последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 15 ноября 2002 г. № 84 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
БЫВШИЙ ЦЕНТР, ЗАБЫТАЯ ОКРАИНА
Нсмотря на то что уже несколько десятков лет переставший быть центром Старгород приходит в упадок, бродить по его улицам – отрада для глаз и души. Каждый дом и домик здесь имеет свое «лицо» и «характер». У многих есть еще и «судьба». Приглашаем читателей на заочную прогулку в сопровождении архитектора Любови Никулиной (мы познакомили вас с нею в номере от 7 ноября) и фотокорреспондента «Глагола» Виктора Суродина. Случайно или нет, но оба они родились на одной улице – 30 лет ВЛКСМ, а двоюродный дед Виктора Алексеевича был в свое время городским архитектором. — Большинство зданий исторического центра Миасса построены в стиле модерн, сложившемся в Восточной Европе в ХIХ веке и на рубеже ХIХ—ХХ веков пришедшем в Россию, – рассказывает по дороге Любовь Павловна. — Для него, в отличие от барокко и рококо, характерны плавные линии, эркеры – выступы в стенах с окнами на все стороны, украшения в виде ажурных решеток, растительного орнамента на фасадах, акцентирование объема здания высокими четырехскатными крышами, крытыми черепицей. Есть и более ранние строения. Ксожалению, почти ничего не известно об архитекторах, проектировавших эти здания. Видимо, большая часть из них возводилась по типовым проектам. Првая остановка – у бывшего магазина Стахеевых на углу улиц Пролетарской и Ленина. — В этом доме, — продолжает Виктор Суродин, — на первом этаже был магазин, на втором – ресторан. Наверх ведет крутая лестница, так что перебравшие посетители буквально сыпались с нее и вылетали наружу. Специально, что ли, такую сделали? В окнах сверху стекла были выпуклые, снизу их защищали красивые медные ограждения. Сорачиваем на улицу Ленина. — Кинотеатр «Энергия», теперь уже бывший, тоже построен в стиле модерн, – объясняет Любовь Павловна. – Над окнами когда-то был орнамент, а вместо обычных стекол – витражи. Ведь раньше тут размещался игорный дом, золотишко просаживали фартовые старатели. Так, чтобы снаружи не видно ничего было. Нпротив – дом Бакакина. Вообще-то первым его хозяином был Кузнецов. Очень похожий дом есть в Троицке, только возле него построена еще оранжерея. Видите, здесь идет реставрация. Внешне получается, вроде бы, неплохо. Но вообще работы эти зачастую проводятся нетехнологично. Для этого требуется особая лицензия, ведь в старинных сооружениях идут процессы разрушения. Их надо остановить, законсервировать, что возможно – заменить. Просто оштукатурить и покрасить фасад – недостаточно. Нужно следить и за колористическим решением. Для нашего региона характерна теплая бежево-охристая цветовая гамма. И не случайно: солнца на Урале маловато, хотя бы и на Южном. Иогда при реконструкции новым хозяевам удается удачно вписать элементы нового в общий вид здания. Вот, посмотрите, евроокно не выглядит чужеродным элементом на фасаде этого старого дома. Если бы еще цвет был не белым, а бежевым – совсем было бы хорошо. Очень корректно, на мой взгляд, вписался пристрой к зданию бывшей гимназии. Еем по узким улочкам и горушкам. Недалеко от пруда – свеженький коттедж из красного кирпича. — Дом вообще-то, выглядит неплохо. Построен без излишеств и вычурностей, части соразмерны, – оценивающе рассматривает специалист. – А то ведь бывает, издалека не поймешь – жилой это дом, церковь или какое-то учреждение. Приходилось мне бывать в коттеджах, которые хозяева строили наспех – лишь бы побольше, а потом обнаруживали, что жить в новом доме неудобно. Архитектура – это же не только красота, но и функциональность. А вообще, замечательно, что у людей появилась возможность строиться. Конечно, если это делается не на грязные деньги от торговли наркотиками или каких-то махинаций. Чстные дома, которых за последние десять лет на улицах Старгорода появилось немало, действительно гораздо лучше вписываются в его облик, чем панельные многоэтажки. Серым убожеством торчат они на фоне домов старой застройки. — Обратите внимание, — показывает В. С., — эти старые тополя по углам домов в палисадниках посажены не только для красоты. Они вытягивают воду и не дают мокнуть фундаменту. — А эти массивные стены из камня, — объясняет Л. Н., — называются брандмауэрами, они создают преграду огню при пожарах. Еем по улице Октябрьской. Рядом стоят два заброшенных, полуразрушенных