последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

25 октября 2002 г.
№ 79, Тусовка

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«ПАРИЖАНКА» С ПЕВУЧИМ ГОЛОСОМ

Фото В. СУРОДИНА.   Эот язычковый клавишный музыкальный инструмент был изобретен в ХIХ веке. По форме напоминает пианино, а по звучанию близок к органу. Звук рождается за счет колебания металлических язычков, которые приводятся в движение струей воздуха, нагнетаемого ножными мехами. При нажатии на клавиши открываются соответствующие клапаны, которые пропускают воздушную струю.

   Фсгармония, стоящая в миасском музее, была изготовлена в Париже. К сожалению, невоспитанные посетители сорвали с инструмента табличку, и сейчас сложно установить год ее выпуска, но наверняка возраст «мадам» измеряется уже трехзначными цифрами. Как же эта вещь оказалась в Миассе?

   З ответом я отправился к директору детской школы искусств № 3 Александру Лопатко. Его бабушка – Александра Захаровна Глухих – была в свое время владелицей фисгармонии и впоследствии передала ее в музей.

   — Александр Владимирович, ваша бабушка была как-то связана с музыкой?

   — Отчасти да. Хотя родом она из простой многодетной (9 детей) казачьей семьи, из Верхнеуральска. Имела всего три класса образования и музыкальной грамоте не училась. Обладала неплохим голосом, пела в церковном хоре, где и встретилась со своим будущим мужем.

   — Как же в их доме появилась фисгармония?

   — Мой дед, Александр Константинович Глухих, горняк по профессии, занимал разные должности. После революции был даже какое-то время главой города Верхнеуральска. Жила семья небедно, могли себе позволить приобретать редкие и дорогие вещи. Много поездив по различным приискам, в 30-м году бабушка с дедом приехали в Миасс и купили дом по улице Советской, 15. Он и поныне цел. В то время моей маме, Вере Александровне, которая была первым ребенком в семье, исполнилось пятнадцать лет. И пора было задуматься об эстетическом воспитании, образовании детей. Наверно, в это время и появилась в их доме фисгармония. Но где и как они ее приобрели, я не знаю.

   Пмню, бабушка играла на ней в основном православные песнопения, так как это инструмент скорее камерного плана, для исполнения религиозной музыки. Александра Захаровна и в Миассе продолжала петь в хоре вплоть до 1951 года. Пока дедушке, в то время главному геологу «Миассзолота», партработники не дали понять, что его жене «совсем не обязательно» посещать церковь.

   — А Вере Александровне удалось освоить фисгармонию?

   — Да, мама тоже могла на ней играть. В 1936 году она поступила в Челябинское музыкальное училище, после окончания педагогического техникума. Но заниматься на фисгармонии по программе музыкальной школы было не с руки. Ведь для игры на ней нужно постоянно накачивать ногами воздух, да и возможности этого инструмента в музыкальном плане весьма ограничены. Поэтому в доме было еще и фортепьяно «Красный Октябрь», которое использовалось, конечно, чаще.

   — Насколько мне известно Вера Александровна оставила свой след в истории города. Она пела в миасской опере?

   — На рубеже 1956—57 годов, на базе автозаводского клуба, в парке, собрали певческих энтузиастов со всего города. Под руководством Софьи Артуровны Манн прошла постановка оперного спектакля, а точнее, отдельных сцен из «Евгения Онегина». Партию Татьяны Лариной пела мама. Успех был большой, а постановка выдержала несколько показов.

   — Почему Александра Захаровна решила подарить фисгармонию музею?

   — Перед смертью бабушка захотела сделать подарок будущему поколению. И сначала стояла перед выбором: либо в музей, либо в церковь. Ведь она была человеком верующим, набожным. Но все же бескорыстно передала фисгармонию в музей. Почему? Не знаю, это целиком ее воля.

   Кк из Парижа фисгармония перебралась в Миасс – по-прежнему остается загадкой. По-видимому, за свою долгую жизнь она сменила не одного хозяина. И как знать, не ее ли удивительный голос способствовал тому, что музыка стала в семье Глухих-Лопатко не только увлечении, но и профессией.

   Соя в зале краеведческого музея, фисгармония, наверное, тоскует по чутким пальцам музыкантов. Но уж такая у нее теперь роль – служить связующим звеном с прошлым.

   


А. БОВЫКИН.

   



назад

Яндекс.Метрика