заметим, что это вызвало живой интерес, спектр читательских вопросов весьма разнообразен. Многих, например, волнует судьба заводских общежитий, других – судьба акций УралАЗа... — Уже через несколько дней мы опубликуем условия их покупки. Причем, цену очень трудно будет подвергнуть критике с экономической точки зрения. Но должен заметить, что процедура эта создана искусственно, основана на том, что мы в большинстве своем не понимаем экономических законов и процессов. Невозможно объяснить, что акция – это лишь подтверждение того, что ты являешься одним из тысяч собственников. И пресловутые дивиденды зависят от того, какой ты собственник – эффективный или нет. А если завод только убытки производит? Никто же не заставляет акционеров их возмещать. — Как депутат вы занимаетесь законотворчеством на областном уровне. Но наряду с этим – масса обращений по мелочам, которые должны решать местные органы власти... — Это тоже мои вопросы. В автозаводском избирательном округе живут люди, поверившие мне. И я должен оправдывать это доверие независимо от того, какая проблема у человека. Такой подход менять не собираюсь. Вобще, мелких проблем не бывает. За каждой – человек. — Несколько неожиданный вопрос о «Заботе». Пенсионерка Н. Иванова из Златоуста часто бывает в Миассе у детей и, по-доброму завидуя миасским ветеранам, интересуется: будет «Забота» в Златоусте? — Вообще-то я уже посоветовал своим коллегам – златоустовским депутатам подумать над созданием в их городе попечительского совета. Ведь эта форма работы не требует каких-то огромных средств. Иногда достаточно помочь добрым словом, советом, вспомнить о дне рождения человека, забытого многими. Так приди к нему с цветами и коробкой конфет, просто поговори за чашкой чая...
В. СТРЕЛЬНИКОВ.
Фто С. РЯБОВА. Р S. Обещая провести в редакции «Глагола» встречу с В. Пановым, мы приглашали читателей принять участие (пусть и заочное) в разговоре. Благодарим всех, кто откликнулся! Н, а самыми интересными признаны вопросы ветеранов – Валентины Федоровны Лесновой и Леонида Степановича Свирида. Именно им Валерий Викторович просил передать свои сувениры.
|
назад |