здания. Когда-то здесь были детские сады. Таких руин в старом городе, увы, немало. Впечатление они производят удручающее, как будто совсем недавно на наших улицах шли бои. Неужели нет способа заинтересовать предпринимателей, которые могли бы восстановить все это добро? Или над этим никто всерьез не задумывался? Еем к бывшей столовой МИЗа. Любовь Павловна продолжает экскурсию: — Здесь в старые времена был гостиный двор – торговые ряды, где продавали самые разные товары – китайские шелка, арбузы, восточные сладости. Напротив – бывшая биржа, потом в этом здании располагалась сберкасса. А вон тот дом давно уже стоит в лесах. Работы по реставрации начались было, но, видно, денег не хватило. Обратите внимание на решетки наверху: их узоры – уникальны, некоторые ничуть не хуже знаменитых петербургских. Знаете, почему в свое время убрали такие решетки с дома Жарова? Они не выдержали тяжести букв лозунга «Слава КПСС!». Зание аптеки, насколько мне известно, строилось специально для этой цели. Правда, похоже на пряничный домик? Это эклетика – смешение разных стилей. Очень интересно выполнена кладка стен. Помнится, в детстве мы бегали сюда посмотреть на пиявок – они бывают разными, с цветными полосками, и так красиво двигаются в специальных сосудах. Сорачиваем к симоновскому особняку. В одном дворе с ним – небольшой, но такой же красивый домик. До него пока не дошли руки, выглядит сиротинкой рядом с главным зданием, которое краеведческий музей старается содержать в порядке. Ием в музей, к научному сотруднику Галине Наумовой. Просим рассказать, что ей известно об архитекторах, внесших свою лепту в строительство города. — Известно очень немногое, — говорит Галина Михайловна, — мы знаем имя только Федора Александровича Тележникова. По его проекту строились госпиталь и казармы. Сам он из Златоуста, учился в Петербурге и много работал в нашем регионе в 30—50-е годы ХIХ века. Низвестны имена даже авторов проектов церквей! Можно предположить, что и в те времена архитекторы старались получить «левый» заработок, чтобы не платить налогов, поэтому и не афишировали свое участие в строительстве. П типовым проектам строили в Миассе дома не только для купцов и чиновников, но и для мастеровых. Желающим строиться давали ссуды, предоставляли проект, выделяли кирпич. Нпоследок Виктор Суродин везет нас по своим любимым закоулкам, «древним руинам» каменных и деревянных складов, амбаров, магазинов. Почему же эти некогда так добротно построенные сооружения оказались никому не нужными? Грустно. Есть же такие страны, где десятки поколений живут в своих замках из века в век! Вяд ли сегодня кому-то еще нужно доказывать, что наш старый город представляет собой не только историческую, но и эстетическую ценность. — В центре исторической части Миасса сохранился архитектурный ансамбль, каждое здание вносит в него свою ноту – считает Любовь Никулина. – Он представляет собой несомненную ценность в масштабе всего Уральского региона и, кроме всего прочего, является типичным примером застройки подобных городов, возникших вокруг какого-то завода. В70-х годах Свердловским архитектурным институтом была разработана комплексная программа охраны и использования памятников архитектуры, истории и материальной культуры «Каменный пояс». В рамках этой программы было создано несколько проектов реконструкции старого Миасса. Занималась этим и я. Варианты предлагались разные. Конечно, город – это не музей под открытым небом. Но если бы сделать в исторической части туристский комплекс с магазинами и культурными центрами – все это работало бы и приносило реальную пользу. Мчты? Как знать! На совещаниях городского руководства, сессиях горсовета нередко можно услышать лозунг: «Главное – осознать проблему и поставить цель». Может быть, в ожидании очередного юбилея власть повернется лицом к Старгороду и задумается всерьез о его судьбе? Ведь неловко даже гостей приглашать в краеведческий музей – что люди увидят вокруг?! И как стыдно перед детьми и внуками за такое состояние Миасса-дедушки...
О. ОВСЯННИКОВА. Фото В. СУРОДИНА.
Р S. И вот такое еще родилось предложение. А что если выбрать красивый пустующий дом в исторической части города, привести его в порядок и переселить часть городской администрации во главе с мэром из розового дома? Наверняка это было бы ощутимым толчком в решении многочисленных проблем старого города, и не только архитектурных.
|
назад |